Рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, по отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения плановых проверок
ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ПЕРЕДАННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ПО ОТБОРУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ЕЖЕГОДНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - органы государственного контроля (надзора) в сфере образования), проводятся мероприятия по контролю (надзору) в сфере образования в отношении образовательных организаций на основании ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - План проверок).
Наиболее эффективной формой контроля, позволяющей всесторонне оценить и проверить объект надзора, является выездная проверка. Вместе с тем она же является и наиболее трудоемкой, и требует значительных финансовых затрат.
Построение единой, открытой и понятной для всех системы планирования выездных проверок должно быть основано на определенных принципах, таких как:
своевременность реагирования на признаки возможного совершения правонарушений;
неотвратимость наказания в случае выявления нарушений законодательства в сфере образования;
обоснованность выбора объекта проверки.
Такой подход к планированию проверок, безусловно, способствует росту эффективности контрольных мероприятий за счет реализации обоснованного отбора объектов проверки.
В целях принятия мер по снижению административной нагрузки на образовательные организации и сокращения мероприятий по контролю Рособрнадзор рекомендует органам государственного контроля (надзора) в сфере образования при планировании проверок анализировать:
данные, размещенные в региональных информационных системах об уровне образовательных достижений обучающихся (результаты региональных мониторингов качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ, национальных и международных исследований качества образования и др. исследований);
данные, размещенные в региональных информационных системах об уровне квалификации педагогических работников (результаты аттестации);
результаты ранее проводившихся проверок;
информацию и документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть размещены на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Также рекомендуем при проведении мероприятий по контролю не запрашивать документы, размещенные на вышеуказанных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не требующих актуализации.
При формирования Плана проверок и выборе образовательной организации необходимо учитывать следующие критерии:
наличие или отсутствие нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных проверок;
исполнение предписаний, выданных по результатам плановых и внеплановых проверок;
наличие или отсутствие обращений граждан по вопросам нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования;
наличие сведений о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере образования, поступивших от других органов государственного контроля (надзора), органов прокуратуры и др.;
наличие положительной динамики образовательных достижений обучающихся, в том числе по результатам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.;
инновационная активность образовательных организаций;
наличие или отсутствие вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования.
На основании предложенных критериев предлагаем сформировать три группы образовательных организаций.
Первая группа. Образовательные организации:
показывающие стабильно низкие результаты на уровне среднерегионального, по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.;
в деятельности которых ранее были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, включая грубые нарушения лицензионных требований;
на деятельность которых неоднократно поступали жалобы и обращения;
Вторая группа. Образовательные организации:
показывающие стабильный уровень образовательных достижений обучающихся на уровне среднерегионального, по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.,
в деятельности которых не было выявлено грубых нарушений лицензионных требований.
Третья группа. Образовательные организации:
показывающие стабильно высокий уровень образовательных достижений обучающихся на уровне среднерегионального, по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.,
в деятельности которых не выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования по результатам ранее проведенных проверок, имеющие высокую инновационную активность;
на деятельность которых не поступали обращения и жалобы граждан.
При распределении образовательных организаций на группы:
а) в первую группу включаются образовательные организации при наличии хотя бы одного из критериев, входящих в данную группу;
б) образовательные организации, не подпадающие под критерии первой группы, но имеющие хотя бы один из критериев второй группы, включаются во вторую группу;
в) образовательные организации, не подпадающие под критерии первой и второй групп, включаются в третью группу.
Периодичность проведения и форма проверки определяются исходя из того, в какую группу включена образовательная организация.
В отношении образовательных организаций первой группы проводятся плановые проверки не чаще одного раза в 3 года.
В отношении образовательных организаций второй группы проводятся плановые проверки не чаще одного раза в 4 года.
В отношении образовательных организаций третьей группы проводятся плановые документарные проверки, периодичность которых составляет не чаще одного раза в 5 лет.
Результатом реализации такого подхода станет:
снижение общей административной нагрузки на образовательные организации со стабильно высокими показателями качества образования и низкой вероятностью нарушений;
повышение качества проведения плановых проверок;
дополнительная мотивация образовательных организаций к повышению качества работы;
высвобождение достаточного количества ресурсов для проведения органами государственного контроля (надзора) в сфере образования профилактической работы по предупреждению и устранению нарушений обязательных требований.
При подготовке плана проверок в целях снижения административной нагрузки на образовательные организации следует рассмотреть возможность сочетания проверок при осуществлении лицензионного контроля, федерального государственного надзора в сфере образования и федерального государственного контроля качества образования.
Сформированный План проверок целесообразно рассматривать и согласовывать на общественных советах или иных коллегиальных органах при органах государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Информация о согласовании ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с вышеуказанными органами и органами прокуратуры размещается на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) в сфере образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей