Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращен 31 декабря 2020 года (Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 N 1083).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);

способностью осуществлять научный анализ социально значимых явлений и процессов, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческих и философских проблем, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического и социального процессов, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);

способностью понимать социальную значимость своей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, защите интересов личности, общества и государства (ОК-5);

способностью к работе в многонациональном коллективе, к формированию отношений сотрудничества и трудовой кооперации, а также к применению методов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);

способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7);

способностью к поиску, переработке и передаче актуальной информации из различных источников, готовностью квалифицированно использовать современные информационные компьютерные технологии (ОК-8);

способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения (ОК-9);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-10);

способностью к осуществлению воспитательной и обучающей деятельности в профессиональной сфере, применению творчества, инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей (ОК-11);

способностью самостоятельно применять методы физического развития и воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12);

готовностью использования в профессиональной деятельности и быту требований по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, методов защиты людей от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью самостоятельно приобретать новые знания и умения и использовать их в сфере профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью понимать и решать научно-технические, правовые и экономические проблемы в сфере профессиональной деятельности (ОПК-2);

способностью понимать сущность и значение информации, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-3);

готовностью применять знания нормативных документов, регламентирующих обеспечение безопасности в сфере профессиональной деятельности (ОПК-4);

способностью применять основные естественнонаучные законы при решении профессиональных задач (ОПК-5);

способностью использовать пакеты прикладных программ при решении профессиональных задач (ОПК-6);

способностью использовать основные методы защиты персонала, населения и окружающей среды при эксплуатации авиационных комплексов и при возможных чрезвычайных ситуациях (ОПК-7);

способностью решать профессиональные задачи с использованием английского языка (ОПК-8);

способностью использовать современные средства и методы проведения измерений (ОПК-9);

способностью решать прикладные инженерно-геометрические задачи и оформлять техническую документацию согласно Единой системе конструкторской документации (ОПК-10);

готовностью осуществлять контроль соответствия оформляемой технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ОПК-11);

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

эксплуатационно-технологическая деятельность:

способностью эксплуатировать авиационные комплексы в мирное и военное время в соответствии с нормативной документацией (ПК-1);

способностью эксплуатировать объекты авиационной инфраструктуры в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и нормативных правовых актов Российской Федерации (ПК-2);

способностью организовывать и обслуживать воздушное движение (ПК-3);

способностью организовывать и проводить мероприятия по обеспечению безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности (ПК-4);

способностью организовывать, обеспечивать и выполнять поисковые и аварийно-спасательные работы (ПК-5);

способностью к выполнению мероприятий по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (ПК-6);

способностью осуществлять взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов (ПК-7);

способностью оценивать возможности выполнения задачи в зависимости от внешних условий и характеристик воздушного судна в процессе эксплуатации (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность:

способностью организовывать работу коллектива исполнителей, обосновывать, принимать и реализовывать управленческие решения в условиях дефицита информации и времени, а также нести за них ответственность (ПК-9);

способностью организовывать безопасную эксплуатацию авиационных комплексов и объектов авиационной инфраструктуры (ПК-10);

способностью организовывать мероприятия по повышению квалификации авиационного персонала (ПК-11);

способностью и готовностью рассчитывать и оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-12);

способностью принимать решение на выполнение полета и оценивать уровень его безопасности на основе всестороннего анализа факторов (ПК-13);

способностью составлять и использовать документы аэронавигационной информации (ПК-14);

научно-исследовательская деятельность:

владением навыками информационного поиска и анализа информации по объектам исследований в профессиональной деятельности (ПК-15);

способностью организовывать и проводить наблюдения и измерения, составлять их описания (ПК-16);

способностью анализировать, обобщать и систематизировать исходные данные, проводить необходимые расчеты с использованием современных средств вычислительной техники (ПК-17);

способностью обрабатывать результаты исследований и формулировать выводы (ПК-18);

способностью использовать математические, имитационные и полунатурные модели, позволяющие прогнозировать свойства объектов и процессы профессиональной деятельности (ПК-19);

способностью проводить эксперименты по заданной методике и анализировать полученные результаты (ПК-20);

способностью оценивать современные тенденции развития авиационных комплексов (ПК-21);

учебно-тренировочная и методическая деятельность:

способностью организовывать и проводить все виды профессиональной подготовки с авиационным персоналом (ПК-22);

готовностью разрабатывать методические документы в области профессиональной деятельности (ПК-23);

способностью контролировать знания и навыки авиационного персонала (ПК-24);

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации (при наличии) программы специалитета:

специализация N 1 "Летная эксплуатация авиационных комплексов":

готовностью к летной эксплуатации авиационных комплексов (ПСК-1.1);

способностью оценивать и прогнозировать влияние эксплуатационных факторов на летно-технические характеристики авиационных комплексов (ПСК-1.2);

способностью контролировать соблюдение нормативных требований по сохранению исправности (летной годности) и безопасности полетов при эксплуатации авиационных комплексов (ПСК-1.3);

готовностью решать задачи воздушной навигации (ПСК-1.4);

специализация N 2 "Летное применение авиационных навигационных комплексов":

готовностью к летному применению авиационных навигационных комплексов (ПСК-2.1);

способностью осуществлять инженерно-штурманские расчеты (ПСК-2.2);

способностью решать штурманские задачи обеспечения безопасности полета (ПСК-2.3);

способностью использовать наземные системы навигации и связи (ПСК-2.4);

способностью оценивать навигационные условия полета, рассчитывать последствия принимаемых решений (ПСК-2.5);

способностью организовывать работу по штурманской подготовке к выполнению поставленных задач (ПСК-2.6).

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

--------------------------------

<1> Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292).