3.2. Проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг

3.2. Проведение активной структурной политики

на рынке страховых услуг

Ключевым моментом структурной политики на рынке страховых услуг является оптимизация пропорций в соотношении добровольных и обязательных видов страхования.

В настоящее время удельный вес обязательного страхования достиг более чем 40 процентов всего страхового рынка (в 1992 году - 6 процентов). В основном это следствие введения обязательного медицинского страхования.

Практика показывает, что быстрый рост обязательного страхования был неизбежен именно в период возникновения и формирования страхового рынка в условиях экономического спада при неразвитой страховой культуре и обеспечивал ускоренную капитализацию рынка.

Однако уже в 1997 году начался опережающий рост добровольного страхования (30 процентов за год против 16,5 процента по обязательным видам). Эту положительную тенденцию необходимо закрепить. Наиболее действенным стимулом здесь является проведение налоговой политики, отвечающей существу страховых отношений, законодательное закрепление принципов отнесения производимых страхователями затрат на осуществление страховой защиты своих имущественных интересов к производственным затратам и исключения из совокупного облагаемого дохода физических лиц сумм страховых взносов, уплаченных по договорам страхования.

Особого внимания требует стимулирование страхования в сфере малого бизнеса. Назрела настоятельная необходимость разработки концепции развития этого сегмента страхового рынка.

Необходимо усилить контроль за компаниями, осуществляющими страхование жизни, в частности за введением специальных аудиторских проверок и актуарной оценки страховых обязательств, принятием скоординированных мер со стороны финансовых, налоговых и правоохранительных органов по отношению к страховым компаниям и страхователям, в целях пресечения недобросовестной страховой деятельности, преступлений в сфере страхования и мошенничества, совершенствования условий лицензирования страховой деятельности.

Важным фактором развития добровольного страхования станет восстановление доверия к нему населения, в первую очередь на основе восстановления сбережений населения по договорам страхования жизни, заключенным с органами государственного страхования до 1992 года. Это даст возможность активизировать привлечение средств населения в сферу реальной экономики под контролем государства.

В области обязательного страхования необходимо соотнести его существующие и планируемые виды с основными целями социально - экономического развития страны, определить перечень обязательных видов страхования в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и значимостью страховой защиты имущественных интересов отдельных категорий лиц. В соответствии с этим к числу важнейших видов обязательного страхования следует отнести:

обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств, работодателей, отдельных категорий производителей продукции, работ и услуг (в том числе оценщики, регистраторы);

ряд программ обязательного государственного страхования (страхование военнослужащих, государственных служащих, государственного имущества).

Необходимо прекратить практику необоснованного и неупорядоченного введения новых видов обязательного страхования, порождаемую стремлением к созданию новых внебюджетных ведомственных фондов, критически оценить обоснованность и эффективность уже существующих фондов. В сжатые сроки на основе федерального закона следует регламентировать порядок осуществления уже введенных видов обязательного страхования (на сегодняшний день их количество превышает 40), пересмотреть либо отменить ряд действующих нормативных актов, устанавливающих отдельные виды обязательного страхования.

Необходимо обеспечить координацию законотворческой работы в области страхования и профессиональную экспертизу разрабатываемых законопроектов и нормативных документов.