4.3 Специальные стандарты
4.1.1 В установленном порядке следует определить компетентное учреждение или несколько учреждений для формулирования, применения и периодического пересмотра согласованной национальной политики по созданию и содействию развитию систем управления охраной труда в организациях. Согласованную национальную политику по управлению охраной труда в установленном порядке определяют, реализовывают и периодически пересматривают путем обсуждения с наиболее представительными организациями работодателей и работников и при необходимости с другими органами власти или общественными объединениями. 4.1.2 Национальная политика по системам управления охраной труда должна устанавливать общие принципы и процедуры для: а) содействия использованию и объединению систем управления охраной труда с общей системой управления организацией в качестве подсистемы; б) создания основы с целью облегчения и совершенствования выполнения мероприятий по систематическому анализу, планированию, применению и совершенствованию деятельности по охране труда на национальном уровне и на уровне организации; в) содействия участию работников и их представителей в работах по обеспечению охраны труда в организации; г) осуществления непрерывного эффективного и результативного совершенствования систем управления охраной труда без излишнего бюрократизма, администрирования и издержек; д) содействия сотрудничеству и поддержке систем управления охраной труда в организации инспекциями труда, службами охраны труда и другими национальными органами государственного надзора и контроля и направления их деятельности по использованию управления охраной труда; е) оценки через определенные промежутки времени эффективности национальной политики и национальной структуры систем управления охраной труда с целью ее совершенствования; ж) оценки и пропаганды имеющимися средствами эффективности систем управления охраной труда и практики их применения; и) обеспечения применения требований по охране труда, установленных в организации, подрядчиками и их работниками, в том числе временными работниками, непосредственно нанятыми работодателем. 4.1.3 С целью обеспечения согласованности национальной политики по охране труда и мероприятий по ее применению компетентное учреждение должно устанавливать национальные основы систем управления охраной труда для: а) определения и установления соответствующих функций и обязанностей различных учреждений, призванных осуществлять национальную политику и выполнять соответствующие мероприятия для обеспечения необходимой координации между ними; б) публикации и периодического пересмотра национального стандарта по добровольному применению и функционированию систем управления охраной труда в организациях; в) установления в установленном порядке критериев для назначения учреждений, ответственных за разработку, внедрение и применение специальных стандартов по системам управления охраной труда в организациях, и определения их соответствующих обязанностей; г) обеспечения доступности национальных и специальных стандартов, а также иных руководящих указаний работодателям, работникам и их представителям для использования ими преимуществ национальной политики. 4.1.4 Компетентное учреждение должно проводить мероприятия и обеспечивать инспекции труда, службы охраны труда и другие общественные или частные службы, агентства или учреждения, связанные с охраной труда, включая организации здравоохранения, специализированными руководящими указаниями для содействия и помощи организациям в осуществлении СУОТ. Примечание - Под службами охраны труда в настоящем стандарте в соответствии с международной практикой понимают внешние для работодателя организации, профессионально оказывающие услуги по охране труда. 4.2.1 Национальный стандарт, устанавливающий порядок добровольного применения и систематического использования систем управления охраной труда, должен быть разработан на основе подхода, приведенного в разделе 4, с учетом национальных условий и практики. 4.2.2 [2], настоящий стандарт, национальный стандарт и специальные стандарты по системам управления охраной труда должны быть увязаны между собой, предоставляя достаточную гибкость для непосредственного или адаптированного применения на уровне организации. 4.3.1 Специальные стандарты, отражая общие цели настоящего стандарта, должны включать базисные элементы национального стандарта и отражать специфические условия и нужды организаций или групп организаций, учитывая: а) их размер (крупный, средний и малый) и инфраструктуру; и б) типы опасностей и значимость рисков. 4.3.2 Элементы национальных структур управления охраной труда и связи между ними представлены на рисунке 1. |
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ┌──────────────────────────────────────┐ ┌──────────────┐│
│ │Руководство МОТ по системам управления├──────────────>│ ││
│ │охраной труда (ILO-OSH 2001) │ │ ││
│ └──┬───────────────────────────────────┘ │ ││
│ │ │ ││
│ │ ┌─────────────────────────────────────┐ │ ││
│ │ │Настоящий межгосударственный стандарт│ │ ││
│ └─>│по системам управления охраной труда ├─────────>│ Система ││
│ └─────────────────────────────────────┘ │ управления ││
│ ┌─────────────────────────────────────┐ │ охраной труда││
│ │Национальный стандарт по системам │ │в организациях││
│ │управления охраной труда ├─────────>│ ││
│ └─────────────────────────────────────┘ │ ││
│ ┌─────────────────────────────────────┐ │ ││
│ │Специальные стандарты по системам │ │ ││
│ │управления охраной труда отрасли ├─────────>│ ││
│ │экономики или крупных промышленных и │ │ ││
│ │хозяйственных комплексов │ │ ││
│ └─────────────────────────────────────┘ └──────────────┘│
│ │
│ Рисунок 1 - Элементы национальных структур систем │
│ управления охраной труда │
│ │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
ГОСТ 12.0.230 вслед за [2] справедливо считает, что для создания и содействия развития систем управления охраной труда в организациях следовало бы иметь на государственном уровне определенные нормативные документы об этом. Такие документы могут быть приняты с учетом консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников соответствующим компетентным органом власти и устанавливать правовые и организационные основы создания и функционирования систем управления охраной труда.
Согласно государственной политике в области охраны труда следует устанавливать в нормативных документах такие общие принципы и механизмы, которые содействовали бы применению работодателем систем управления охраной труда в качестве неотъемлемого элемента общего управления организацией с учетом привлечения простых работников и их представителей на уровне организации к управлению охраной труда.
ГОСТ 12.0.230 вслед за [2] предполагает, что каждая страна может принять свои нормативные документы по созданию и внедрению систем управления охраной труда. При этом национальным документам следует учитывать международные требования, быть взаимоувязанными и не противоречить друг другу.
Для облегчения этой работы разрабатываются и принимаются межгосударственные стандарты, которые содержат детальные методические рекомендации по созданию, функционированию и проверке систем управления охраной труда.
Поскольку формы осуществления управления, включая управление охраной труда, различны в организациях различной численности и различного характера производственной деятельности, [2] и ГОСТ 12.0.230 предусматривают возможность создания специальных межгосударственных и национальных стандартов по системам управления охраной труда.
Специальные стандарты по системам управления охраной труда могут включать базисные элементы основного межгосударственного стандарта по системам управления охраной труда ГОСТ 12.0.230 и отражать специфические условия и нужды организаций или групп организаций, учитывая, в частности:
- их размер (крупный, средний и малый) и инфраструктуру;
- типы опасностей и степень рисков, связанных с характером производственной деятельности.
[2] и ГОСТ 12.0.230 предусматривают создание межгосударственных, национальных, отраслевых и даже корпоративных документов (локальных актов работодателя) по системам управления охраной труда в виде межгосударственных стандартов, национальных стандартов, руководств, положений, стандартов организации и в других возможных к использованию формах.
Взаимодействие нормативных документов по СУОТ может быть охарактеризовано структурой, приведенной на рисунке 2.
┌──────────────────────────────────────┐ ┌──────────────┐
│[2] и МГС ГОСТ 12.0.230 ├──────────────>│ │
└──┬───────────────────────────────────┘ │ │
│ ┌─────────────────────────────────────┐ │ руководства,│
│ │Национальные руководства, стандарты, │ │ стандарты │
└─>│типовые положения ├─────────>│ организации,│
└─┬───────────────────────────────────┘ │ положения │
│ ┌─────────────────────────────────────┐ │ по СУОТ │
│ │Специальные руководства, стандарты, │ │ │
└─>│типовые положения по СУОТ ├────>│ │
└─────────────────────────────────────┘ └──────────────┘
Рисунок 2 - Взаимодействие руководств/стандартов/положений
по системам управления охраной труда
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей