5.4.4 Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством
5.4.4.1 При анализе эффективности системы управления охраной труда руководство: а) оценивает общую стратегию системы управления охраной труда для определения достижимости запланированных целей деятельности; б) оценивает способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля; в) оценивает необходимость изменения системы управления охраной труда, включая политику и цели по охране труда; г) определяет, какие действия необходимы для своевременного устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры организации и измерение эффективности результатов; д) обеспечивает обратную связь, включая определение приоритетов, в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования; е) оценивает прогресс в достижении целей организации по охране труда и своевременности корректирующих действий; ж) оценивает эффективность действий, намеченных руководством при предыдущих анализах эффективности системы управления охраной труда. 5.4.4.2 Частоту и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации. 5.4.4.3 Анализ функционирования системы управления охраной труда руководством должен учитывать: а) результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок; б) дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда. 5.4.4.4 Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения: а) лиц, ответственных за конкретный(е) элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер; б) комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей. [ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.14] |
Руководство организации должно анализировать функционирование системы управления охраной труда, чтобы оценить, полностью ли она внедрена и соответствует ли она установленным в организации политике и целям в области охраны труда. При анализе со стороны руководства следует также оценить актуальность политики в области охраны труда и определить на будущее новые или скорректированные цели в области охраны труда, направленные на совершенствование системы управления охраной труда, а также оценить потребность в корректировке каких-либо элементов системы управления охраной труда.
Для этого высшее руководство организации может регулярно на совещаниях главных специалистов, начальников цехов, служб либо на техническом совете, заседании постоянно действующей комиссии по охране труда с участием профсоюзного органа:
- подводить итоги работы в области охраны труда за истекший период, ход выполнения планов, плановых мероприятий по охране труда;
- рассматривать результаты проверок;
- рассматривать состояние травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности и другие вопросы охраны труда;
- заслушивать информацию начальников цехов, участков, отделов, служб, давать оценку работы руководителей по этим вопросам, намечать меры по ее улучшению;
- заслушивать предложения о поощрении подразделений, длительное время работающих без травматизма и нарушений правил и норм охраны труда, а также соответствующие предложения о дисциплинарной ответственности, о соответствии занимаемой должности лиц, допустивших грубые нарушения правил и норм по охране труда.
Обсуждение вопросов и принятие решений следует оформлять протоколом совещания (технического совета, заседания). В необходимых случаях по организации может издаваться приказ.
Подготовка доклада "Анализ функционирования системы управления охраной труда, выполнения нормативных требований охраны труда и пути их совершенствования" является основной формой стратегического планирования организации в области охраны труда. При этом следует производить разработку (уточнение) основных направлений политики организации по охране труда.
Для крупных организаций такой анализ может готовиться один раз в год к общему собранию акционеров или к заседанию совета директоров. При необходимости выборочный анализ эффективности системы управления охраной труда следует проводить чаще и через меньшие промежутки времени.
Задачи, структура, порядок подготовки вышеупомянутого доклада могут устанавливаться в соответствующем приказе руководителя организации. Следует стремиться, чтобы в подготовке доклада принимали участие все подразделения организации.
Для анализа могут быть использованы:
- отчеты по идентификации опасностей, оценке рисков и управлению ими (см. 5.3.4.1);
- отчеты о результатах проведенного мониторинга исполнения и отчеты руководителей подразделений о результативности элементов и процедур системы управления охраной труда на местах (см. 5.4.1);
- анализ происшедших несчастных случаев, отчеты по аварийным ситуациям (реальным или смоделированным в ходе учений) (см. 5.3.4.3 и 5.4.2);
- результаты проверок системы управления охраной труда (см. 5.4.3);
- предупреждающие и корректирующие действия, проведенные в системе управления охраной труда после предыдущего анализа (см. 5.5.1);
- решения, принятые по результатам предыдущего анализа функционирования системы управления охраной труда.
Анализ со стороны руководства должен быть направлен на общее функционирование системы управления охраной труда, а не на отдельные детали, - последние могут рассматриваться в обычном порядке в рамках системы управления охраной труда.
Планируя анализ со стороны руководства, следует учитывать следующее:
- важность определения рассматриваемых вопросов;
- перечень участников анализа со стороны руководства (руководители, специалисты по охране труда, другие лица);
- ответственность отдельных участников анализа;
- наличие информации, необходимой для анализа.
В анализе со стороны руководства следует отразить следующие аспекты:
- актуальность политики в области охраны труда;
- постановку или корректировку целей в области охраны труда с целью постоянного улучшения в очередной период (см. 5.5.2);
- адекватность применяемых процессов идентификации опасностей, оценки рисков и управления ими;
- существующие уровни риска и эффективность существующих мер по управлению ими;
- адекватность ресурсов (финансовых, человеческих, материальных);
- эффективность процесса проверки системы управления охраной труда;
- эффективность процесса отчетности по опасностям;
- данные о произошедших несчастных случаях и инцидентах;
- зафиксированные случаи неэффективности процедур;
- результаты проверок системы управления охраной труда, проведенных со времени последнего анализа со стороны руководства, и оценку их эффективности;
- готовность к аварийным ситуациям;
- улучшения в системе управления охраной труда (например, новые мероприятия, которые следует внедрить, или же совершенствование текущих мероприятий);
- результаты расследований несчастных случаев и инцидентов;
- оценку результатов предполагаемых изменений законодательства или технологии.
Как правило, результаты анализа системы управления охраной труда и предлагаемые меры по ее совершенствованию докладываются представителем руководства на совещании.
Типичными результатами анализа руководства являются:
- пересмотр политики и целей в области охраны труда;
- конкретные предупреждающие и корректирующие действия, предпринимаемые отдельными руководителями, с указанием сроков их исполнения;
- конкретные действия по улучшению системы с назначением ответственных лиц и сроков выполнения;
- дата анализа выполнения и результативности предупреждающих и корректирующих действий;
- важнейшие вопросы, которые должны быть отражены при планировании будущих проверок системы управления охраной труда.
Решение совета директоров об утверждении (одобрении) доклада устанавливает приоритеты политики организации для последующего планирования мероприятий и обоснования затрат по обеспечению требований охраны труда на всех уровнях управления производством.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей