5.2.1 Обязанности и ответственность

5.2.1.1 Работодатель должен нести всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников и обеспечивать руководство деятельностью по охране труда в организации.

5.2.1.2 Работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда.

Должны быть установлены структуры и процессы, которые бы:

а) обеспечивали управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях;

б) определяли и доводили до членов организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда;

в) осуществляли при необходимости эффективное оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников;

г) способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами организации, включая работников и их представителей, при осуществлении элементов системы управления охраной труда данной организации;

д) соблюдали принципы построения систем управления охраной труда, содержащиеся в соответствующих национальном стандарте, специальных стандартах или иных руководствах, а также в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя;

е) устанавливали и осуществляли ясную политику по охране труда и измеримые цели;

ж) устанавливали эффективные мероприятия по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе;

и) устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления;

к) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия по полному участию работников и их представителей в выполнении политики по охране труда;

л) предоставляли необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, могли правильно выполнять свои функции; и

м) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия для полного участия работников и их представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют.

5.2.1.3 На уровне руководителей высшего звена организации должны быть назначены лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:

а) развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда;

б) периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;

в) содействию в участии всех членов организации.

[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.3]

Работодатель несет всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников перед законом, а значит, должен обеспечить эффективные руководство и организацию работ по охране труда в своей организации.

Структуры и процессы, позволяющие распределить обязанности работодателя, должны:

- обеспечивать управление охраной труда во всех линейных подразделениях и по всей вертикали управления, что означает охват всех должностных лиц и всех простых работников;

- определять и доводить до сведения членов организации обязанности, ответственность и полномочия всех лиц, которые участвуют в выявлении опасностей, оценивании рисков или определении мер по управлению рисками по охране труда;

- способствовать осуществлению быстрого оперативного руководства с целью обеспечения безопасности и охраны здоровья работников при необходимости;

- способствовать сотрудничеству работников в сфере охраны труда и передаче и обмену информацией при осуществлении элементов системы управления охраной труда между членами организации, включая работников и их представителей;

- обеспечивать полное участие работников и их представителей в выполнении требований охраны труда, политики организации в этой области, включая участие представителей работников в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют;

- предоставлять необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета по охране труда, могли правильно выполнять свои функции.

При этом используемые организационные структуры и процессы должны:

- соблюдать установленные принципы построения систем управления охраной труда, содержащиеся в соответствующих нормативных документах и в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя;

- устанавливать и осуществлять ясную политику по охране труда и измеримые цели;

- устанавливать эффективные мероприятия по идентификации опасностей, устранению или снижению рисков травмирования или повреждения здоровья и тем самым способствовать сохранению здоровья на работе;

- устанавливать программы профилактики заболеваний и оздоровления работников.

Поскольку все работники делятся по своим управленческим функциям и подчиненности на руководителей, специалистов и исполнителей, то все права и вся ответственность работодателя за обеспечение охраны труда могут быть распределены между должностными лицами работодателя, осуществляющими функции управления. Функции работодателя по обеспечению охраны труда не могут быть возложены на исполнителей. К выполнению некоторых функций работодателя по обеспечению охраны труда могут быть привлечены вовлеченные в систему управления охраной труда представители работников на условиях их добровольного согласия.

Распределение обязанностей, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда осуществляет высшее руководство организации. Эта важнейшая процедура всей системы управления состоит в грамотной (с юридических и технико-организационных точек зрения) регламентации обязанностей, а также связанной с ними традиционной регламентации ответственности. Каждый работник должен иметь конкретные обязанности по охране труда, которые можно понять, можно выполнить, можно подвергнуть контролю и можно отчитаться об их выполнении, особенно при контроле вышестоящих органов (например, собственника или первого руководителя).

Распределяя обязанности, ответственность и полномочия, следует помнить, что все они устанавливаются в рамках тех или иных организационных структур (например, службы охраны труда) и предусматривают участие работников в тех или иных процессах функционирования системы управления (например, проведение проверок, заседаний, периодических собраний, информирование и отчетность и т.п.).

При разделении обязанностей ключевые позиции занимают первый руководитель организации, ведущие (часто называемые главными) специалисты, руководители структурных подразделений (линейные руководители), непосредственные руководители производственных работ (мастера). Важная роль отводится сознательному соблюдению всех требований охраны труда самими работниками-исполнителями.

Особая роль в системе управления охраной труда принадлежит первому руководителю организации-работодателя. При персональной ответственности за выполнение работодателем всех его обязанностей первый руководитель физически не может лично выполнять все обязанности работодателя по охране труда.

Однако первому руководителю следует:

- реалистически распределить обязанности по охране труда среди всех работников, в первую очередь среди руководителей и специалистов, с учетом структуры управления, численности организации, характера работ и закрепить их документально;

- задействовать все имеющиеся возможности трудового коллектива (и профсоюзной организации, если она существует) для социального партнерства в сфере охраны труда, для вовлечения всех работников в обеспечение безопасности своего труда и труда своих коллег;

- организовать реальное материальное и моральное стимулирование деятельности работников по охране труда;

- лично проводить анализ и оценку деятельности работников (и организации в целом) по обеспечению требований охраны труда, выполнения законодательно установленных обязанностей работодателя.

На уровне руководителей высшего звена должно быть назначено должностное лицо, наделенное особыми обязанностями, ответственностью и полномочиями в сфере охраны труда, которое:

- непосредственно возглавляет всю работу по соблюдению требований охраны труда и участию в управлении охраной труда всех членов организации;

- руководит функционированием, развитием, периодическим анализом и оценкой системы управления охраной труда;

- периодически отчитывается высшему руководству (первому руководителю, совету директоров и т.п.) о результативности функционирования системы управления охраной труда.

Руководители в соответствии с законодательством несут персональную ответственность за состояние охраны труда и результативность управления охраной труда в подчиненных им подразделениях. Руководитель может письменно или даже устно делегировать свои обязанности любому подчиненному ему работнику, однако ответственность за осуществление таких обязанностей сохраняется за руководителем.

Среди всех прочих обязанностей очень важно определить обязанности, полномочия и ответственность тех, кто отвечает за самые ответственные участки работы по охране труда:

- организацию охраны труда (специалисты по охране труда);

- организацию охраны труда при работе подрядчиков;

- обучение работников в области охраны труда;

- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

- проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

- эксплуатацию опасного оборудования, включая опасные производственные объекты;

- выполнение работ повышенной опасности.

Следует помнить, что все разделенные между должностными лицами линии управления сходятся на непосредственном руководителе производством работ (как правило, мастере). Именно он обеспечивает своеобразное "интегрирование" всех средств и мероприятий по охране труда для безопасного труда своих подчиненных - исполнителей.

Следует четко осознавать, поддерживать и распространять идею, что охрана труда - обязанность всех и каждого в организации, а не только тех, чьи обязанности и ответственность специально установлены в системе управления охраной труда. Для этого следует детально определить обязанности и ответственность любого из работников.

Обязанности, полномочия и ответственность в области охраны труда следует закрепить локальным нормативным документом в любой из наиболее приемлемых для данной организации форме.

В число документов, регламентирующих распределение обязанностей по охране труда, могут входить:

- руководство, положение, стандарт организации по системе управления охраной труда;

- "Положение о распределении функциональных обязанностей работников организации по охране труда";

- инструкции по охране труда на рабочем месте по видам работ и профессий, технологические регламенты и описания рабочих заданий;

- [индивидуальные] трудовые договора;

- коллективный [трудовой] договор;

- должностные инструкции;

- содержание вводного, первичного на рабочем месте и целевого видов инструктажа.

При составлении организацией должностных инструкций, включающих обязанности и ответственность работников, в них в обязательном порядке включают конкретные обязанности в области охраны труда. Эти же обязанности могут быть включены в индивидуальный трудовой договор. Отдельные моменты могут быть оговорены в коллективном договоре.

Обязанности, ответственность и полномочия в области охраны труда должны быть доведены до сведения всех тех, кого они затрагивают (желательно под роспись).