5.4.3.1 Устанавливают мероприятия по периодическому проведению проверок с целью определения эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов. 5.4.3.2 Разрабатывают политику и программу проверок, включающих определение компетенции проверяющего, масштаб, частоту и методологию проведения проверки, а также формы отчетности. 5.4.3.3 В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистем. а) политику в области охраны труда; б) участие работников и/или их представителей; в) обязанности и ответственность; г) компетентность и подготовку; д) документацию системы управления охраной труда; е) передачу и обмен информацией; ж) планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда; и) предупредительные и регулирующие меры; л) предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование; п) мониторинг исполнения и оценку результативности; р) расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействия на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья; с) анализ функционирования управления охраной труда руководством; т) предупредительные и корректирующие действия; у) непрерывное совершенствование; ф) любые другие цели и объекты в зависимости от необходимости. 5.4.3.4 В выводах проверки должно быть определено, являются ли функционирующие элементы системы управления охраной труда или их подсистемы: а) эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда; б) эффективными для содействия полному участию работников; в) реагирующими на оценку результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок; г) обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности организации; д) обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда. 5.4.3.5 Проверку проводят компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации. 5.4.3.6 Результаты проверки и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия. 5.4.3.7 Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки на рабочем месте, включая анализ результатов проверки, должны осуществляться с участием работников в установленном порядке. [ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.13] |
Проверка (которую часто называют аудитом) системы управления охраной труда - это процесс, в котором организация может проверять и постоянно оценивать результативность и эффективность своей системы управления охраной труда и выполнение нормативных требований охраны труда. Проверки системы управления охраной труда необходимы, чтобы оценить результативность и эффективность функционирования всех элементов системы и всех установленных в системе процедур в области охраны труда. Проверки системы управления охраной труда позволяют получить полную и официальную оценку соответствия ведущихся в организации работ по охране труда установленным в системе процедурам и действиям в этой области.
Запланированные проверки системы управления охраной труда проводятся персоналом из числа сотрудников организации и/или внешним персоналом по выбору организации. Персонал, проводящий проверки системы управления охраной труда, везде и всегда должен действовать беспристрастно и объективно. Персонал проверяемых подразделений должен сотрудничать с проверяющими. Проверка системы управления охраной труда может быть проведена одним или несколькими лицами. Проверяющие должны быть независимыми относительно того подразделения организации или того вида деятельности, который они проверяют. Проверяющие должны понимать свои задачи и обладать компетентностью для их выполнения, в том числе им следует обладать опытом и знаниями соответствующих правовых и технических нормативных актов.
Проверки системы управления охраной труда проводят в соответствии с программой проведения проверок. Частота проведения проверок системы управления охраной труда и их детальность зависят от необходимости, то есть от частоты отказов различных элементов системы управления охраной труда, имеющихся данных о функционировании системы управления охраной труда, результатов анализа этих данных со стороны руководства в прошлом, а также от объема изменений, вносимых в систему управления охраной труда, или от изменившихся условий, в которых она функционирует.
Проведение дополнительных внеплановых проверок системы управления охраной труда может быть необходимо, если того потребует сложившаяся ситуация (например, после несчастного случая).
Содержание заключительного отчета по проверке системы управления охраной труда должно быть ясным, точным и полным. В нем следует указать дату проведения проверки и поставить подпись проверяющего. В зависимости от ситуации в отчете могут содержаться следующие элементы:
а) объект, цели и сроки проведения проверки;
б) список проверяющих и представителей проверяемых подразделений;
в) перечень документов, применявшихся при проведении проверки;
г) результаты проверки и сведения о выявленных несоответствиях;
д) выводы относительно того, являются ли элементы системы управления охраной труда:
1) эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда;
2) эффективными для содействия полному участию работников;
3) реагирующими на оценку результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;
4) обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности организации;
5) обеспечивающими соответствие требованиям ГОСТ 12.0.230;
6) обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда;
е) порядок распространения окончательного отчета.
Результаты проверки системы управления охраной труда должны быть представлены всем заинтересованным сторонам в возможно короткие сроки для того, чтобы своевременно были предприняты соответствующие предупреждающие и/или корректирующие действия. План предупреждающих и/или корректирующих действий следует составлять с указанием ответственных лиц, сроков исполнения и требований к отчетности. Необходимо также определить мероприятия по мониторингу эффективности выполнения сделанных рекомендаций.
При распространении информации, содержащейся в отчетах по проверке системы управления охраной труда, следует учитывать ее конфиденциальность.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей