МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 августа 2016 г. N 03-05-05-03/47972

Департамент налоговой и таможенной политики (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу взимания нотариального тарифа за нотариальное удостоверение доверенности от одного лица другому лицу, в которой предусмотрено несколько передаваемых полномочий, и сообщает следующее.

В силу статей 185 и 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

При этом ГК РФ не предусматривает ограничения количества полномочий, передаваемых представителю (представителям) по одной доверенности.

Согласно статье 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы о нотариате) за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариусом взимается нотариальный тариф, соответствующий размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимается нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ о нотариате.

Статьей 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в частности, за удостоверение доверенностей, в отношении которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма.

Подпунктами 1 - 2, 15 - 16 пункта 1 статьи 333.24 Кодекса определены самостоятельные размеры государственной пошлины за удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), прочих доверенностей, требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом, на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами.

Поэтому в случае, если в одной доверенности определены полномочия представителя по совершению определенных действий или сделок, нотариальное удостоверение которых требует как обязательной нотариальной формы, так и необязательной нотариальной формы, то, по мнению Департамента, за удостоверение такой доверенности должен уплачиваться нотариальный тариф, равный размеру государственной пошлины, определенной статьей 333.24 Кодекса за удостоверение полномочия, требующего обязательной нотариальной формы.

В случае, если в одной доверенности определены полномочия представителя по совершению определенных действий или сделок, нотариальное удостоверение которых требует обязательной нотариальной формы, то, по мнению Департамента, за удостоверение такой доверенности должен уплачиваться нотариальный тариф, равный наибольшему размеру государственной пошлины, установленной статьей 333.24 Кодекса за удостоверение полномочия по совершению определенного действия или сделки, входящего в указанную доверенность.

При этом сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента

А.В.САЗАНОВ