Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2020 года (Приказ Минобрнауки России от 04.08.2020 N 877).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);

способностью к осуществлению просветительной и воспитательной работы, владением методами пропаганды научных достижений (ОК-3);

демонстрацией гражданской позиции, нацеленности на совершенствование современного общества на принципах гуманизма и демократии (ОК-4);

умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-5);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, толерантному отношению к культурам, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владеть методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-7);

способностью применять методы и средства познания, самообучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций (ОК-8);

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью ориентироваться в основных положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, владением методами экономической оценки проектных решений и научных исследований, интеллектуального труда (ОПК-1);

способностью к самообразованию и использованию в практической деятельности новых знаний и умений (ОПК-2);

способностью к работе в коллективе, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы работников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, оказывать помощь работникам (ОПК-3);

способностью организовывать свой труд и самостоятельно оценивать результаты своей профессиональной деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ОПК-4);

понимание значимости своей будущей специальности, наличие стремления к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ОПК-5);

способностью самостоятельно или в составе группы осуществлять научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ОПК-6);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-7);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умением работать с компьютером как средством управления информацией (ОПК-8);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-9).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

проектно-конструкторская деятельность:

готовностью к решению сложных инженерных задач с использованием базы знаний математических и естественнонаучных дисциплин (модулей) (ПК-1);

владением навыками получать, собирать, систематизировать и проводить анализ исходной информации для разработки проектов летательных аппаратов и их систем (ПК-2);

способностью освоить и использовать передовой опыт авиастроения и смежных областей техники в разработки авиационных конструкций (ПК-3);

способностью выполнить техническое и технико-экономическое обоснование принимаемых проектно-конструкторских решений, владением методами технической экспертизы проекта (ПК-4);

готовностью разрабатывать проекты изделий летательных аппаратов и их систем на основе системного подхода к проектированию авиационных конструкций (ПК-5);

владением методами и навыками моделирования на основе современных информационных технологий (ПК-6);

готовностью разрабатывать рабочую техническую документацию и обеспечивать оформление законченных проектно-конструкторских работ (ПК-7);

наличием навыков в обращении с нормативно-технической документацией и владением методами контроля соответствия разрабатываемой технической документации стандартам, техническим условиям и нормативным правовым актам в области самолето- и вертолетостроения (ПК-8);

готовностью создавать и сопровождать документацию, необходимую для поддержки всех этапов жизненного цикла разрабатываемой конструкции (ПК-9);

владением основами современного дизайна и эргономики (ПК-10);

производственно-технологическая деятельность:

способностью к организации рабочих мест, их техническому оснащению и размещению на них технологического оборудования (ПК-11);

владением методами контроля соблюдения технологической дисциплины (ПК-12);

способностью использовать стандарты и типовые методы контроля и оценки качества выпускаемой продукции (ПК-13);

готовностью к участию в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции (ПК-14);

способностью разрабатывать документацию по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках (ПК-15);

владением методами контроля соблюдения экологической безопасности (ПК-16);

экспериментально-исследовательская деятельность:

наличием навыков математического моделирования процессов и объектов на базе стандартных пакетов исследований (ПК-17);

готовностью к подготовке и проведению экспериментов и анализу их результатов (ПК-18);

готовностью к проведению измерений и наблюдений, составлению описания проводимых исследований, подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-19);

готовностью к участию в составлении отчетов по выполненному заданию (ПК-20);

способностью участвовать во внедрении результатов исследований и разработок (ПК-21);

способностью разрабатывать и проектировать экспериментальное оборудование и стенды для проведения исследований (ПК-22);

организационно-управленческая деятельность:

способностью организовать работу малых коллективов исполнителей (ПК-23);

готовностью к выполнению работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем и оборудования (ПК-24);

способностью разрабатывать документацию для создания системы менеджмента качества продукции (ПК-25);

способностью организовать коллективную работу над проектом (ПК-26).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:

специализация N 1 "Самолетостроение":

способностью и готовностью участвовать в разработке проектов самолетов различного целевого назначения (ПСК-1.1);

способностью и готовностью участвовать в разработке конструктивно-силовых схем агрегатов самолетов и их узлов (ПСК-1.2);

способностью и готовностью участвовать в разработке технологии изготовления деталей, узлов и агрегатов самолетов (ПСК-1.3);

способностью и готовностью к проведению проектировочных расчетов аэродинамики, динамики полета, прочности и экономики проектируемого самолета (ПСК-1.4);

специализация N 2 "Вертолетостроение":

способностью и готовностью участвовать в разработке проектов вертолетов различного целевого назначения (ПСК-2.1);

способностью и готовностью участвовать в разработке конструктивно-силовых схем агрегатов вертолетов и их узлов (ПСК-2.2);

способностью и готовностью участвовать в разработке технологии изготовления деталей, узлов и агрегатов вертолетов (ПСК-2.3);

способностью и готовностью к проведению проектировочных расчетов аэродинамики, динамики полета, прочности и экономики проектируемого вертолета (ПСК-2.4);

специализация N 3 "Системы жизнеобеспечения и оборудование летательных аппаратов":

способностью и готовностью участвовать в разработке принципиальных схем систем оборудования (ПСК-3.1);

способностью и готовностью участвовать в разработке конструкций агрегатов систем оборудования (ПСК-3.2);

способностью и готовностью участвовать в разработке технологий изготовления, сборки и монтажа агрегатов и систем оборудования (ПСК-3.3);

способностью и готовностью участвовать в проведении испытаний агрегатов и систем оборудования (ПСК-3.4);

специализация N 4 "Технологическое проектирование высокоресурсных конструкций самолетов и вертолетов":

способностью и готовностью участвовать в разработке проектов летательных аппаратов различной конструкции (ПСК-4.1);

способностью и готовностью к выполнению анализа технологичности конструкции летательного аппарата, его агрегатов и узлов (ПСК-4.2);

способностью и готовностью участвовать в разработке схем увязки информации на этапах жизненного цикла летательного аппарата (ПСК-4.3);

способностью и готовностью участвовать в разработке технологических рекомендаций для обеспечения заданного ресурса конструкции (ПСК-4.4);

способностью и готовностью участвовать в разработке новых технологических процессов и принципов нового технологического оборудования (ПСК-4.5);

способностью и готовностью участвовать в разработке "директивных технологических материалов" при создании нового летательного аппарата (ПСК-4.6);

специализация N 5 "Сертификация авиационной техники":

способностью и готовностью участвовать в разработке гражданских воздушных судов различного назначения и их компонентов (ПСК-5.1);

способностью и готовностью участвовать в работах по обеспечению безопасности полета воздушных судов (ПСК-5.2);

способностью и готовностью участвовать в разработке сертификационной документации, для воздушных судов и их компонентов (ПСК-5.3);

способностью и готовностью определения показателей надежности и отказобезопасности воздушных судов различного назначения и их компонентов (ПСК-5.4);

способностью и готовностью участвовать в сертификации гражданских воздушных судов и их компонентов (ПСК-5.5);

специализация N 6 "Организация аэродромного обслуживания авиационной техники":

способностью и готовностью участвовать в разработке системы аэродромного обслуживания самолета (вертолета) (ПСК-6.1);

способностью и готовностью участвовать в разработке системы обеспечения качества аэродромного обслуживания (ПСК-6.2);

способностью и готовностью к формированию и эксплуатации мобильных систем аэродромного обслуживания (ПСК-6.3).

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, а также профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций, указанных в пункте 5.6 настоящего ФГОС ВО, иными компетенциями с учетом направленности программы специалитета.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.