IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:
исследовательскую и практическую деятельность, направленную на решение комплексных задач психологической диагностики, экспертизы и помощи гражданам в общественных, научно-исследовательских, консалтинговых организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, в сфере правоохранительной деятельности, обороны, безопасности личности, общества и государства, спорта, а также в сфере частной практики - предоставление психологической помощи или психологических услуг физическим и юридическим лицам.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:
человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием, а также системы и процессы охраны, профилактики и восстановления здоровья;
психологические факторы дезадаптации и развития нервно-психических и психосоматических заболеваний;
формирование поведения, направленного на поддержание, сохранение, укрепление и восстановление здоровья;
психологическая диагностика, направленная на решение диагностических и лечебных задач клинической практики и содействия процессам коррекции, развития и адаптации личности;
психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также в целях содействия процессам развития и адаптации личности;
психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), медико-педагогической, судебно-психологической и военной экспертизы.
4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
консультативная и психотерапевтическая;
организационно-управленческая;
Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
специализация N 1 "Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях";
специализация N 2 "Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение";
специализация N 3 "Патопсихологическая диагностика и психотерапия";
специализация N 4 "Клинико-психологическая помощь ребенку и семье";
специализация N 5 "Психология здоровья и спорта";
специализация N 6 "Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология".
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:
в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
научно-исследовательская деятельность:
теоретический анализ проблем, связанных с дезадаптацией человека и расстройствами психики при различных заболеваниях;
обзор и анализ психологической литературы по методологическим вопросам психодиагностической, консультативной, коррекционной и психотерапевтической деятельности;
формулирование конкретных гипотез, целей и задач психологических исследований;
выбор методов, планирование научного исследования, оценка его соответствия этико-деонтологическим нормам;
разработка новых и адаптация существующих методов психологических исследований (в том числе с использованием новых информационных технологий);
самостоятельное проведение, письменное, устное и виртуальное представление материалов собственных исследований;
выбор и применение номотетических и идеографических методов обработки и анализа психологических данных, подготовка заключений и рекомендаций;
проведение научной экспертной оценки актуальных и потенциальных исследовательских проектов;
организация научных и профессиональных собраний и конференций и участие в их работе;
психодиагностическая деятельность:
эффективное взаимодействие с пациентом (или клиентом), медицинским персоналом и заказчиком услуг с учетом клинико-психологических, социально-психологических и этико-деонтологических аспектов взаимодействия;
выявление и анализ информации о потребностях пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью интервью, анамнестического (биографического) метода и других клинико-психологических методов;
определение целей, задач и методов психодиагностического исследования с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;
диагностика психических функций, состояний, свойств и структуры личности и интеллекта, психологических проблем, конфликтов, способов адаптации, личностных ресурсов, межличностных отношений и других психологических феноменов с использованием соответствующих методов клинико-психологического и экспериментально-психологического исследования;
составление развернутого структурированного психологического заключения и рекомендаций;
обеспечение пациента (клиента), медицинского персонала и других заказчиков услуг информацией о результатах диагностики с учетом деонтологических норм, потребностей и индивидуальных особенностей пользователя психологического заключения;
консультативная и психотерапевтическая деятельность:
определение целей, задач и программы психологического вмешательства с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик и в соответствии с задачами профилактики, лечения, реабилитации и развития;
проведение психологического вмешательства с использованием индивидуальных, групповых и семейных методов;
оценка эффективности психологического вмешательства;
консультирование медицинского персонала, работников социальных служб, педагогов, руководителей по вопросам взаимодействия с людьми для создания "терапевтической среды" и оптимального психологического климата;
психологическое консультирование населения с целью выявления индивидуально-психологических и социально-психологических факторов риска дезадаптации, первичной и вторичной профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств;
постановка целей и задач психологического исследования в рамках различных видов экспертизы;
выбор методов психологического исследования, в соответствии с задачам конкретного вида экспертизы;
проведение психологического исследования в рамках судебно-психологической, военной, медико-социальной и медико-педагогической экспертизы;
составление экспертного психологического заключения;
обеспечение заказчика информацией о результатах экспертного психологического исследования;
разработка стратегии, плана и содержания обучения, выбор и использование современных обучающих технологий при организации процесса обучения;
организация самостоятельной работы и консультирование участников образовательных отношений;
оценка и совершенствование программ обучения и развития;
психолого-просветительская деятельность:
распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья;
подготовка и презентация программ для общественных и государственных организаций, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья; программ раннего психологического сопровождения групп риска;
организационно-управленческая деятельность:
создание, пропаганда и активное содействие соблюдению профессионально-этических стандартов для организаций и частных лиц, работающих в области психологических услуг;
руководство стажерами и соискателями в процессе их практической и научно-практической деятельности в области клинической психологии;
проектно-инновационная деятельность:
выбор и применение клинико-психологических технологий, позволяющих осуществлять решение новых задач в различных областях профессиональной практики;
психологическое сопровождение инноваций, нацеленных на повышение качества жизни, психологического благополучия и здоровья людей;
в соответствии со специализациями:
специализация N 1 "Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях":
применение организационных, правовых и этических принципов работы психолога в консультировании;
владение фундаментальными теоретико-методологическими концепциями развития личности, психопатологии и психологического консультирования;
владение общими и специфическими целями и методами основных направлений классических и современных теорий психологического консультирования;
применение знаний о психологических закономерностях и механизмах психологического воздействия, общих и специальных факторах эффективности психотерапевтического процесса;
использование знаний об истории развития, теоретико-методологических основах и психологических категориях психологии экстремальных и кризисных ситуаций;
постановка практических и исследовательских задач, составление программ консультативной работы на основе психодинамического, гуманистического, когнитивно-бихевиорального, системно-семейного и других подходов;
применение методов клинико-психологической оценки психопатологических симптомов, защитных механизмов и копинговых стратегий личности с целью выбора конкретных программ психологического воздействия;
использование методов психологического консультирования в работе с индивидами, группами, учреждениями, с представителями социальных и религиозных субкультур;
применение знаний о теоретических моделях и методах, разработанных в психологии экстремальных и стрессовых ситуаций для решения научных и практических задач;
планирование деятельности и самостоятельной работы при оказании экстренной психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях;
применение способов совершенствования системы саморегуляции и предотвращения синдрома профессионального выгорания консультанта и специалиста экстремального профиля;
проведение индивидуальной, групповой и семейной психотерапии, психологического консультирования и психологической коррекции отсроченных реакций на травматический стресс;
специализация N 2 "Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение":
владение историей и современным состоянием проблемы локализации психических функций в мозге;
понимание закономерностей развития структурно-функциональной организации мозга на разных этапах онтогенеза;
владение основами нейропсихологического синдромного анализа нарушений высших психических функций;
владение теоретическими основами нейропсихологической реабилитации больных с локальными поражениями головного мозга и коррекционно-развивающего обучения детей;
постановка практических и исследовательских задач, составление программ диагностического обследования с целью выделения нейропсихологических факторов, определяющих структуру нарушения высших психических функций;
применение на практике методов нейропсихологической диагностики с целью определения синдрома и локализации поражения мозга у взрослых и детей;
диагностическое обследование ребенка с целью выделения нейропсихологических факторов, определяющих трудности обучения ребенка в школе в связи с особенностями функционирования мозга (ПСК-2.7);
разработка тактики и стратегии последующей реабилитационной работы с больными (и их родственниками) на основе анализа структуры дефекта;
разработка и осуществлению реабилитационных и коррекционно-развивающих программ;
междисциплинарное сотрудничество со специалистами в области медицины, образования и нейронаук;
специализация N 3 "Патопсихологическая диагностика и психотерапия":
владение теоретическими основами и принципами патопсихологического синдромного анализа нарушений психической деятельности и личности при различных психических заболеваниях;
владение современными подходами к диагностике нарушений психической деятельности субъекта для выявления закономерностей и психологических механизмов возникновения и динамики психопатологических расстройств;
владение теоретическими основами и методами классических и современных направлений психотерапии;
владение теорией и методологией проведения психологических экспертиз с учетом их предметной специфики;
самостоятельная постановка практических и исследовательских задач, составление программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
применение на практике методов патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии;
самостоятельное проведение психологических экспертиз и составление заключений в соответствии с задачами экспертизы и нормативными правовыми актами;
применение на практике диагностических методов и процедур для оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре психической деятельности и личности больного;
применение методик индивидуально-типологической (личностной) диагностики для решения психотерапевтических и реабилитационных задач;
разработка и реализация личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации;
применение современных методов оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей;
взаимодействие со специалистами в области охраны психического здоровья, с работниками экспертных организаций и учреждений социальной защиты населения;
специализация N 4 "Клинико-психологическая помощь ребенку и семье":
владение современными представлениями и теориями о феноменах, закономерностях нормального и аномального развития в детском и юношеском возрасте;
владение методологией синдромного анализа структуры аномалии развития с целью определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;
использование в профессиональной деятельности знаний об основных клинических и психологических классификациях видов и параметров дизонтогенеза;
понимание роли возрастных факторов, влияющих на генезис и структуру нарушений психики и поведения в детском и юношеском возрасте;
самостоятельная формулировка практических и исследовательских задач, составление программ диагностического обследования детей и семей с целью определения типа дизонтогенеза, факторов риска аномалий психического развития;
применение на практике диагностических методов и процедур оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре формирующейся психики ребенка;
применение основных стратегий психопрофилактики, реабилитации, психотерапии и психологической коррекции аномалий психического развития у детей, подростков и юношей;
разработка и реализация программ работы с детьми по психопрофилактике и психокоррекции аномалий развития с учетом клинико-психологической оценки их структуры;
применение современных процедур и технологий консультирования родителей по вопросам эмоциональных и поведенческих отклонений у детей и подростков с целью их коррекции;
осуществление диагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы с семьей ребенка, имеющего отклонения в здоровье;
взаимодействие с работниками лечебных, образовательных учреждений, органов социальной защиты и Министерства внутренних дел Российской Федерации в связи с решением задач психологической помощи ребенку и семье;
специализация N 5 "Психология здоровья и спорта":
владение современными концепциями психического и психосоматического здоровья с учетом факторов сохранения и укрепления здоровья личности, семьи, организации, общества;
использование в профессиональной деятельности знаний об основных видах расстройств психического, психосоматического здоровья и нарушений здорового образа жизни, возникающих и усиливающихся вследствие действия негативных биопсихосоциальных факторов;
использование в профессиональной деятельности знаний о психологических закономерностях, факторах и условиях нормального и аномального психического, психосоматического развития и функционирования в контексте различных этносоциокультурных ситуаций;
применение основных стратегий психопрофилактики, реабилитации и психотерапии в области психологии здоровья и психосоматики;
понимание психологических особенностей и эмоциональных проблем в спортивной деятельности;
использование механизмов и методов психологического воздействия на спортсменов и тренеров в процессе индивидуальной и групповой работы, направленной на достижение высоких спортивных результатов;
самостоятельная постановка практических и исследовательских задач, составление программ диагностического обследования индивида, семьи, группы людей с целью выделения факторов и когорт риска нарушений психического и психосоматического здоровья;
применение на практике методов психологической диагностики состояния психического и психосоматического здоровья индивидов и групп людей для осуществления задач психопрофилактики, психокоррекции и психотерапии;
психофизиологическая и психологическая диагностика индивидуальных особенностей и текущих состояний спортсменов в учебно-подготовительном и соревновательном периодах;
планирование и осуществление научных исследований в области психологии спорта с применением современных аппаратурных методов;
разработка и применение методик и техник, направленных на повышение психических и адаптационных возможностей спортсмена и его психологическую реабилитацию;
организация совместной деятельности со специалистами организаций в области охраны здоровья и психологии спорта;
проведение культурно-просветительской работы, направленной на формирование здорового образа жизни и сохранение психического и психосоматического здоровья населения;
применение разнообразных стратегий психопрофилактической, реабилитационной и психотерапевтической работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья;
использование методов психологического сопровождения индивидов, семей, групп, организаций в ситуациях риска психосоциальной дезадаптации, в том числе в спортивной деятельности;
специализация N 6 "Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология":
способностью и готовностью к планированию и осуществлению научных исследований в области социальной девиантологии;
способностью и готовностью к разработке программ клинико-социального обследования состояний индивидов и групп, находящихся в ситуациях социальной дезадаптации;
применение методов психологического сопровождения индивидов и групп в ситуациях социального риска;
применение технологий обучения конструктивным стратегиям совладания в трудных жизненных ситуациях;
использование технологий восстановительного правосудия, навыков медитации в условиях конфликта в правозначимых ситуациях;
применение методов диагностики, профилактики и коррекции состояний социальной дезадаптации;
разработка стратегий клинико-социальной реабилитации лиц, освободившихся из пенитенциарных учреждений;
организация совместной деятельности с работниками организаций смежных профилей (социальными работниками, работниками правоохранительных органов, судебно-психологическими экспертами и специалистами в области охраны здоровья).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей