2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы машинист должен:

надеть спецодежду и спецобувь. Головной убор не должен препятствовать восприятию звуковых сигналов. Спецобувь должна быть зашнурована. Не допускается носить спецодежду расстегнутой или с подвернутыми рукавами;

пройти предрейсовый медицинский осмотр;

получить целевой инструктаж по охране труда и предрейсовый инструктаж по безопасности движения поездов;

проверить свидетельство на право руководить работой ССПС у дорожного мастера или бригадира пути (руководителя работ);

проверить наличие и исправность СИЗ простейшими способами;

проверить чистоту рабочего места;

проверить ССПС.

2.2. Простейшие способы проверки на исправность СИЗ:

осмотреть диэлектрические перчатки, ковры и боты на отсутствие внешних повреждений, проверить сроки их испытаний, проверить опытным путем диэлектрические перчатки на наличие проколов (скручиванием от рукава к пальцам);

осмотреть крепления и стекла очков защитных открытых или щитка защитного лицевого на отсутствие повреждений;

проверить наличие самоспасателей промышленных изолирующих (СПИ-20) или газодымозащитных комплексов (ГДЗК).

Неисправные СИЗ, выявленные при проверке, необходимо заменить перед выездом ССПС на линию.

2.3. При проверке ССПС машинист должен выполнить работы, предусмотренные ежесменным техническим обслуживанием и проверить:

исправность механизмов, систем, узлов и другого оборудования;

отсутствие трещин в несущих или ответственных элементах;

надежность затяжки крепежа и фиксации транспортными креплениями устройств (деталей) от падения на железнодорожный путь;

исправность предохранительных запоров;

исправность пола (настила), ступенек (подножек) и поручней лестниц и отсутствие на их поверхности масляных пятен;

исправность замков дверей и шкафов;

состояние и исправность остекления дверей, крепления кресел машинистов, боковых зеркал и солнцезащитных штор;

наличие и комплектность инструмента, запасных частей, инвентаря;

наличие медицинской аптечки;

качество освещения рабочих мест;

наличие и работоспособность радиосвязи;

наличие и состояние ограждений (кожухов) опасных зон, вращающихся механических и токоведущих частей оборудования;

отсутствие свисающих и оголенных частей электропроводки;

функционирование потребителей электроэнергии путем кратковременного их включения с пульта управления;

отсутствие посторонних предметов (инструмент, запасные части и т.д.) на рамах тележек и кузове;

отсутствие течи в системах;

наличие на манометрах и электроизмерительных приборах пломб (клейм);

исправность принудительной вентиляции;

наличие и состояние тормозных башмаков;

комплектность сигнальных принадлежностей;

наличие первичных средств пожаротушения, сроки их технического обслуживания, а также пломбы на них;

наличие, целостность и чистоту стекол сигнальных фонарей и электроламп;

наличие запасных электроламп;

тормоза и сцепные устройства;

действие звукового сигнала;

исправность стопорных устройств автосцепки;

работу световой и звуковой сигнализации.

2.4. Осмотр ПС осуществляется машинистом, выполняющим обязанности машиниста ПС, в соответствии с должностной, производственной инструкциями и руководством по эксплуатации соответствующего ПС.

2.5. После осмотра ССПС машинист должен проверить работу рабочих органов и оборудования ССПС на холостом ходу.

2.6. Запрещается выезд ССПС на линию при отсутствии укомплектованной медицинской аптечки, полного комплекта сигнальных принадлежностей, своевременно испытанных или осмотренных средств защиты (каски, диэлектрических перчаток, бот, ковры и т.п.), первичных средств пожаротушения или при неисправности:

освещения рабочих зон (рабочего места, рабочих органов);

буферных фонарей, прожектора, проблескового маячка;

контрольных или измерительных приборов;

тормозной системы автоматического прямодействующего тормоза, компрессора;

автосцепных устройств;

колесных пар и дефектов ходовых частей;

электрооборудования;

устройств защиты от токов короткого замыкания, перегрузки и перенапряжения, системы аварийной остановки двигателя;

гидросистемы;

транспортных креплений, предусмотренных конструкцией ССПС;

радиосвязи и переговорных устройств;

звуковых и световых сигналов;

утечке дизельного топлива, масла и гидравлической жидкости;

прожектора, буферного фонаря;

устройств автоматической локомотивной сигнализации;

скоростемера, спидометра и регистрирующего устройства;

поручней, входных дверей и ступенек (подножек);

предохранительного устройства от падения на путь элементов ходовой части, предусмотренного конструкцией;

тормозных башмаков (наличие неисправности или отсутствия хотя бы одного башмака);

кранов в пневматических тормозных системах, а также при их неправильном открытии или закрытии;

привода передвижения.

Допуск в работу и запрет на эксплуатацию ПС производится в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности и руководством по эксплуатации соответствующего ПС.

2.7. При приеме смены в случае непрерывного технологического процесса машинист должен:

ознакомиться с записями в журнале учета работ, периодического и технического обслуживания и ремонта, вахтенном журнале крановщика и узнать от сдающего смену о выявленных неисправностях, недостатках и принятых мерах по их устранению;

проверить содержание оборудования, рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда, пожарной, промышленной и электробезопасности;

проверить тормозную систему;

уточнить остаток топлива, масла, гидравлической жидкости;

проверить работоспособность рабочих органов.

2.8. Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приемки и подготовки ССПС к работе, машинист должен доложить непосредственному руководителю и руководителю работ для принятия решения о мерах по их устранению.

При обнаружении неисправностей ПС машинист должен доложить об этом специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состоянии.