1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативными актами по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда при выполнении работ по обслуживанию мобильных средств диагностики (лабораторий контактной сети, автоматики и телемеханики, диагностических комплексов, средств дефектоскопии и путеизмерения).

1.2. Настоящая Инструкция предназначена для работников центров диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры (далее - ДИЦДМ).

1.3. На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях ДИЦДМ должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по охране труда с учетом специфики местных условий.

1.4. К самостоятельной работе по обслуживанию мобильных средств диагностики допускаются работники, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие профессиональное обучение, соответствующее характеру работы, обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, вводный противопожарный инструктаж, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте, аттестацию, предусматривающую проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации <1> (далее - ПТЭ), стажировку, проверку знаний требований охраны труда.

--------------------------------

<1> Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286.

Вновь принимаемые на работу работники при проведении вводного инструктажа по охране труда должны быть ознакомлены с действиями по оказанию первой помощи пострадавшим при возникновении несчастного случая.

Руководители мобильных средств диагностики в течение месяца после приема на работу должны проходить обучение мерам пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума.

1.5. В процессе работы работники обязаны проходить обязательные периодические медицинские осмотры, в установленном порядке повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда и пожарной безопасности, инструктажи о порядке применения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), обучение по охране труда, мерам пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках.

1.6. При исполнении служебных обязанностей работники должны иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, талон предупреждения по охране труда (согласно перечню профессий работников, которым выдаются предупредительные талоны по охране труда).

1.7. В процессе работы на работника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

а) физические:

движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав), транспортные средства, вращающиеся части оборудования;

подвижные части производственного оборудования;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток и при работе в тоннелях;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях деталей, инструментов и оборудования;

работа на значительной высоте относительно поверхности земли <1>;

--------------------------------

<1> К работам на высоте относятся работы, когда:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 метра и более, в том числе:

при осуществлении работником подъема на высоту более 5 метров, или спуска с высоты более 5 метров по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;

при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 метров от не огражденных перепадов по высоте более 1,8 метра, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 метра;

б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 метра, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.

(Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России 28.03.2014 N 155н.

лазерное излучение;

повышенный уровень электромагнитных излучений.

б) химические:

по характеру воздействия и пути проникания в организм человека;

в) психофизиологические:

физические перегрузки.

1.8. Мобильное средство диагностики возглавляет начальник, заместитель начальника (далее - руководитель смены), который осуществляет руководство деятельностью средства диагностики и выполняет следующие основные функции:

организует работу производственного штата в соответствии с планами работ средства диагностики и графиком выездов на линию с проверками;

проводит инструктажи по охране труда и мерам безопасности работникам средств диагностики;

осуществляет контроль основных параметров технического состояния средства диагностики в пути следования, организует работу экипажа, своевременно готовит информацию о результатах проверки.

1.9. Работники мобильных средств диагностики (далее - средств диагностики) должны знать:

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;

маршруты служебных проходов по структурному подразделению и станциям базирования средства диагностики;

знаки безопасности, видимые и звуковые сигналы;

безопасные методы производства работ;

требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии при подготовке средства диагностики в рейс и в пути следования;

правила пользования СИЗ;

меры безопасности при эксплуатации приборов и оборудования средства диагностики;

порядок и меры безопасности при экипировке средства диагностики водой и топливом;

порядок действий в случае пожара, правила пользования первичными средствами пожаротушения;

места расположения противопожарного оборудования, первичных средств пожаротушения, аптечек первой помощи;

способы оказания первой помощи пострадавшим;

требования настоящей Инструкции.

Руководитель смены и наладчик контрольно-измерительных вагонов (далее - наладчик), кроме того, должны знать устройство и принцип действия технических устройств и оборудования средств диагностики.

1.10. В соответствии с законодательством Российской Федерации общая продолжительность рабочего времени, времени начала и окончания работы, продолжительность обеденного перерыва, периодичность и длительность внутрисменных перерывов для работников средств диагностики должны быть установлены в правилах внутреннего трудового распорядка соответствующего структурного подразделения.

1.11. В процессе работы работники средств диагностики обязаны:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

выполнять работу, которая определена должностными обязанностями;

эксплуатировать оборудование в соответствии с руководством (инструкцией) по его эксплуатации;

соблюдать требования охраны труда, пожарной безопасности и электробезопасности;

применять безопасные приемы выполнения работ;

во время работы быть внимательными, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

соблюдать правила личной гигиены;

содержать в чистоте рабочее место, не допускать его загромождения материалами, инвентарем и приспособлениями;

использовать в работе только исправное оборудование, приборы, инструмент, материалы, приспособления, СИЗ;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта.

1.12. В случае необходимости выполнения работ по подъему и перемещению тяжестей вручную в течение рабочей смены допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза для мужчин не должна превышать 15 кг, для женщин - 7 кг, а при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг.

Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала величин, указанных выше.

1.13. В соответствии с "Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" работники средств диагностики должны быть обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ с учетом результатов специальной оценки условий труда и специфики выполняемых работ.

Все работники средств диагностики должны быть обеспечены сигнальными жилетами со световозвращающими полосами (далее - сигнальный жилет). На сигнальных жилетах должны быть нанесены трафареты из букв и цифр черного цвета: со стороны спины высотой 15 - 20 см, указывающих принадлежность владельца к соответствующему структурному подразделению, а на груди, в верхней части, высотой 7 - 10 см, указывающих принадлежность владельца к региональной дирекции.

При необходимости, по условиям выполнения отдельных видов работ, работникам должны выдаваться защитные очки для защиты глаз от лазерного и УФ-излучения, респиратор при работе с магнитным порошком, защитная каска (каскетка) при обслуживании подвагонного и крышевого оборудования средств диагностики.

1.14. Работники обязаны следить за исправностью спецодежды, спецобуви и СИЗ, а также содержать места для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке.

Специальную и личную одежду необходимо хранить раздельно в специально отведенных местах.

1.15. Для защиты кожи от химических веществ, в соответствии с "Типовыми нормами бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств" следует применять защитные, очищающие, регенерирующие и восстанавливающие средства.

1.16. Работники средств диагностики должны быть обеспечены носимыми радиостанциями в установленном в ОАО "РЖД" порядке.

1.17. Для работы в темное время суток работники средств диагностики должны быть обеспечены переносными фонарями с автономным питанием.

1.18. Ручной слесарный инструмент и приспособления необходимо содержать в чистоте, исправном состоянии и применять только по назначению.

При выполнении работ с ручным слесарным инструментом необходимо пользоваться исправными защитными очками, масками (щитками) и рукавицами.

1.19. Принимать пищу следует в специально оборудованных и отведенных для этого местах средства диагностики.

При использовании микроволновой печи или электроплиты для приготовления и разогрева пищи необходимо соблюдать требования руководств (инструкций) по их эксплуатации.

Запрещается принимать пищу на рабочих местах.

Для питья следует пользоваться водой, соответствующей санитарным нормам. Запрещается пользоваться не питьевой водой или водой из емкостей, не предназначенных для этих целей, а также хранить емкости с техническими жидкостями в местах приема пищи. Емкости с жидкостями должны иметь надписи о характере содержащихся веществ.

1.20. Производство маневровой работы, закрепление и ограждение средств диагностики на железнодорожных путях общего и необщего пользования должно осуществляться в соответствии с ПТЭ, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение N 8 к ПТЭ), Инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение N 7 к ПТЭ), Инструкцией по производству маневровой работы, учитывающей специфику и местные условия работы.

1.21. Все виды работ по экипировке средства диагностики следует производить после закрепления и ограждения его в соответствии с техническо-распорядительным актом железнодорожной станции и утвержденным технологическим документом, разработанным применительно к условиям работы.

1.22. В целях соблюдения требований электробезопасности работникам средств диагностики запрещается:

наступать на электрические провода и кабели;

снимать ограждения токоведущих частей оборудования, находящихся под напряжением;

открывать двери помещений, шкафов с оборудованием, находящимся под напряжением;

открывать подвагонные ящики с аккумуляторными батареями (за исключением работников, допущенных к обслуживанию аккумуляторных батарей);

производить соединение или разъединение межвагонных высоковольтных соединений;

подключать и отключать средство диагностики к стационарному пункту электроснабжения, самостоятельно производить ремонт вышедшего из строя электрооборудования, электроустановок и электроинструмента, не имея допуска (специального разрешения) к выполнению данного вида работ;

ремонтировать радиооборудование, электрическое оборудование системы кондиционирования воздуха, блок навигационного управления, автоматических систем пожарной сигнализации и пожаротушения;

прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легко доступным токоведущим частям;

касаться опор контактной сети;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи и находящимся на них посторонним предметам,

независимо от того, касаются они или не касаются земли и заземленных конструкций, а также приближаться к ним на расстояние ближе 8 метров;

подниматься на крышу подвижного состава, находящегося под контактным проводом и воздушными линиями электропередачи;

приближаться на расстояние ближе 2 метров к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий электропередачи, не огражденным проводам, находящимся под напряжением.

1.23. В целях соблюдения требований пожарной безопасности работникам средств диагностики запрещается:

оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы;

курить на рабочем месте. Курить следует в установленных приказом (распоряжением) по структурному подразделению местах, оборудованных средствами пожаротушения и обозначенных знаком "Место для курения";

перевозить, складировать и хранить в местах установки компрессора, дизель-генераторной установки, расходных баков, вблизи приборов отопления и других помещениях вагона горюче-смазочные материалы, взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

пользоваться открытым огнем в дизельном помещении, помещении компрессорной, в помещении расходных баков, на слесарном участке и других помещениях вагона вблизи легковоспламеняющихся жидкостей и материалов;

применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

отогревать открытым огнем замороженные трубы систем водоснабжения, отопления и подачи смазки к форсункам;

пользоваться временной или неисправной электропроводкой, проводить переоборудование электрической сети вагона;

сушить специальную одежду в котельном помещении, на электрических плитах и дизель-генераторной установки;

загромождать вещами пути эвакуации (коридоры и тамбуры вагона).

1.24. При нахождении на железнодорожных путях работники средств диагностики должны соблюдать следующие требования безопасности:

проходить к месту работы и обратно в пределах территории железнодорожной станции по специально установленным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, служебным и технологическим проходам, дорожкам (настилам), специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам. При следовании необходимо соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, следить за передвижением подвижного состава и слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения;

быть одетыми в сигнальные жилеты;

при проходе вдоль железнодорожных путей идти по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 метров от крайнего рельса. В случае, если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2,5 метров от крайнего рельса, то идти нужно в направлении вероятного появления поезда. Следует внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям и смотреть под ноги;

переходить железнодорожные пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, разрешается, при наличии, пользоваться переходными площадками вагонов. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону. При этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует убедиться в отсутствии приближающегося подвижного состава по соседнему пути, осмотреть место схода на предмет нахождения на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. Подниматься в самоходный подвижной состав (мотовоз, дрезину, автомотрису), локомотив, вагон и другие подвижные единицы и сходить с них до полной остановки запрещается. В темное время суток место схода необходимо осветить фонарем;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами, специальным подвижным составом, разрешается, если расстояние между их автосцепками не менее 10 метров. При этом идти следует посередине разрыва;

обходить подвижной состав, стоящий на пути, следует на расстоянии не менее 5 метров от автосцепки;

при обнаружении поезда (визуальном или звуковом) следует отойти с пути (в том числе смежного пути) на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/час, не менее 4 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/час и не менее 5 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/час. На путях станций допускается отойти на середину широкого междупутья в случае движения поезда по смежному пути. Если работник оказался в междупутье, а по путям одновременно движутся поезда или маневровые составы, он должен присесть (лечь) посередине междупутья и находиться в таком положении до прохода поезда (маневрового состава, локомотива).

При выходе из вагона средства диагностики или из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в темное время выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы.

1.25. Работникам средств диагностики при нахождении на железнодорожных путях запрещается:

находиться и передвигаться внутри колеи пути без наличия сигналиста;

переходить или перебегать пути перед приближающимся подвижным составом при его визуальном или звуковом обнаружении, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего подвижного состава;

запрыгивать на подножки единиц подвижного состава и сходить (спрыгивать) с них во время движения, а также находиться на подножках, лестницах и других наружных частях единиц подвижного состава при их движении;

пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них;

протаскивать инструменты и материалы под вагонами;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;

наступать на рельсы и на концы железобетонных шпал;

располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава или автотранспорта;

находиться в междупутье при следовании поездов и других отдельных единиц подвижного состава по смежным путям;

становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

производить работы, связанные с выходом на железнодорожные пути при отсутствии сигналиста, наблюдающего за приближением поездов;

пользоваться мобильной сотовой связью, аудио- и видео-плеерами и другими устройствами, отвлекающими внимание работника от соблюдения необходимых мер безопасности. Разрешается пользоваться мобильными телефонами только в случаях крайней необходимости, связанных с обеспечением безопасности движения, предотвращением террористических и противоправных действий, пожаров на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД", а также несчастных случаях с работниками и/или гражданами. В этом случае работник должен находиться на расстоянии не менее 3 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 140 км/час и не менее 6 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/час.

1.26. При обнаружении нарушений требований охраны труда, создающих опасность для жизни и здоровья работников или являющихся предпосылкой к аварии, пожару, несчастному случаю, работник обязан прекратить работу и немедленно сообщить об этом руководителю смены средства диагностики.

1.27. В случае получения травмы или ухудшения состояния своего здоровья или здоровья других работников в пути следования, работник должен поставить в известность руководителя смены для принятия решения по организации оказания медицинской помощи.

1.28. За невыполнение требований настоящей Инструкции работник несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.