Документ не применяется. Подробнее см. Справку

3. Характеристики, правила и процедуры осуществления предварительного аудита формирования федерального бюджета

3. Характеристики, правила и процедуры осуществления

предварительного аудита формирования федерального бюджета

Характеристики, правила и процедуры осуществления предварительного аудита формирования федерального бюджета состоят в следующем.

3.1. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета необходимо провести проверку соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации порядка, сроков составления проекта федерального бюджета, состава и содержания проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу.

Проверка должна предусматривать:

проверку соблюдения порядка составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, определенного в статьях 169, 170.1 - 173, 174.1, 174.2, 179, 179.1, 179.2, 179.3, 179.4 и 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

проверку соблюдения требований статей 184.1, 184.2 и пункта 4 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации к составу и содержанию проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу;

проверку соблюдения требований к основным характеристикам проекта федерального бюджета, нормативам распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, если они не устанавливаются бюджетным законодательством, составу показателей, устанавливаемых в федеральном законе о федеральном бюджете в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

проверку соответствия норм текстовых статей проекта федерального закона о федеральном бюджете и документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

проверку соблюдения сроков разработки и уточнения норм правовых актов, необходимых для реализации федерального закона о федеральном бюджете, установленных графиком их подготовки;

проверку соблюдения принципов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных статьей 28 и установленных статьями 29 - 38.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 3.3 "Анализ соответствия проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и документов и материалов, представленных одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации" раздела 1 заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3.2. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета необходимо представить оценку соответствия проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период основным целям и задачам социально-экономической политики государства, определенным в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики), указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и иных программных документах.

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 3.2 "Анализ реализации основных задач, поставленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики) и указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года" раздела 1 заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3.3. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета необходимо представить оценку качества прогнозирования социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период, включая обоснованность и достоверность прогноза макроэкономических показателей.

Проверка и анализ обоснованности макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период должны осуществляться исходя из анализа нормативно-методической базы макроэкономического прогнозирования, а также сопоставления фактических показателей социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий год и ожидаемых итогов текущего года с прогнозными макроэкономическими показателями социально-экономического развития текущего года, очередного финансового года и планового периода.

Проверка качества прогнозирования социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период, включая обоснованность и реалистичность прогноза макроэкономических показателей, должна предусматривать:

проверку соблюдения принципа достоверности бюджета, закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

проверку нормативно-методической базы макроэкономического прогнозирования с точки зрения ее соответствия действующим нормативным правовым актам и возможности получения реалистичных значений макроэкономических показателей, содержащихся в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

анализ механизмов и технологий прогнозирования социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, а также сложившейся практики организации работ по прогнозированию социально-экономического развития. При отсутствии утвержденных методик расчета показателей прогноза социально-экономического развития страны анализируются фактически используемые методические приемы и технологии прогнозирования макроэкономических показателей;

проверку соответствия основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период целевым социально-экономическим показателям, определенным в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики), указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и иных документах стратегического планирования, а также оценку возможности их достижения в среднесрочном и долгосрочном периодах в условиях реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

проверку достоверности использованной при разработке прогноза социально-экономического развития исходной информации, включая достоверность расчета номинального и реального валового внутреннего продукта, уровня инфляции на текущий финансовый год, являвшихся базовыми для расчета валового внутреннего продукта и уровня инфляции на очередной финансовый год и плановый период;

проверку обоснованности и реалистичности исходных условий прогноза социально-экономического развития, а также реалистичности и полноты учета основных факторов, оказывающих влияние на параметры социально-экономического развития (соотношение внутреннего и внешнего спроса, влияние внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего цен на нефть, структурные изменения в экономике и др.);

проверку согласованности прогноза показателей социально-экономического развития, включая оценку сбалансированности прогнозируемых объемов номинального и реального валового внутреннего продукта, исходя из двух методов оценки валового внутреннего продукта (производства и конечного использования);

проверку реалистичности прогнозируемых на очередной финансовый год и на соответствующий плановый период индексов-дефляторов по основным видам экономической деятельности, индекса-дефлятора валового внутреннего продукта, индекса потребительских цен, динамики и структуры экспорта и импорта, планируемого роста цен (тарифов) на услуги (продукцию) инфраструктурных монополий, показателей, характеризующих жизненный уровень населения, и иных показателей, влияющих на номинальный и реальный объемы валового внутреннего продукта и формирование доходной базы федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.

Результаты анализа и оценки по указанным вопросам отражаются в подразделе 2 "Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта федерального бюджета" раздела 1 заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3.4. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета необходимо представить оценку обоснованности и достоверности основных параметров проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Проверка и анализ обоснованности и достоверности основных параметров проекта федерального закона о федеральном бюджете должны предусматривать:

проверку динамики и структуры основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая доходы, расходы, дефицит/профицит федерального бюджета, консолидированных бюджетов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

проверку и анализ основных характеристик и структурных особенностей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

проверку расчета общего объема расходов федерального бюджета исходя из бюджетных правил;

проверку расчета нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета;

проверку прогноза основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

проверку и оценку устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, основных источников финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

проверку прогнозируемых объемов общего долга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

проверку и оценку основных параметров бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

проверку сбалансированности пенсионной системы с учетом поэтапного сокращения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

проверку соответствия проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период основным положениям планируемой долговой политики на очередной финансовый год и плановый период.

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 3.1 "Основные параметры бюджетной системы, консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета, основные характеристики и структурные особенности проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период" раздела 1 заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3.5. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета необходимо представить оценку качества прогнозирования доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, обоснованности и достоверности их объема и структуры, потенциальных резервов их увеличения.

Проверка и анализ обоснованности и достоверности доходов проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период должны предусматривать:

проверку соответствия прогнозируемых доходов Бюджетному кодексу Российской Федерации, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, договорам (соглашениям), основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период;

проверку соответствия установленным нормативам зачисления доходов в бюджет налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, определенных в статьях 40, 41, 42, 46, 50 и 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

проверку прогноза безвозмездных поступлений проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также оценку соответствия предусмотренных проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период объемов безвозмездных поступлений от бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации объемам бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов федеральному бюджету, предусмотренных в проектах бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и на плановый период;

проверку соблюдения требований статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся необходимости принятия за месяц до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период изменений в налоговое законодательство и законодательство, приводящее к изменению доходов, которые учитываются в расчетах при формировании проекта федерального бюджета;

проверку обоснованности прогноза доходов федерального бюджета на стадиях составления, рассмотрения и формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и по итогам заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период;

оценку методологических подходов, применяемых главными администраторами доходов при расчете прогнозных объемов поступлений, в том числе проверку наличия методик прогнозирования поступлений доходов федерального бюджета и их соответствия требованиями, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации";

проверку соблюдения правил формирования и ведения перечня и реестра источников доходов федерального бюджета в соответствии со статьей 47.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

проверку соответствия показателей прогноза поступлений доходов проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период показателям обоснований прогноза поступления доходов, представленных главными администраторами доходов федерального бюджета, в том числе по кодам классификации доходов федерального бюджета;

сопоставление динамики показателей доходов проекта федерального бюджета (в номинальном выражении и в доле к ВВП), утвержденных и ожидаемых показателей исполнения доходов федерального бюджета текущего года (по оценке Правительства Российской Федерации и на основании анализа и оценки Счетной палаты), фактических доходов федерального бюджета за предыдущий год, а также основных факторов, определяющих их динамику;

проверку в соответствии со статьей 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации сроков внесения и учета в проекте федерального закона о федеральном бюджете положений федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов об изменении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходов федерального бюджета, последствий влияния на доходы федерального бюджета изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и нормативов распределения налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

проверку текстовых статей проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, регламентирующих порядок формирования отдельных доходов федерального бюджета;

проверку обоснованности данных о фактических и прогнозных объемах доходов федерального бюджета, в том числе в разрезе главных администраторов доходов федерального бюджета;

анализ изменения доходов проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период по сравнению с их оценкой в текущем году;

проверку и анализ динамики доходов, зависящих от темпов роста ВВП, инфляции, курса доллара США к рублю, цен на энергоносители, изменения структуры доходов федерального бюджета в разрезе налоговых и неналоговых доходов;

проверку обоснованности расчета налоговых доходов - налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, используемой в расчете, суммы налоговых вычетов, уровня собираемости по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, акцизам на производимую на территории Российской Федерации продукцию, налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами, другим платежам, формирующим доходы федерального бюджета;

проверку обоснованности расчетов иных доходов в части: ставок, объема экспорта и импорта, уровня собираемости ввозных и вывозных таможенных пошлин; дивидендов по акциям и доходам от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий; прочих доходов от внешнеэкономической деятельности; доходов от перечисления прибыли Центрального банка Российской Федерации; доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства; доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и других доходов на очередной финансовый год и плановый период;

проверку правильности расчетов прогноза поступлений по видам доходов в федеральный бюджет на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации, в том числе утвержденным Правительством Российской Федерации, Минфином России, главными администраторами доходов федерального бюджета методикам и нормативам (при их наличии);

проверку прогноза поступлений доходов, по которым отсутствуют расчеты, а также доходов, которые не учитываются в проекте федерального бюджета, но поступали (поступили) в предшествующем периоде (в истекшем периоде) в федеральный бюджет;

оценку потенциальных резервов увеличения доходов федерального бюджета;

оценку резервов мобилизации доходов федерального бюджета, в том числе на основе проверки и анализа состояния дебиторской задолженности на начало текущего года и за истекший период текущего года, изменение ее объема, анализ мер, предпринимаемых главными администраторами доходов для снижения общего объема дебиторской задолженности, (определение объема просроченной задолженности, причин ее образования, а также общего объема списанной дебиторской задолженности и причин ее списания);

проверку и анализ качества формирования главными администраторами доходов федерального бюджета обоснований прогноза поступлений доходов;

проверку и анализ представляемой одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период ожидаемой оценки поступления доходов в текущем финансовом году и расчетов по видам доходов.

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 4 "Доходы проекта федерального бюджета" раздела 1 заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3.6. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета необходимо представить оценку качества прогнозирования, достоверности и обоснованности планируемых расходов проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, включая оценку предельных объемов бюджетных ассигнований, распределения предельных бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и оценку обоснований бюджетных ассигнований, представляемых главными распорядителями средств федерального бюджета, оценку реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета.

Необходимо выявить резервы оптимизации или сокращения расходов по кодам классификации расходов бюджетов и направлений расходов на основе проверки и анализа:

обоснованности бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, на осуществление капитальных вложений по контрактам, по которым за предшествующие периоды сложилась дебиторская задолженность по расходам;

обоснованности бюджетных ассигнований на предоставление субсидий государственным учреждениям, по которым за предшествующие периоды имеются неиспользованные остатки средств указанных субсидий;

обоснованности бюджетных ассигнований на предоставление субсидий и субвенций субъектам Российской Федерации с учетом уровня их кассового исполнения за предшествующие периоды, эффективности их использования и уровня финансирования за средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

обоснованности бюджетных ассигнований на осуществление взносов в уставные капиталы юридических лиц и имущественных взносов в государственные корпорации и государственные компании;

обоснованности и целесообразности расходов федерального бюджета, включая проверку и анализ их структуры, расчетов, соответствия установленным нормативам;

целевого и эффективного использования расходов федерального бюджета по результатам ранее проведенных проверок, включая проверки эффективности и результативности расходов по госпрограммам за отчетный финансовый год;

уровня исполнения аналогичных расходов за предшествующие периоды;

других данных и информации по расходам федерального бюджета.

3.6.1. Проверка и анализ обоснованности и достоверности расходов проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период осуществляются с учетом требований, установленных статьей 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период", Порядком формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденным приказом Минфина России от 17 марта 2015 г. N 38н (далее - Порядок), ежегодно разрабатываемых Минфином России методических рекомендаций по составлению плановых реестров расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований, методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, а также разрабатываемых Минэкономразвития России методических рекомендаций по подготовке предложений по формированию и распределению бюджетных ассигнований по расходам инвестиционного характера и должны предусматривать:

проверку соблюдения закрепленного в статье 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа полноты отражения расходов бюджета;

проверку соблюдения закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчета расходов бюджета;

проверку соблюдения условий формирования расходов бюджета, установленных в статье 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

проверку соблюдения правил формирования и ведения реестра расходных обязательств в соответствии со статьей 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

проверку обоснований бюджетных ассигнований в соответствии со статьями 69, 69.1, 70, 74, 74.1, 78, 78.1, 79, 80, 81, 82 и 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3.6.2. Проверка формирования и распределения предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.

3.6.2.1. Проверка в Минфине России (по запросу) формирования предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, направляемых главным распорядителям средств федерального бюджета, и методических подходов к их определению должна предусматривать:

проверку обоснованности методических подходов к определению предельных расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации в части:

определения перечня нормативно обусловленных и приравненных к ним расходов, не подлежащих сокращению, и процента сокращения по другим видам расходов;

дополнительных объемов бюджетных ассигнований на реализацию отдельных государственных программ Российской Федерации;

проверку обоснованности методических подходов к определению предельных расходов федерального бюджета на реализацию непрограммных направлений деятельности в части:

перечня видов непрограммных расходов, подлежащих сокращению, и предусматриваемого процента их сокращения на второй год планового периода;

порядка пересчета предельных расходов федерального бюджета с учетом:

уровня и сроков индексации по отдельным видам расходов, отказа от индексации отдельных видов расходов;

соответствия показателей уровня инфляции, среднегодового курса рубля к доллару США, индекса-дефлятора по капитальным вложениям, применяемых при расчете предельных расходов федерального бюджета, аналогичным показателям прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период;

проверку изменений предельных объемов бюджетных ассигнований, направляемых главным распорядителям средств федерального бюджета, по сравнению с объемами бюджетных ассигнований, предусмотренных в утвержденном федеральном законе о федеральном бюджете;

проверку расчета предельных объемов бюджетных ассигнований, направляемых главным распорядителям средств федерального бюджета, на второй год планового периода;

проверку расчета предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период с учетом:

индексации публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;

индексации фондов оплаты труда;

индексации денежного довольствия;

индексации стипендиального фонда;

индексации объема дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

прогнозируемого среднегодового курса рубля к доллару США в текущем году и на очередной финансовый год и плановый период;

сокращения отдельных видов расходов.

3.6.2.2. Проверка в главных распорядителях средств федерального бюджета формирования предложений по распределению предельных объемов бюджетных ассигнований по госпрограммам и направлениям деятельности, не входящим в госпрограммы (распределение бюджетных ассигнований), порядка их представления и рассмотрения, должна предусматривать:

проверку наличия заполненных форм, представляемых в соответствии с действующими методическими указаниями, для распределения выделенных предельных объемов бюджетных ассигнований;

проверку соответствия представляемых главными распорядителями средств федерального бюджета данных о распределении предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета данным, приведенным в формах обоснований бюджетных ассигнований (информация, расчеты);

проверку обеспечения при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований в первоочередном порядке:

исполнения публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;

исполнения расходов на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами и казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями;

исполнения принятых бюджетных обязательств по государственным контрактам и договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

достижения целей на реализацию мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;

предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);

уплату налога на имущество организаций и земельного налога в полном объеме;

проверку распределения бюджетных ассигнований в части:

соответствия кодам бюджетной классификации Российской Федерации;

соблюдения отраслевых (функциональных) и ведомственных особенностей, установленных методическими подходами;

соблюдения требований методических подходов к представлению приложений к распределению предельных объемов бюджетных ассигнований;

проверку расчета предельных объемов бюджетных ассигнований, направляемых главным распорядителям средств федерального бюджета;

проверку расчета предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период с учетом:

индексации публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;

индексации фондов оплаты труда;

индексация денежного довольствия;

индексации стипендиального фонда;

индексации объема дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

уточнения объема субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в связи с индексацией оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства;

прогнозируемого среднегодового курса рубля к доллару США в текущем году и на очередной финансовый год и плановый период;

анализ распределения предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период по сравнению с федеральными бюджетами предыдущих лет;

анализ распределения предельных объемов бюджетных ассигнований учетом их исполнения в предыдущем году и истекшем периоде текущего года;

проверку обоснованности распределения предельных объемов бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности по направлениям деятельности, в рамках которых за предшествующие годы сложилась дебиторская задолженность, с целью выявления резервов оптимизации или сокращения указанных расходов;

анализ состояния дебиторской задолженности по расходам на поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд (в том числе по расходам инвестиционного характера) на начало текущего года и за первое полугодие текущего года, проанализировать ее динамику и установить причины ее роста (в том числе, оценка действенности мер, предпринимаемых главными распорядителями средств федерального бюджета по снижению объема дебиторской задолженности);

проверку обоснованности распределения предельных объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на выполнение государственных заданий и на иные цели по направлениям деятельности, в рамках которых за предшествующие годы сложились значительные объемы неиспользованных остатков средств указанных субсидий, с целью выявления резервов оптимизации или сокращения указанных расходов;

проверку соответствия общего объема распределенных предельных бюджетных ассигнований предельному объему бюджетных ассигнований, доведенных до главных распределителей бюджетных средств;

анализ перечня несогласованных вопросов, представленных одновременно с распределением бюджетных ассигнования предельных объемов;

проверку наличия согласований предложений по распределению выделенных предельных объемов бюджетных ассигнований в части ФЦП субъектом бюджетного планирования с руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, являющегося государственным заказчиком - координатором соответствующей ФЦП, Минэкономразвития России, Военно-промышленной комиссией Российской Федерации (в части, касающейся обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства).

3.6.3. Проверка и анализ обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.

Проверка и анализ полноты и достоверности показателей обоснований бюджетных ассигнований, представленных главными распорядителями средств федерального бюджета в Минфин России, должна предусматривать:

проверку наличия заполненных, отдельно для каждого расходного полномочия, форм по всем предусмотренным графам обоснования бюджетных ассигнований, реквизитов и положений законодательных актов, устанавливающих порядок расчета объема бюджетных ассигнований, коды бюджетной классификации, объемы бюджетных ассигнований;

проверку обоснованности расчетов бюджетных ассигнований на реализацию расходных обязательств Российской Федерации;

проверку наличия и обоснованность расчетов объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета;

в части обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий некоммерческим организациям обратить внимание на проверку изменений значений объема и показателей затрат на единицу государственной услуги по сравнению с предыдущим годом;

в части обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на предоставление государственных услуг (выполнение работ) обратить внимание на проверку размера нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги, включая нормативные затраты на оплату труда, на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги, нормативные затраты на коммунальные услуги, их динамику по сравнению с предыдущим годом;

проверку соответствия показателей обоснований бюджетных ассигнований показателям реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета, в том числе по кодам классификации расходов федерального бюджета;

проверку соответствия объемов бюджетных ассигнований, указанных в обоснованиях бюджетных ассигнований, объемам бюджетных ассигнований по расходам, представленным в проекте федерального закона о федеральном бюджете;

проверку наличия согласований в установленном порядке с Военно-промышленной комиссией Российской Федерации, Минэкономразвития России, ответственными исполнителями государственных программ при распределении бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов (при необходимости);

проверку своевременности подготовки и представления обоснований бюджетных ассигнований в Минфин России в сроки, установленные графиком подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета.

3.6.4. Проверка и анализ реестра расходных обязательств Российской Федерации и реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета, на очередной финансовый год и плановый период.

3.6.4.1. Проверка реестра расходных обязательств Российской Федерации и объема средств федерального бюджета, необходимых для их исполнения в главных распорядителях средств федерального бюджета, включает в себя проверку соблюдения порядка составления, согласования и представления реестра расходных обязательств и должна предусматривать:

3.6.4.1.1. В части сведений о расходных обязательствах Российской Федерации, подлежащих исполнению главными распорядителями средств федерального бюджета:

проверку наличия заполненной формы по всем предусмотренным графам реестра расходных обязательств, коды и наименования видов правового основания расходного обязательства, коды бюджетной классификации, объемы бюджетных ассигнований;

проверку соответствия объемов бюджетных ассигнований, предусматриваемых в реестре на исполнение расходных обязательств, предельным объемам бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета, в том числе по годам;

проверку соответствия расходных обязательств Российской Федерации расходным полномочиям Российской Федерации;

проверку наличия ссылки на нормативный правовой акт, подтверждающий расчет объемов расходных обязательств федеральных государственных органов;

3.6.4.1.2. В части сведений о законодательных и иных нормативных правовых актах, устанавливающих расходные обязательства Российской Федерации:

проверку наличия заполненной формы по всем предусмотренным графам сведений, наименование полномочия расходного обязательства, реквизиты и ссылки на конкретные нормы нормативного правового акта, устанавливающего полномочие (функцию) Российской Федерации, коды бюджетной классификации, реквизиты и ссылки на конкретные нормы нормативного правового акта, устанавливающие направление расходов по целевой статье;

проверку обоснованности включения расходных обязательств:

проверку соответствия кодов и наименования полномочия, расходного обязательства;

проверку наличия реквизитов и ссылок на законодательный акт, указ Президента Российской Федерации, устанавливающий соответствующие расходные полномочия, расходные обязательства;

проверку соответствия перечня расходных обязательств Российской Федерации, исполняемых главными распорядителями средств федерального бюджета за счет средств федерального бюджета, его функциям в установленной сфере деятельности;

3.6.4.1.3. В части расчетов по бюджетным ассигнованиям федерального бюджета на исполнение публичных нормативных обязательств (далее - ПНО) Российской Федерации:

проверку наличия заполненной формы по всем предусмотренным графам расчетов с указанием наименования ПНО Российской Федерации, категорий и количества получателей ПНО, кодов бюджетной классификации, размеров выплат и объемов бюджетных ассигнований на исполнение ПНО;

3.6.4.1.4. В части порядка формирования планового реестра расходных обязательств:

проверку наличия согласований в установленном порядке с соответствующими органами исполнительной власти (Военно-промышленной комиссией Российской Федерации, Минэкономразвития России и Минфином России) и своевременность его представления в Минфин России.

3.6.4.2. Проверка и анализ реестра расходных обязательств Российской Федерации, представляемого одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, должна предусматривать:

проверку обоснованности действующих расходных обязательств Российской Федерации, нормативно-правовой базы их формирования и применяемых методов расчетов их объемов на очередной финансовый год;

проверку соответствия объемов бюджетных ассигнований, отраженных в реестре, объемам бюджетных ассигнований, представленных в приложениях к законопроекту в составе ведомственной структуры расходов федерального бюджета;

проверку соответствия требованиям статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации, включая наличие ссылок на нормативные правовые акты, обусловливающие расходные обязательства, с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев).

3.6.5. Проверка государственных заданий на выполнение государственных услуг (работ) федеральными государственными учреждениями.

Проверка государственных заданий на выполнение государственных услуг (работ) федеральными государственными учреждениями осуществляется с учетом их исполнения в предыдущем году.

Проверка государственных заданий на выполнение государственных услуг (работ) федеральными государственными учреждениями должна предусматривать:

проверку соответствия порядка формирования государственных заданий на выполнение государственных услуг (работ) федеральными государственными учреждениями статье 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации,

проверку соответствия порядка формирования государственных заданий на выполнение государственных услуг (работ) федеральными государственными учреждениями положениям постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. N 151 "О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)";

проверку соответствия ведомственных перечней государственных услуг, показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) базовым (отраслевым) перечням государственных услуг и работ;

проверку показателей государственных заданий с учетом их плановых значений в предшествующие годы и их исполнения;

проверку финансового обеспечения выполнения государственных заданий (включая проверку расчета нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и содержание имущества федеральных государственных учреждений) с учетом их плановых значений в предшествующие годы и их исполнения.

3.6.6. Проверка и анализ обоснованности и достоверности расходов проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период также включает в себя:

проверку и анализ информации, направляемой Минфином России главным распорядителям средств федерального бюджета, об отклонении обоснований бюджетных ассигнований в случае наличия замечаний к обоснованиям бюджетных ассигнований или распределению бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, а также анализ обоснованности причин (замечаний) отклонения;

проверку и анализ внесенных главными распорядителями средств федерального бюджета изменений в обоснования бюджетных ассигнований и распределение бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с представленными Минфином России замечаниями;

проверку наличия и анализ протоколов рассмотрения разногласий по перечню несогласованных вопросов при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период главных распорядителей средств федерального бюджета с Минфином России при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

проверку и анализ уточненных обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период главных распорядителей средств федерального бюджета по итогам заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 5 "Расходы проекта федерального бюджета" раздела 1 заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, предварительные итоги проверки и анализа - в материалах направлений деятельности Счетной палаты, представляемых Председателю Счетной палаты в соответствии с организационным планом-графиком осуществления предварительного аудита формирования федерального бюджета (приложение N 1 к Стандарту).

3.7. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета необходимо представить оценку качества формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в программном формате, финансового обеспечения госпрограмм.

Проверка обоснованности показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период осуществляется в том числе на основе информации, представленной в паспортах госпрограмм (проектах паспортов госпрограмм), представляемых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета (далее - паспорта (проекты паспортов) госпрограмм).

В ходе проверки используются результаты проведенных контрольных мероприятий по проверке исполнения госпрограмм, а также результаты экспертизы утвержденных госпрограмм.

При оценке формирования проекта федерального бюджета в программном формате, осуществляемой в том числе на основе информации паспортов (проектов паспортов) госпрограмм, могут использоваться методические указания по проведению экспертизы проектов государственных программ Российской Федерации, утвержденных Коллегией Счетной палаты (далее - методические указания) (протокол от 28 марта 2014 года N 17К (963) (в части информации, имеющейся в паспортах (проектах паспортов) госпрограмм).

Проверка и анализ качества формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в программном формате, финансового обеспечения госпрограмм должны в том числе предусматривать:

сравнительный анализ целей, задач, целевых показателей (индикаторов) и их значений, содержащихся в паспортах (проектах паспортов) госпрограмм, с целями, задачами, целевыми показателями (индикаторами) и их значениями в утвержденных госпрограммах (с учетом их исполнения);

оценку обоснованности изменений, вносимых в проекты паспортов госпрограмм, и их влияния на достижение целей и решение задач, поставленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и иных документах стратегического планирования;

проверку соответствия объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию госпрограммы проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, показателям паспорта (проекта паспорта) госпрограммы;

анализ динамики значений показателей (индикаторов) паспортов (проектов паспортов) госпрограмм в сравнении с динамикой расходов федерального бюджета, предусмотренных паспортами (проектами паспортов) госпрограмм и проектом федерального бюджета (в целом, а также в разрезе подпрограмм и ФЦП).

При наличии на момент внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу, результатов экспертизы, официально представленных в Счетную палату, проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по внесению изменений в госпрограммы, а также обосновывающих документов и материалов указанные результаты экспертизы используются в ходе проверки и анализа качества формирования проекта федерального бюджета в программном формате.

В результате проверки и анализа должна быть дана оценка обоснованности и целесообразности принимаемых расходных обязательств Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период на основе проектов паспортов госпрограмм, представлены предложения по оптимизации бюджетных расходов для достижения поставленных целей и целевых значений показателей (индикаторов) госпрограмм в очередном финансовом году и плановом периоде.

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 6 "Анализ формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в программном формате" раздела 1 заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Предложения направлений деятельности Счетной палаты к заключению Счетной палаты в части подраздела 6 раздела 1 заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляются в соответствии с примерной структурой по форме согласно приложению N 4 к Стандарту.

Примерная структура подраздела 6 раздела 1 заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период приведена в приложении N 5 к Стандарту.

3.8. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета необходимо провести оценку планируемых бюджетных инвестиций на очередной финансовый год и плановый период, в том числе качества формирования и обоснованности расходов федерального бюджета на реализацию ФАИП.

Оценка качества формирования и обоснованности расходов на реализацию ФАИП должна предусматривать:

проверку наличия и полноты представленных государственными заказчиками ФЦП, главными распорядителями средств федерального бюджета в Минэкономразвития России предложений об объемах бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и (или) приобретение объектов недвижимого имущества государственной собственности Российской Федерации, предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и (или) объекты недвижимого имущества юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) (далее - предложения об объемах бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП);

анализ соответствия предложений об объемах бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП методическим рекомендациям Минэкономразвития России;

анализ предложений об объемах бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП в части объектов, включенных в ФЦП, проверка их соответствия параметрам утвержденных паспортов ФЦП (для новых ФЦП, подлежащих финансированию в очередном финансовом году и плановом периоде, - параметрам проектов ФЦП или проектов концепций ФЦП), анализ отклонений (при наличии);

проверку и анализ протоколов рассмотрения предложений об объемах бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП создаваемой Минэкономразвития России межведомственной комиссией по подготовке предложений по формированию бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период по расходам инвестиционного характера (образуемыми в составе указанной комиссии рабочими группами), анализ обоснованности решений указанной комиссии (рекомендаций рабочих групп) в отношении объектов и (или) мероприятий (выборочно);

анализ (выборочно) обоснованности предложений об объемах бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП, обеспеченности объектов, планируемых к реализации в очередном финансовом году и плановом периоде, необходимой документацией, включая правоустанавливающие документы на земельные участки под строительство объектов, утвержденную в установленном порядке проектную документацию и результаты инженерных изысканий с положительным заключением государственной экспертизы;

анализ (выборочно) обоснованности наличия в указанных предложениях объектов капитального строительства, по которым планируется в течение одного финансового года одновременное осуществление работ по проектированию и строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) и (или) объектов, в отношении которых отсутствует утвержденная проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы;

анализ (выборочно) обоснованности предложений об объемах бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП в части финансирования в приоритетном порядке объектов с высокой степенью готовности к вводу в эксплуатацию, а также объектов, готовых в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, к началу строительства;

проверку (выборочно) соответствия содержания предложений об объемах бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП показателям обоснований бюджетных ассигнований, представленных главными распорядителями средств федерального бюджета в Минфин России;

анализ наличия нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) или решений (проектов решений), необходимых для реализации ФАИП в очередном финансовом году и плановом периоде, оценка степени готовности указанной правовой базы ФАИП;

проверку и анализ обоснованности предложений об объемах бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности, в том числе подтверждения (обращения) субъекта Российской Федерации о возможности (готовности) осуществлять финансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), на софинансирование которых планируется предоставление в очередном финансовом году и плановом периоде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета; проверку объема финансового обеспечения указанных капитальных вложений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

анализ заключений по результатам обязательного публичного технологического и ценового аудита (при необходимости его проведения) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382;

обоснование наличия (отсутствия) объектов незавершенного по состоянию на 1 января текущего года строительства в предложениях об объемах бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП;

анализ перечня несогласованных вопросов по ведомственной структуре расходов федерального бюджета в части, касающейся бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию ФАИП (при наличии).

Проверка и анализ планируемых бюджетных инвестиций на очередной финансовый год и плановый период должны, предусматривать оценку качества формирования и обоснованности расходов на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в том числе с целью выявления резервов оптимизации или сокращения расходов:

наличия потребности в их использовании в очередном финансовом году и плановом периоде;

наличия финансово-экономического обоснования;

наличия остатков неиспользованных бюджетных ассигнований, предоставленных в предыдущие годы;

соответствия целей предоставления бюджетных инвестиций задачам, предусмотренным стратегиями развития (инвестиционными программами) юридических лиц.

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 7 "Федеральная адресная инвестиционная программа" раздела 1 заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3.9. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета необходимо провести оценку качества прогнозирования, обоснованности и достоверности объема и структуры источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, прогнозируемого объема и структуры государственного долга Российской Федерации, внешних долговых требований Российской Федерации.

Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, предельных размеров государственного долга Российской Федерации, внешних долговых требований Российской Федерации должны предусматривать:

проверку соблюдения требований следующих статей Бюджетного кодекса Российской Федерации: статьи 32 по полноте отражения источников финансирования дефицитов бюджетов, статьи 92 по установлению размера дефицита федерального бюджета, статьи 93.1 по зачислению средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, статей 93.2, 93.5 и 93.6 по предоставлению бюджетных кредитов, статьи 93.4 в части особенностей исполнения денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией, статей 94 и 184.1 по составу источников финансирования дефицита федерального бюджета и утверждению их в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

оценку методологических подходов, применяемых главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета при расчете объемов поступлений, в том числе проверку наличия методик прогнозирования поступлений по источникам федерального бюджета и их соответствия требованиями, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 469 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета";

проверку оценки объемов и порядка формирования, использования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в соответствии со статьями 96.9, 96.10, 96.11, 96.12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

проверку обоснованности формирования источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета за счет изменения остатков средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, получения доходов от управления средствами указанных фондов и целесообразности направлений их использования;

проверку обоснованности объемов средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало и конец очередного финансового года;

проверку прогнозируемых ставок процента за пользование денежными средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

проверку обоснованности расчетов объемов бюджетных ассигнований на погашение и обслуживание государственного долга исходя из заключенных международных договоров и соглашений, оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, условий выпуска государственных ценных бумаг, прогнозируемой структуры планируемых заимствований на внешних и внутренних финансовых рынках, уровней доходности по различным видам долговых инструментов в национальной и иностранной валюте, уровней процентных ставок (плавающих) для расчетов платежей по кредитам МФО и правительств иностранных государств, прогнозирования объемов финансирования конверсионных операций и других особенностей расчета бюджетных ассигнований, учитываемых в расходах федерального бюджета и источниках финансирования дефицита федерального бюджета;

проверку обоснованности формирования иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, включая поступления от приватизации, операции с государственными запасами драгоценных металлов и камней, изменения остатков средств федерального бюджета на счетах;

проверку соблюдения требований следующих статей Бюджетного кодекса Российской Федерации: статей 101 и 102 по управлению государственным долгом и соблюдению ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, статьи 97 по отнесению долговых обязательств Российской Федерации к государственному долгу, статьи 98 по структуре государственного долга, видам и срочности долговых обязательств Российской Федерации, статьи 98.1 по прекращению долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списанию с государственного долга Российской Федерации, статьи 103 по осуществлению государственных заимствований, статьи 105 по реструктуризации долга, статей 108, 108.1, 110, 110.2 по программам государственных внешних и внутренних заимствований Российской Федерации и государственных гарантий Российской Федерации (в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации), статей 113, 114, 115, 115.1, 115.2, 116 по отражению в бюджетах поступлений средств от заимствований, погашения государственного долга, расходов на его обслуживание, по предельному объему выпуска государственных ценных бумаг, по предоставлению и обеспечению исполнения обязательств по государственным гарантиям, порядка и условий предоставления государственных гарантий Российской Федерации;

проверку соблюдения требований статей 122, 123, 125, 126, 127, 128 Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, объемов долга и реструктуризации и списания долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией, уступки прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации к иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам;

проверку соответствия основным направлениям долговой политики объемов государственных внутренних и внешних заимствований, влияния предлагаемых масштабов и форм заимствований на динамику и условия обслуживания внешней и внутренней задолженности;

проверку и анализ планируемой динамики средств на погашение государственного долга, предусмотренных в проекте федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, и сопоставление с аналогичными показателями за отчетный финансовый год, утвержденными и ожидаемыми показателями текущего года;

проверку обоснованности и достоверности предельных размеров государственного долга (на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), изменения его структуры, бюджетных ассигнований на погашение государственного долга исходя из графиков платежей, планируемых операций по его реструктуризации и новых государственных заимствований в соответствии с основными направлениями долговой политики.

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 9 "Дефицит (профицит) федерального бюджета и источники финансирования дефицита федерального бюджета. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Государственный долг Российской Федерации и внешние долговые требования Российской Федерации" раздела 1 заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3.10. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета необходимо представить оценку эффективности межбюджетных отношений, обоснованности бюджетных ассигнований на формирование межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период.

Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и плановый период должны предусматривать:

проверку соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 131, 132, 132.1, 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

анализ методик (проектов методик) и расчетов распределения межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

проверку обоснованности общих пропорций распределения доходов и расходов прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, факторов, оказывающих влияние на изменение таких пропорций в проекте федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период по сравнению с федеральными бюджетами предыдущих лет;

проверку сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в целом в очередном финансовом году и плановом периоде;

проверку обоснованности текстовых статей, регулирующих особенности использования бюджетных ассигнований, направляемых на межбюджетные трансферты;

проверку объемов налоговых и неналоговых доходов, учтенных в расчетах прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации и подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации на соответствие статьям 56 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

проверку учета положений федеральных законов о внесении изменений в налоговое и бюджетное законодательство, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов об изменении налогового и бюджетного законодательства в расчетах прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, последствий влияния на доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации указанных изменений;

анализ выпадающих и дополнительных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год по сравнению с текущим годом;

сравнение показателей прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации на текущий год, показателей прогноза консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на текущий год, показателей исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за истекший период текущего года с показателями прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

проверку обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в форме дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

оценку обоснованности и целесообразности предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (по каждому направлению межбюджетных трансфертов), с учетом сложившегося уровня их исполнения за предыдущие годы и истекший период текущего года, эффективности их использования, в том числе возможности бюджетов субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходных обязательств, исполняемых с привлечением средств федерального бюджета, в предыдущие годы, с целью выявления резервов оптимизации или сокращения указанных расходов;

проверку расчета и обоснованности объемов межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов, в том числе с учетом их исполнения за предшествующие годы и объемов остатков межбюджетных трансфертов, не использованных субъектами Российской Федерации в предыдущие годы;

проверку соответствия мероприятий, предусмотренных в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, положениям ежегодных посланий Президента Российской Федерации, в том числе в части перехода к предоставлению межбюджетных трансфертов в основном в форме дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации, обеспечения консолидации субсидий в рамках государственных программ Российской Федерации, увеличения числа межбюджетных субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации до начала финансового года федеральным законом о федеральном бюджете;

проверку обоснованности планируемых объемов бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 8 "Межбюджетные отношения" раздела 1 заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Методические подходы к проведению предварительного аудита федерального бюджета по конкретным показателям федерального бюджета могут при необходимости разрабатываться направлениями деятельности Счетной палаты в рамках своей компетенции в соответствии с Регламентом Счетной палаты и совместно с Департаментом методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации и осуществления внешнего государственного (муниципального) аудита (контроля) аппарата Счетной палаты.