V. Организация оказания экстренной помощи атомным станциям при возникновении радиационно опасных ситуаций

V. Организация оказания экстренной помощи атомным станциям

при возникновении радиационно опасных ситуаций

17. Эксплуатирующая организация должна планировать и обеспечивать выполнение организационных и технических мер по ослаблению, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций и оказанию экстренной помощи АС.

18. В эксплуатирующей организации должна быть создана группа оказания экстренной помощи АС (далее - группа ОПАС). Эксплуатирующая организация должна обеспечить функционирование группы ОПАС для оказания научно-технической и консультативной поддержки при организации и осуществлении мер по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций на АС.

19. Руководитель и заместитель (заместители) руководителя группы ОПАС назначаются уполномоченным органом управления использованием атомной энергии по представлению эксплуатирующей организации.

20. С целью выполнения анализа, прогноза развития и масштабов последствий радиационно опасных ситуаций, выработки рекомендаций по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при оказании экстренной помощи АС эксплуатирующая организация должна привлекать для формирования группы ОПАС и участия в ее работе проектные, научные, конструкторские, ремонтные и другие организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации.

21. Для оказания научно-технической поддержки группе ОПАС эксплуатирующая организация должна обеспечить создание и функционирование центров технической поддержки (далее - ЦТП) на базе организаций, участвующих в формировании и работе группы ОПАС.

ЦТП по направлению своей деятельности должны решать следующие задачи:

анализ радиационно опасных ситуаций на АС, идентификация причин их возникновения и прогнозы возможных путей развития;

оценка степени повреждения оборудования и конструкций реактора (реакторной установки), состояния критических функций безопасности и физических барьеров АС;

разработка вариантов возвращения АС в контролируемое состояние и мероприятий по ликвидации радиационно опасных ситуаций и их последствий;

анализ и прогнозы развития радиационно опасных ситуаций и их последствий для АС, персонала, населения и окружающей среды;

подготовка рекомендаций по защите персонала;

подготовка рекомендаций по оказанию медицинской помощи персоналу, в том числе в зависимости от полученной дозы облучения;

подготовка предложений по защите населения с учетом состояния АС и результатов мониторинга компонентов окружающей среды;

проведение необходимых расчетов, подготовка предложений:

по замене вышедшего из строя оборудования;

по сохранению/восстановлению работоспособности систем, зданий и сооружений АС.

22. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать постоянную готовность группы ОПАС к выполнению функций аварийного реагирования.

23. Для обеспечения постоянной готовности группы ОПАС к выполнению своих функций у каждого члена группы ОПАС должен быть дублер.

24. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать:

финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения при радиационно опасных ситуациях;

оснащение группы ОПАС материальными ресурсами, транспортными средствами, средствами связи, а также проектной, нормативной и технической документацией;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения мероприятий по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций;

финансирование создания и функционирования центров технической поддержки.

25. В эксплуатирующей организации для координации противоаварийной деятельности должен быть создан и функционировать кризисный центр (далее - КЦ).

26. КЦ должен включать:

специально оснащенные помещения;

персонал, обеспечивающий работу КЦ, включая дежурно-диспетчерскую службу эксплуатирующей организации.

27. КЦ должен обеспечивать:

работу группы ОПАС;

информационное взаимодействие между участниками аварийного реагирования;

функционирование единого для всех участников аварийного реагирования информационного пространства, где в режиме реального времени обеспечивается предоставление данных о состоянии всех блоков АС, радиационной и метеорологической обстановке в районе площадки АС, СЗЗ и зоне наблюдения.

28. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать оснащение КЦ:

средствами связи;

транспортными средствами;

документацией;

системой автоматизированного оповещения;

программно-техническими комплексами для работы группы ОПАС.

29. Для организации проведения работ по аварийному реагированию эксплуатирующая организация должна разработать и утвердить документы (положения, инструкции), определяющие:

организацию оповещения участников аварийного реагирования в случаях радиационно опасных ситуаций;

организацию оказания экстренной помощи АС;

порядок формирования, задачи и функции группы ОПАС;

регламент работы и режимы функционирования КЦ, аварийных центров АС, центров технической поддержки;

порядок имущественного, транспортного, медико-санитарного обеспечения и обеспечения средствами связи КЦ, группы ОПАС;

перечень необходимой технической документации и порядок обеспечения КЦ технической документацией для каждого блока АС.

30. До завоза ядерного топлива на АС руководством АС должна быть образована из состава руководителей и персонала АС комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности АС (далее - КЧСПБО) для выполнения функций координационного органа при осуществлении противоаварийных действий на АС в условиях радиационно опасных ситуаций.

31. На АС должны функционировать внутренний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями на территории АС) и внешний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями в городе при АС) аварийные центры (далее - АЦ), служащие местом сбора и работы участников аварийного реагирования КЧСПБО и группы ОПАС после ее прибытия на аварийную АС.

32. Размещение и техническое оснащение АЦ должно быть предусмотрено проектом АС.

33. АЦ должен включать:

специально оснащенные помещения;

персонал, обеспечивающий функционирование АЦ.

34. Помещения АЦ должны быть защищены от внешних радиационных и иных техногенных и (или) природных воздействий для обеспечения безопасности персонала, выполняющего работы по аварийному реагированию и находящегося в этих помещениях.

35. АЦ должны иметь технические возможности для обеспечения информационного взаимодействия с КЦ, организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию, и органами местного самоуправления.

36. В АЦ должно быть предусмотрено наличие:

систем обеспечения жизнедеятельности;

средств связи с участниками аварийного реагирования;

технических средств, обеспечивающих поступление, обработку, отображение, регистрацию информации о технологических параметрах АС и радиационной обстановке на площадке АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;

средств связи с блочными пунктами управления (блочными щитами управления), резервными пунктами управления (резервными щитами управления) блоками АС, начальниками смен цехов (служб) АС, а также с организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию;

технических средств, необходимых для функционирования АЦ в условиях радиационно опасной ситуации;

технической документации для всех блоков данной АС;

средств аварийного электроснабжения АЦ.

37. На момент завоза ядерного топлива на АС материальные и технические средства, необходимые для обеспечения функционирования АЦ, должны быть полностью укомплектованы, а в дальнейшем находиться всегда в наличии в состоянии готовности к применению. Использование этих средств допускается только при осуществлении аварийного реагирования и при проведении учений и тренировок.

38. Руководство АС должно обеспечивать содержание, техническое обслуживание и ремонт АЦ, комплектование АЦ технической документацией.

39. Подразделение радиационной безопасности АС должно быть оснащено таким образом, чтобы в условиях радиационно опасных ситуаций на АС для целей аварийного реагирования выполнять:

контроль радиационной обстановки на территории площадки АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;

анализ проб компонентов окружающей среды (например, воздуха, воды, почвы);

контроль и учет индивидуальных доз облучения работников (персонала) и лиц, привлекаемых к работам по локализации аварии и ликвидации ее последствий.

40. Оповещение населения производится с использованием локальной системы оповещения АС (далее - ЛСО). Запуск ЛСО осуществляется в автоматизированном режиме с одного из пультов управления, расположенных на рабочих местах начальника смены станции, а также в защищенных пунктах управления противоаварийными действиями, расположенных на территории промплощадки АС и в городе при АС. Пульт управления ЛСО может устанавливаться на рабочем месте другого должностного лица (оператора), назначенного приказом (распоряжением) директора АС.

41. Для поддержания в постоянной готовности к работе автоматизированной ЛСО должны проводиться регламентные и контрольные проверки ее работоспособности.

42. Необходимо обеспечивать четкое разграничение между сообщениями, передаваемыми о реальных ситуациях, и сообщениями в целях проверок и тренировок. Сообщения, передаваемые в целях проверок и тренировок, должны иметь однозначно трактуемое название ("Проверка", "Учение", "Тренировка").

43. Работники (персонал) АС и все лица, находящиеся на площадке АС и в СЗЗ, должны быть заранее проинструктированы о действиях после получения сигнала оповещения о введении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" при радиационно опасной ситуации.

44. Для осуществления проверок практических навыков и готовности к выполнению действий аварийного реагирования, а также всех организационных взаимосвязей эксплуатирующая организация и руководство АС должны обеспечивать организацию и проведение в установленные сроки противоаварийных учений и тренировок.

45. Противоаварийные учения с участием группы ОПАС и привлечением сил и средств ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций должны проводиться эксплуатирующей организацией не реже одного раза в год согласно утвержденному эксплуатирующей организацией графику проведения противоаварийных учений.

46. Противоаварийные тренировки на АС с участием группы ОПАС и привлечением организаций, указанных в пунктах 20 и 21 настоящего Положения, должны проводиться по сценариям радиационных аварий согласно ежегодно разрабатываемому графику.

(п. 46 в ред. Приказа Ростехнадзора от 11.10.2016 N 415)

(см. текст в предыдущей редакции)