<Письмо> Росреестра от 21.12.2015 N 14-11575/15 <О разъяснении законодательства>

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 21 декабря 2015 г. N 14-11575/15

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 16.11.2015 N 10-4031-КЛ, сообщает следующее.

В связи с поступающими в Росреестр копиями распоряжений Росавтодора об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации (далее - Распоряжения) в Росавтодор неоднократно направлялись разъяснения о порядке государственной регистрации ограничения (обременения) права в виде сервитута на земельные участки.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит заявительный характер и осуществляется на основании документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации, в порядке, установленном статьями 13 и 16 Закона о регистрации.

Так, в частности, Распоряжения являются основанием для государственной регистрации ограничения (обременения) права на земельный участок.

Для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей об ограничении (обременении) права на земельный участок в виде сервитута заявитель должен обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по месту нахождения объекта недвижимости, с соответствующим заявлением и надлежащим образом оформленными документами в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона о регистрации в случае, если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

Таким образом, сведения о части земельного участка должны быть учтены в государственном кадастре недвижимости.

В этой связи отмечаем следующее.

Исходя из части 2 статьи 16 и пункта 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственный кадастровый учет (при учете части земельного участка) осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета соответствующего заявления и необходимых документов, в том числе межевого плана, подготовленного в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 11 статьи 25 Закона о кадастре, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.

В этой связи полагаем, что поступающие в ФГБУ "ФКП Росреестра" подобные распоряжения Росавтодора могут быть направлены в соответствующие филиалы "ФГБУ ФКП Росреестра" для сведения и учета в работе.

Начальник Управления

методического обеспечения

и анализа в сфере регистрации

прав и кадастрового учета

Н.С.ЛЕЩЕНКО