VI. Рекомендации к составлению прогноза отдельных сфер экономики

VI. Рекомендации к составлению прогноза отдельных

сфер экономики

88. В разделе прогноза развития научно-технической и инновационной сфер наряду с описанием основных направлений научно-технического развития рекомендуется представлять характеристики государственной политики, нацеленной на решение ключевых задач в области развития науки и технологий, а также содействие инновационному развитию в соответствующих отраслях экономики:

повышение эффективности государственного участия в развитии науки и технологий (фундаментальной науки и прикладных исследований, а также технологий, необходимых для создания будущих рынков);

завершение институциональных реформ в сфере науки и технологий, внедрение современных форм (механизмов) организации и финансирования соответствующих видов деятельности;

обеспечение инвестиционной привлекательности сектора исследований и разработок с целью повышения доли негосударственного финансирования сектора исследований и разработок в Российской Федерации;

повышение на мировом уровне конкурентоспособности инновационной системы и активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере, в том числе за счет развития механизмов государственно-частного партнерства;

обеспечение рациональной интеграции отечественной сферы науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации;

содействие повышению инновационной активности бизнеса.

89. Рекомендуется давать характеристику элементов системы управления научно-технологическим развитием страны и перечень действующих на момент составления прогноза стратегических и программных документов, в соответствии с которыми будут формироваться основные направления инновационного развития в соответствующие годы прогнозной перспективы.

Для осуществления прогноза в качестве основных программных документов рекомендуются:

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г.);

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);

Государственные программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий", "Развитие образования", "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", "Развитие здравоохранения", "Развитие судостроительной промышленности", "Развитие авиационной промышленности", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Охрана окружающей среды", "Космическая деятельность России", "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", а также иные государственные программы Российской Федерации, направленные на развитие промышленности и высокотехнологичных секторов экономики.

90. В разделе рекомендуется представлять характеристику текущей ситуации в сфере научно-технической и инновационной деятельности.

Определяются сектора российского существующего и потенциального лидерства и отставания в сфере науки, технологий, производства высокотехнологичной и (или) инновационной продукции. Рекомендуется провести сравнительный анализ Российской Федерации с ведущими странами по уровню объема внутренних затрат на исследования и разработки (в абсолютном выражении, в % к ВВП, в расчете на одного исследователя в составе персонала, занятого исследованиями и разработками), а также ряду других показателей, существенных для понимания и прогнозирования ситуации в сфере науки и технологий.

При определении характеристик развития научно-технической и инновационной деятельности рекомендуется использовать статистические данные по организациям, выполнявшим исследования и разработки и (или) осуществлявшим инновационную деятельность (научно-исследовательские организации, конструкторские, проектные и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, образовательные организации высшего образования, научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения в организациях и т.д.).

В части содействия инновационному развитию рекомендуется указывать:

удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность в общем числе обследованных организаций;

удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций;

интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства (доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, услуг);

доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;

другие показатели, существенные для понимания и прогнозирования ситуации в сфере содействия инновационному развитию, включая разработку и внедрение современных и перспективных технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики.

Для сравнительных характеристик рекомендуется использовать аналитические, статистические, обзорные материалы международных организаций и данные российской государственной статистики в сфере научной и инновационной деятельности.

Релевантные информационные источники (периодические публикации и статистические формы) включают:

- сборники Росстата: "Российский статистический ежегодник", "Инвестиции в России", "Образование в России", "Промышленность России" и другие;

- сборники по статистике науки, инноваций и информационного общества, выпускаемые НИУ ВШЭ совместно с Росстатом: "Индикаторы науки", "Индикаторы образования", "Индикаторы инновационной деятельности", "Индикаторы информационного общества", "Наука. Инновации. Информационное общество", материалы ОЭСР (OECD (2015), Main Science and Technology Indicators Volume 2015 Issue 2, OECD Publishing, http://dx.doi.org/10.1787/msti-v2015-2-en).

Федеральное статистическое наблюдение по формам:

N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (утверждена приказом Росстата от 3 августа 2015 г. N 357);

N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" (утверждена приказом Росстата от 25 сентября 2015 г. N 442);

N 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах" (утверждена приказом Росстата от 3 августа 2015 г. N 357);

N 2-МП-инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия" (утверждена приказом Росстата от 03.08.2015 N 357);

N 1-технология "Сведения о разработке и использовании передовых производственных технологий" (утверждена приказом Росстата от 3 августа 2015 г. N 357);

N 1-лицензия "Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)" (утверждена приказом Росстата от 27 августа 2014 г. N 536).

91. Показателем, оказывающим существенную роль на научно-технологическое развитие, можно считать объем финансирования научных исследований и разработок, основными количественными характеристиками которого являются показатели объемов внутренних затрат на исследования и разработки и их структуры (по источникам финансирования - бюджетные средства и средства других источников; и по видам затрат - текущие, капитальные и др.). Также рекомендуется оценивать такие характеристики, как доля исследователей в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и доля расходов на оплату труда в затратах на исследования и разработки.

Рекомендуемый перечень ключевых показателей прогноза развития научной деятельности представлен в таблице 17.