Таблица 7. Основные источники информации для разработки прогноза внешних условий
25. При подготовке исходных условий прогноза и разработке параметров среднесрочного прогноза рекомендуется использовать важнейшие показатели бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации.
Также рекомендуется учитывать решения по индексации заработной платы в бюджетной сфере, пенсий и других социальных выплат.
26. Налоговая политика - инструмент государственной политики, обеспечивающий: перераспределение в бюджетную систему части создаваемого в секторах экономики дохода, формирование налоговых условий для решения структурных и иных задач развития. Налоговая политика реализуется в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
27. Таможенно-тарифная политика реализуется методами таможенно-тарифного регулирования (система таможенных тарифов, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование, специальные защитные меры и другие), а также мерами экономического и административного характера, способствующими развитию внешнеторговой деятельности (в том числе методами кредитования, страхования, гарантирования и так далее). На территории стран Таможенного союза проводится согласованная таможенно-тарифная политика по отношению к третьим странам.
При формировании сценарных условий в описательной форме рекомендуется указывать наиболее значимые запланированные Правительством Российской Федерации и учитываемые в прогнозных расчетах в среднесрочной перспективе изменения в налоговой и таможенно-тарифной политике.
28. При разработке среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации необходимо учитывать положения, изложенные в Основных направлениях бюджетной политики, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации и федеральных законах о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; положения Налогового кодекса Российской Федерации и Основных направлений налоговой политики; положения Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"; межправительственные соглашения в рамках Таможенного союза (в том числе единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности); "Основные направления таможенно-тарифной политики"; другие регулирующие и правоустанавливающие документы в этой области.
29. При формировании оценок налоговых доходов, таможенных пошлин и других неналоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации применяется соответствующий модельный аппарат и нормативный подход.
Рекомендуется оценивать показатели нефтегазовых доходов и дополнительных нефтегазовых доходов с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответствующих методических указаний по их расчету. Их оценка базируется на данных о добыче и экспорте нефтегазовой продукции в натуральном выражении, представленных в топливно-энергетических балансах, разрабатываемых по годам на среднесрочную перспективу; прогнозируемых внешних ценах на нефтегазовую продукцию; курсах валюты и другой необходимой информации.
При формировании оценок акцизов необходимо учитывать поступления акцизов по видам продукции и прогнозные показатели из соответствующих натуральных балансов по видам облагаемой акцизами продукции.
30. При разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу также рекомендуется учитывать влияние налогово-бюджетной и таможенно-тарифной политик на условия ведения бизнеса (в том числе малого и среднего) в секторах экономики, структурные сдвиги в производстве товаров и услуг, экспорте и импорте товаров, а также на характер преобразований в институциональной среде и в социальной сфере.
Учет влияния налогово-бюджетной и таможенно-тарифной политик на показатели среднесрочного прогноза может осуществляться как путем получения количественных оценок на основе применения числовых моделей, так и путем формирования соответствующих аналитических выводов.
31. При разработке показателей среднесрочного прогноза рекомендуется учитывать Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, разрабатываемые Банком России согласно главе VII Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России") (далее - ОНЕДКП).
При прогнозировании денежной программы наряду с учетом принципов денежно-кредитной политики, изложенных в ОНЕДКП, а также характеристик текущего и прогнозируемого состояния экономики, рекомендуется использовать прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации (в частности, прогнозное изменение валютных резервов). Как входящий параметр используется и прогноз изменения объемов средств суверенных нефтегазовых фондов (резервного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния).
Рекомендуется также производить прогноз денежных агрегатов - денежной массы в национальном определении (агрегат М2) покомпонентно, широкой денежной массы (агрегат М2X), узкой денежной базы, а также широкой денежной базы, которая в узком понимании денежным агрегатом не является.
Исходными показателями для прогноза агрегатов являются номинальные объемы ВВП, оборота розничной торговли, фонда оплаты труда, ожидаемой прибыли, а также номинальные доходы населения.
К основным инструментам и методам денежно-кредитной политики Банка России, учитываемым при среднесрочном прогнозировании, относятся:
процентные ставки по операциям Банка России;
обязательные резервные требования;
рефинансирование кредитных организаций;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения;
эмиссия облигаций от своего имени;
другие инструменты, определенные Банком России.
Основным индикатором направленности денежно-кредитной политики является "ключевая ставка" Банка России - процентная ставка по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок одна неделя.
В состав характеристик внутренних сценарных условий, относящихся к денежно-кредитной политике, включаются параметры инфляции и валютного курса.
При подготовке среднесрочного прогноза рекомендуется учитывать основные показатели, характеризующие политику по кредитованию внутренней экономики, внешним заимствованиям и управлению международными резервами (доходы от их размещения), представленные в денежной программе, оценках платежного баланса и прогнозе счета кредитных организаций.
При разработке сценарных условий их значения рекомендуется определять с учетом ожидаемой внешней и внутренней ситуации в соответствующие годы среднесрочного периода и по базовым параметрам согласовывать с Банком России.
При разработке показателей среднесрочного прогноза рекомендуется учитывать влияние ситуации на рынке заемных средств, уровня инфляции, валютного курса на инвестиционную политику корпораций, потребительский спрос и другие показатели прогноза.
Учитывается введенный Банком России с конца 2014 года режим плавающего валютного курса и переход к таргетированию инфляции.
При составлении среднесрочного прогноза рекомендуется принимать во внимание, что:
Банк России может прибегать к валютным интервенциям для целенаправленного изменения валютного курса, складывающегося под влиянием рыночных факторов, лишь в случае угрозы финансовой стабильности;
достижение целевых установок Банка России по уровню инфляции будет обеспечиваться его процентной политикой, нормативами по резервированию, а также иными, помимо целенаправленного воздействия на валютный курс, методами.
В ходе разработки среднесрочного прогноза при составлении оценок динамики валютного курса рекомендуется учитывать основные рыночные факторы, определяющие динамику спроса и предложения валюты (динамика доходов от экспорта, чистого притока капитала, расходов на импорт, обслуживание накопленных иностранных обязательств и другие). Разрабатывается прогнозный платежный баланс, на основании которого оценивается равновесный уровень валютного курса. Оценки валютного курса в ходе итерационных расчетов уточняются.
Курс доллара США к рублю рекомендуется разрабатывать как в среднегодовом выражении, так и на конец каждого года прогнозного периода. Также рассчитывается прогнозное изменение реального эффективного курса национальной валюты.
Показатель курса доллара США к рублю рекомендуется использовать при переводе прогнозируемых показателей платежного баланса (представляются в долларах США), включая развернутый прогноз показателей торгового баланса, в оценку в национальной валюте.
Реальный эффективный курс рекомендуется применять в основном для оценки процесса ослабления (укрепления) национальной валюты и получения соответствующих выводов об изменении условий конкурентоспособности отечественного производства.
Рекомендуется при разработке среднесрочного прогноза согласовывать с Банком России оценки инфляции и основных показателей денежной программы, полученные в ходе системных расчетов с комплексным учетом всех внешних и внутренних условий и связей между прогнозными показателями. При необходимости в расчетные оценки вводятся соответствующие корректировки и прогноз уточняется.
Рекомендуется учитывать, что удорожание заемных средств под влиянием процентной политики, прямых ограничений по рефинансированию или сужения их предложения в результате роста норматива по резервированию в целях сдерживания роста денежной массы и инфляции может сопровождаться повышением издержек производителей на обслуживание заемных средств и торможением спроса на заемные средства.
Рекомендуется учитывать обратную связь между ценой заемных средств и динамикой инвестирования в производство, динамикой остатков на счетах в кредитных организациях. Эта связь может усиливаться или ослабляться в зависимости от бюджетной политики по инвестированию экономики, притока иностранного капитала. Для иностранного капитала может быть привлекательна разница между процентными ставками на российском рынке и в других странах.
Также рекомендуется учитывать ключевое балансовое тождество, вытекающее из уравнения Фишера, и систему функционально связанных между собой факторов, влияющих на его параметры:
IfGDP и IdGDP - индекс физического объема и индекс-дефлятор ВВП соответственно;
IMD и IV - индекс динамики денежного агрегата и индекс, трактуемый как изменение скорости оборота денег, соответственно.
В расчетах по оценке согласованности прогноза монетарных показателей с параметрами экономического роста, финансовыми показателями развития рекомендуется применять модельные инструменты (балансовые модели и эконометрические функции) для оценки потребностей в заимствованиях институциональных секторов экономики, для оценки финансовых ресурсов банковской системы, в том числе для внутреннего кредитования, расчета динамики денежных агрегатов. Оценка этих показателей может проводиться на последней стадии расчетных работ, после построения прогнозных оценок счетов институциональных секторов экономики и получения прогноза по показателям "чистое кредитование/чистое заимствование".
В качестве одной из основных моделей, используемых в расчетах показателей внутреннего кредитования и денежных показателей, рекомендуется использовать модель кредитных организаций, составленную на основе балансовых таблиц обзора кредитных организаций, разрабатываемых Банком России.
В указанной модели оцениваются:
основные внутренние источники финансовых ресурсов кредитных организаций;
использование финансовых ресурсов на кредитование секторов внутренней экономики, резервирование в Банке России;
чистые иностранные активы кредитных организаций.
Исходными данными для данного баланса, помимо прочего, являются приток (отток) капитала банковского сектора (из прогноза платежного баланса) и рефинансирование банковского сектора со стороны Банка России (из денежной программы). Входящими данными являются источники финансирования дефицита федерального бюджета (в части сальдо внутренних и внешних заимствований).
При составлении прогноза показателей баланса кредитных организаций рекомендуется учитывать методологические положения Банка России по формированию данных, образующих исходную информацию модели, их соответствие аналогам в статистике платежного баланса и международной инвестиционной позиции.
В качестве основных источников ретроспективной информации рекомендуется использовать данные, представляемые на сайте Банка России и в ежемесячном "Бюллетене банковской статистики", выпускаемом Банком России, а также в сборниках Росстата "Национальные счета России".
32. Сформированные исходные условия в рамках каждого сценария являются основой для разработки основных экономических показателей среднесрочного прогноза, в ходе построения которых оцениваются ключевые факторы экономического роста и обеспечивается согласованность и сбалансированность всех исходных условий между собой в рамках единого сценария.
33. При составлении прогноза ВВП, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц - резидентов и измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования, рекомендуется учитывать две основные группы факторов экономического роста:
факторы спроса, на основе которых формируется оценка ВВП по методу использования дохода (в сопоставимых ценах базового года и в текущих ценах прогнозных лет);
факторы предложения продукции, на основе которых формируется оценка ВВП с помощью макроэкономических функций (начальная ориентировочная оценка в целом по экономике в сопоставимых ценах базового года) и производственным методом (с учетом производственных возможностей секторов и отраслей экономики в ценах базового года и текущих ценах прогнозных лет).
34. При разработке среднесрочного прогноза рекомендуется учитывать влияние финансовых и ценовых факторов (условий) на показатели спроса и предложения, динамику показателей производства и использования ВВП.
35. Составление и согласование оценок ВВП с учетом факторов спроса и предложения (включая финансовые условия) может базироваться на учете методологических положений СНС по оценке ВВП тремя методами счета, соответствующими различным стадиям воспроизводства: производственным методом, методом использования доходов, методом формирования ВВП по источникам доходов.
ВВП при расчете производственным методом представляет собой суммарную оценку валовой добавленной стоимости, созданной во всех отраслях или институциональных секторах экономики, и чистых налогов на продукты и импорт.
ВВП, рассчитанный методом использования доходов, характеризует сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление плюс чистый экспорт.
ВВП, рассчитанный методом формирования по источникам доходов, складывается как суммарная оценка элементов, образующих валовую добавленную стоимость (оплаты труда наемных работников, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, скрытых оплаты труда и смешанных доходов, других чистых налогов на производство), плюс чистые налоги на продукты и импорт.
36. Учет факторов конечного спроса, ценовых и финансовых условий при формировании оценок ВВП методом использования доходов.
При оценке факторов конечного спроса рекомендуется применять показатели использования доходов, которые представляются в следующем составе:
GDP - валовой внутренний продукт;
CH - конечное потребление сектора домашних хозяйств;
G - конечное потребление сектора государственного управления;
CNPISH - конечное потребление сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
INV - инвестиции в основной капитал;
- изменение запасов материальных оборотных средств;
k - коэффициент связи инвестиций в основной капитал с валовым накоплением основного капитала.
Индексы физического объема основных показателей конечного спроса рекомендуется прогнозировать на основе соответствующих факторных моделей и с учетом возможных изменений в структуре ВВП по направлениям использования под влиянием ожидаемых внешних и внутренних условий в среднесрочной перспективе.
Индексы-дефляторы основных показателей конечного спроса рекомендуется составлять с учетом прогнозируемых: уровня инфляции, сводных индексов среднеконтрактных цен экспорта и импорта, динамики валютного курса, а также сводного индекса цен производителей промышленной продукции.
Предлагается оценивать сводный индекс-дефлятор ВВП и его соответствие прогнозируемой динамике денежной массы, при этом рекомендуется учитывать тенденцию в изменении скорости оборота денег.
Начальную оценку конечного потребления домашних хозяйств рекомендуется осуществлять одновременно с расчетом прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения.
Оценку конечного потребления сектора государственного управления рекомендуется формировать по вариантам прогноза исходя из сценарных установок о доле расходов бюджетных средств на развитие экономики в объеме ВВП. При этом учитывается соотношение между объемом расходов сектора государственного управления на конечное потребление и суммарной оценкой бюджетных расходов на экономику.
Прогноз динамики инвестиций в основной капитал рекомендуется разрабатывать по вариантам, отражающим активность государства в инвестиционной сфере и активность бизнеса. Кроме вариантов государственной политики по осуществлению инвестиций, необходимо учитывать инвестиционные проекты основных субъектов инфраструктурных монополий. Гипотезы о динамике частных инвестиций рекомендуется увязывать с состоянием бизнес-климата, учитывая зависимости от инфляции, денежно-кредитной политики Банка России, курса рубля.
Прогноз валового накопления предполагает увязку с прогнозом составляющих его элементов: накопления основного капитала, изменения запасов материальных оборотных средств и чистого приобретения ценностей. Прогноз общего объема валового накопления рекомендуется подкреплять прогнозом в разрезе институциональных секторов внутренней экономики.
Гипотезы по динамике экспорта товаров и услуг в рамках разработки сценарных условий рекомендуется определять с учетом перспектив развития топливно-энергетического экспорта и неэнергетического экспорта.
Гипотезы по динамике импорта товаров и услуг рекомендуется разрабатывать с учетом ожидаемых изменений в производстве отечественной продукции для внутреннего рынка, динамики реального эффективного курса рубля. Применяются функции спроса на импортные товары для трех категорий импорта - потребительского, инвестиционного и промежуточного назначения. Эти функции оценивают динамику импорта по группам в зависимости от курса рубля, а также от динамики реальных доходов населения, инвестиций и ВВП соответственно. Импорт услуг оценивается в зависимости от курса рубля и реальных доходов населения. Все указанные переменные входят в систему совместных уравнений, решаемых итеративно.
37. Рекомендуемый учет факторов предложения, ценовых и финансовых условий при оценке производства ВВП:
Прогноз предложения (объем производства ВВП) рекомендуется составлять на двух уровнях:
по видам экономической деятельности.
При использовании инструментария межотраслевого баланса на двух уровнях также разрабатываются показатели конечного внутреннего спроса, экспорта и импорта.
Оценку произведенного ВВП в целом по экономике на начальном этапе ее построения рекомендуется формировать в сопоставимых ценах с учетом основных производственных факторов - наличия ресурсов труда и капитала, их качественных характеристик, оценок их производительности и эффективности использования в прогнозном году. При построении оценок ВВП на уровне экономики в целом рекомендуется использовать факторные модели экономического роста типа производственных функций.
Индекс физического объема ВВП, составленный с применением факторной модели экономического роста, является ориентиром, учитываемым при разработке (на первом этапе расчетов) начальных оценок динамики валовой добавленной стоимости (ВДС) в разрезе укрупненных отраслей и секторов экономики и при составлении на их основе сводного индекса физического объема ВДС по экономике.
Начальные оценки отраслевых ВДС в сопоставимых ценах рекомендуется моделировать с учетом выводов о потенциале (темпах) развития крупных отраслей экономики и отраслевых агрегатов (секторов), исходя из внутренних и внешних сценарных условий среднесрочного прогноза, а также тенденций в динамике отраслевых выпусков и расходах на промежуточное потребление, производительности труда, энергоемкости производств.
Начальную оценку ВДС в текущих ценах прогнозных лет рекомендуется формировать как разницу между выпуском в текущих основных ценах прогнозных лет и расходами на промежуточное потребление в текущих ценах покупателей с учетом прогнозируемых индексов-дефляторов выпусков и индексов-дефляторов расходов на промежуточное потребление. Последние составляются с учетом прогнозируемой системы внутренних цен и видовой структуры расходов на промежуточное потребление.
Оценку произведенного ВВП рекомендуется рассчитывать как сумму прогнозируемой оценки ВДС и чистых налогов на продукты. На первом этапе составления прогноза налоги на продукты (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины) оцениваются в первом приближении. При их расчетах рекомендуется использовать данные прогноза элементов ВВП, составленного методом использования доходов. Используются предложения Минэнерго России, Минпромторга России, Минсельхоза России и Росалкогольрегулирования по производству и реализации подакцизной продукции, производимой в Российской Федерации и ввозимой в Российскую Федерацию.
Более точный прогноз произведенного ВВП рекомендуется осуществлять на втором этапе составления прогноза после получения прогнозов федеральных органов исполнительной власти. На их основе вводятся уточнения в оценки развития производств.
При составлении оценок ВВП производственным методом, а также при согласовании оценок ВВП по методу производства и ВВП по методу использования рекомендуется применение метода и модели межотраслевого баланса.
Построение оценок ВВП производственным методом в текущих ценах прогнозных лет может сопровождаться оценкой элементного состава ВДС согласно методу образования доходов.
Оценку показателя "оплата труда наемных работников" рекомендуется осуществлять с учетом прогнозируемой численности занятых по выделяемым видам экономической деятельности, прогнозируемой динамики заработной платы и фонда заработной платы, политики в области отчислений на социальное страхование.
Предлагается оценить с учетом складывавшихся ранее пропорций и прогнозируемых условий показатели скрытой оплаты труда и валовых смешанных доходов. Эти оценки разрабатываются в целом по экономике.
Составляются оценки чистых налогов на производство и импорт (чистые налоги на продукты и импорт плюс другие чистые налоги на производство), где выделяются основные налоги, относимые к этой категории.
Показатель "валовая прибыль и валовые смешанные доходы по экономике в целом" рекомендуется оценивать сальдовым методом как разницу между прогнозируемым объемом ВВП экономики и суммарной оценкой оплаты труда наемных работников (скрытой оплаты труда и смешанных доходов) и чистых налогов на производство и импорт.
Сальдовым методом также рекомендуется рассчитывать показатели по выделяемым видам экономической деятельности "валовая прибыль - валовой смешанный доход и скрытая оплата труда и смешанные доходы", осуществлять их проверку на "неотрицательность" и согласованность с другими критериями допустимости. При нарушении критериев могут вноситься корректировки в ценовые прогнозы, в отраслевые показатели образования доходов и некоторые другие показатели.
Рекомендуется согласовывать индексы физического объема и индексы-дефляторы произведенного ВВП и ВВП по методу использования доходов. При согласовании может потребоваться итеративный пересчет начальных оценок. Инструментом балансировки дефляторов производства ВВП и компонентов конечного использования является метод межотраслевого баланса, дополненный гипотезами о чувствительности изменения цен и дефляторов к разрывам производства и спроса.
38. Глубокий уровень согласования с финансовыми условиями прогноза рекомендуется обеспечивать при составлении оценок доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, потребностей в заимствованиях государства, корпораций, населения, а также оценок балансов кредитных организаций с учетом денежно-кредитной политики и счета текущих операций платежного баланса. В ходе согласования может быть скорректирована оценка валютного курса и чистого притока иностранного капитала в частный сектор, что потребует итеративного пересчета основных показателей, оцениваемых на первом этапе составления прогноза.
На втором этапе составления среднесрочного прогноза рекомендуется составлять счета институциональных секторов экономики, уточнять показатели бюджета, балансов кредитных организаций, платежного баланса. Осуществляется более детальная оценка и согласование финансовых показателей развития с темпами экономического роста и оценками валового национального располагаемого дохода.
39. При составлении прогноза инвестиций в основной капитал рекомендуется учитывать методологические положения по их составу, представленные в Официальной статистической методологии определения инвестиций в основной капитал на региональном уровне (утверждена приказом Росстата от 18 сентября 2014 г. N 569).
В состав инвестиций в основной капитал рекомендуется включать затраты на:
строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости и повышению полезного эффекта использования;
приобретение машин, оборудования, транспортных средств;
приобретение производственного и хозяйственного инвентаря, бухгалтерский учет которых осуществляется в порядке, установленном для учета вложений во внеоборотные активы;
формирование рабочего, продуктивного и племенного стада, насаждение и выращивание многолетних культур;
инвестиции в: объекты интеллектуальной собственности (программное обеспечение и базы данных, оригиналы произведений развлекательного жанра, литературы и искусства, научные исследования и разработки), в создание и приобретение изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, в разведку недр и оценку запасов полезных ископаемых, включая произведенные нематериальные поисковые затраты;
создание новых и приобретение поступивших по импорту основных средств, осуществляемые за счет всех источников финансирования, включая средства бюджетов на возвратной и безвозвратной основе, кредиты, техническую и гуманитарную помощь, договор мены. Импортным считается оборудование, произведенное за рубежом.
Инвестиции в основной капитал рекомендуется приводить без учета налога на добавленную стоимость.
В статистическом учете данные по инвестициям в основной капитал рекомендуется показывать в ценах отчетного периода и классифицировать:
по направлениям воспроизводства основных фондов;
по видам экономической деятельности;
по формам собственности заказчиков (инвесторов).
По видам основных фондов в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов инвестиции в основной капитал подразделяются на здания и сооружения (в том числе жилища и здания (кроме жилых) и сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и прочие.
В соответствии с направлением воспроизводства основных фондов инвестиции в основной капитал рекомендуется подразделять на инвестиции, направляемые на строительство (новое строительство, расширение), реконструкцию и модернизацию (включая техническое перевооружение).
Инвестиции в основной капитал рекомендуется разрабатывать по видам экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, исходя из назначения основных фондов, а именно той сферы экономической деятельности, в которой они будут функционировать.
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования рекомендуется подразделять на собственные и привлеченные средства.
К собственным средствам юридических лиц относятся:
прибыль, остающаяся в распоряжении организаций;
средства резервных фондов; вклады учредителей в уставный капитал организации, направленные на инвестирование в основной капитал;
средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и т.д.
К привлеченным средствам относятся:
различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе;
кредиты институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ);
кредиты иностранных инвесторов;
облигационные займы, а также векселя и другие средства;
средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе;
средства из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
средства граждан и юридических лиц, привлеченные организациями-застройщиками для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости;
прочие привлеченные источники финансирования, включая средства, полученные некоммерческими организациями от оказания платных услуг и направленные на инвестиции в основной капитал.
К инвестициям из-за рубежа рекомендуется относить инвестиции, сделанные прямыми инвесторами (юридическими или физическими лицами), полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала организации, дающих право на участие в управлении организацией. Прямые инвестиции из-за рубежа могут осуществляться в виде денежных средств либо в натуральной форме в виде предоставления машин и оборудования.
Инвестиции в основной капитал, осуществляемые за счет средств национальных проектов, средств родовых сертификатов и материнского капитала, рекомендуется включать в состав средств федерального бюджета.
Более подробно состав затрат, относимых к инвестициям в основной капитал, порядок их учета, состав системы показателей инвестиций в основной капитал и их описание представлены в Методологических положениях по системе статистических показателей, разрабатываемых в статистике строительства и инвестиций в основной капитал Росстата.
40. Общие рекомендации по прогнозу инвестиций в основной капитал:
Составление вариантов прогноза инвестиций в основной капитал должно опираться на различные сценарии социально-экономического развития и связанные с ними версии по инвестиционной деятельности (политике) экономических субъектов. Прогноз инвестиций в основной капитал рекомендуется разрабатывать по видам экономической деятельности и по источникам финансирования инвестиций.
Основополагающие варианты динамики инвестиций в основной капитал рекомендуется разрабатывать на стадии формирования сценарных условий и основных показателей прогноза. При расчетах рекомендуется использовать макроэкономические модели, устанавливающие связь между темпами экономического роста и динамикой инвестиций в основной капитал, а также зависимость динамики инвестиций от динамики цен на нефть, курса рубля, инфляции или ставки рефинансирования и других факторов.
Данные первоначального инвестиционного прогноза используются (и затем уточняются) при обосновании темпов роста и объемов ВВП производственным методом и методом использования доходов. На их основе формируется показатель валового накопления основного капитала в составе структуры показателей конечного использования продукции. При прогнозировании валового накопления основного капитала в увязке с прогнозируемым объемом инвестиций в основной капитал используются и выявленные в ретроспективном периоде соотношения между этими показателями. При этом учитывается, что валовое накопление основного капитала связано с инвестициями рассматриваемого года и частично с инвестициями предыдущих лет.
Валовое накопление основного капитала включает приобретение (за вычетом выбытия), новых и существующих основных фондов, затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов, затраты на улучшение непроизведенных материальных активов, расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.
Вследствие методологических отличий в учете валового накопления основного капитала между оценкой валового накопления основного капитала и оценками инвестиций в основной капитал на уровне экономики в целом имеется определенное (весьма малое) расхождение, колебаниями которого при прогнозировании можно пренебречь.
Первоначальную оценку инвестиций в основной капитал рекомендуется уточнять по мере итеративного уточнения показателей макроэкономического прогноза, она детализируется по секторам и отраслям экономики (комплексам отраслей) и обосновывается с позиции источников финансирования.
Прогнозируемая сводная оценка инвестиций в основной капитал экономики подразумевает оценку по полному кругу организаций с учетом объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами. Расчет ведется в текущих ценах с шагом прогнозирования в один год. Переход от сопоставимых цен к текущим ценам расчетного года рекомендуется осуществлять с использованием прогнозных индексов-дефляторов инвестиций.
Составление прогнозных отраслевых оценок инвестиций в основной капитал должно опираться на данные прогнозов развития отраслей экономики, включая данные о потребностях в инвестициях, заложенные в стратегиях развития отраслевых комплексов, а также в планах крупных структурообразующих компаний с государственным участием. В первую очередь рекомендуется изучить среднесрочные инвестиционные планы (программы) инфраструктурных компаний, а также предложения по государственным инвестициям, формирующиеся в том числе в процессе рассмотрения, утверждения или корректировки основных параметров государственных программ Российской Федерации.
Эти данные потребуют дополнительного анализа на предмет их согласованности с отраслевыми производственными прогнозами на основе использования инвестиционных моделей с коэффициентами капиталоемкости ввода мощностей, с гипотезами уровня их использования и выбытия и другими прогнозируемыми параметрами инвестиционного процесса.
При составлении отраслевых инвестиционных прогнозов необходимо исследование особенностей отраслевой производственной базы, видовой структуры основного капитала, его качественных характеристик, включая уровень износа, возрастные характеристики. Для промышленных отраслей важной характеристикой является уровень использования производственных мощностей.
Параметры инвестиционных моделей рекомендуется рассчитывать на основе информации за ретроспективный период с учетом необходимости ускорения обновления основных фондов и производственных мощностей, планирования нормы резервных мощностей и мощностей на модернизацию производственной программы, сокращения сроков строительства и освоения мощностей и других качественных характеристик.
Также рекомендуется учитывать связь роста производительности труда и фондоемкости производства (или приростной капиталоемкости).
Рекомендуется учитывать, что повышение реальной капиталоемкости производства в секторе добычи полезных ископаемых может быть связано с ухудшением (усложнением) условий добычи полезных ископаемых (возрастает удельная капиталоемкость на единицу вводимой мощности, а также на поддержание добычи на действующих мощностях из-за снижения дебита, производительности и т.п.). Строительство производственных объектов других отраслей на территориях с менее благоприятными природно-климатическими условиями также может привести к росту их капиталоемкости вследствие ускоренного износа и выхода из строя элементов основного капитала под влиянием неблагоприятного температурного режима, коррозии и т.д.
При использовании функциональных связей инвестиций от колебаний выпусков рекомендуется проведение различных сглаживающих операций в целях ухода от возникновения циклических инвестиционных волн.
Для среднесрочного периода рекомендуется осуществлять последующее сглаженное "разложение" полученной суммарной за период прогнозной оценки инвестиций в основной капитал по годам.
Суммарные по отраслям оценки инвестиций в основной капитал рекомендуется согласовывать со сводными по экономике оценками. Согласование может достигаться коррекцией в допустимых пределах показателей уровня использования производственных мощностей либо (при исчерпании возможности такой коррекции) уточнением начальной сводной оценки инвестиций в основной капитал.
Результаты расчетов потребности в инвестициях в основной капитал (в сопоставимых ценах базового года) рекомендуется переводить в текущие цены прогнозных лет с применением прогнозируемых индексов-дефляторов инвестиций в основной капитал и согласовывать с финансовыми источниками их покрытия.
При этом рекомендуется исследовать наблюдавшиеся в ретроспективе пропорции между объемами финансирования инвестиций из различных источников, а также оценить возможные сдвиги в структуре распределения инвестиций по источникам.
Рекомендуется учитывать, что статистические данные ретроспективы по источникам финансирования инвестиций представляются только по кругу крупных и средних организаций всех видов деятельности и охватывают порядка 70 - 75% совокупной оценки инвестиций в основной капитал (т.е. оцененных с учетом субъектов малого и среднего предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами).
При прогнозировании инвестиций по источникам финансирования рекомендуется учитывать закономерности в изменении структуры источников, их связь с определенными экономическими факторами (прибылью, рентабельностью отраслевых производств, налоговой и инвестиционной бюджетной политикой, инфляцией и процентной политикой банков, притоком иностранного капитала и т.д.).
При составлении среднесрочного прогноза рекомендуется выделять следующие статьи в составе источников инвестиций в основной капитал:
инвестиции за счет собственных средств;
привлеченные средства, в том числе средства бюджетной системы Российской Федерации, кредиты банков и других организаций, прочие привлеченные средства.
В ходе оценки инвестиций в основной капитал по источникам финансирования рекомендуется учитывать ряд необходимых ограничений (связанных с оценкой собственных средств; ограничений финансирования из бюджетных источников; потенциала банковской системы в части кредитования внутренней экономики, в том числе наращивания требований к нефинансовым организациям; притока иностранного капитала в производственный сектор и доли прочих источников).
Составление инвестиционного прогноза сопровождается учетом бюджетных средств, планируемых к выделению в соответствии с основными параметрами государственных программ Российской Федерации и на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы по объектам, не включенным в федеральные целевые программы (ФЦП). При этом конкретизируются ключевые направления их использования.
Результаты расчетов потребности в инвестициях в ценах текущих лет рекомендуется балансировать с суммой прогнозируемых финансовых ресурсов по источникам. Если дисбаланс между потребностью и источниками не устраняется, то производится уточнение исходных гипотез и новая итерация расчетов.
41. В состав прогноза социально-экономического развития Российской Федерации включены следующие ценовые показатели, характеризующие систему цен в стране:
индекс потребительских цен (инфляция);
предельные параметры роста регулируемых тарифов и цен на услуги компаний инфраструктурного сектора;
индексы-дефляторы в основных сегментах потребительского рынка (розничный товарооборот, платные услуги) и инвестициях в основной капитал;
индексы цен производителей (ИЦП) и индексы-дефляторы производителей продукции по базовым видам экономической деятельности.
Показатели уровня инфляции и динамики цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора являются исходными внутренними сценарными условиями социально-экономического развития. Они, наряду с прогнозными оценками среднеконтрактных цен на экспортируемую и импортируемую продукцию, обменным курсом рубля, отражают исходные ключевые ценовые условия в прогнозных сценариях.
При разработке прогноза ценовых показателей рекомендуется использовать системный подход, их увязку с основными макроэкономическими показателями, характеризующими динамику издержек спроса в отраслях, в потребительском секторе, на мировом рынке. В процессе разработки прогноза ценовых показателей допускается использование различных математических методов и моделей (в том числе эконометрических), а также экспертные оценки.
Прогноз ценовых показателей основывается на сценарных условиях прогноза социально-экономического развития России; анализе целей, задач и мер макроэкономической, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики; политике государственного регулирования цен на услуги компаний инфраструктурного сектора, денежных доходов населения, мер структурной политики и других мер, предусмотренных на прогнозный период; на анализе факторов, определивших систему цен в предшествующем периоде в целом и на основных товарных рынках, инфляции, темпов экономического роста; на анализе цен на основные товары экспорта (импорта), мировых цен на нефть, внутренних цен на услуги компаний инфраструктурного сектора и других.
42. Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.
Показатель ИПЦ входит в состав сценарных условий для формирования вариантов развития экономики на среднесрочный период и является одним из основополагающих параметров для расчета других показателей прогноза.
Поведение потребительских цен предлагается исследовать и прогнозировать комплексно с проведением анализа динамики различных показателей (ИЦП, инфляция рыночных цен на товары и услуги, административно регулируемые цены, базовая инфляция), проверкой достоверности и обеспечением согласованности результатов, количественной оценкой влияния отдельных факторов и, в частности, денежно-кредитной политики, политики в области денежных доходов населения, параметров тарифной политики Правительства Российской Федерации в отношении естественно-монопольных видов деятельности и других факторов.
Рекомендованным методом анализа и прогнозирования ИПЦ является метод эконометрического оценивания. В качестве основных факторов предлагается использовать динамику курса национальной валюты, динамику импортируемых цен, потребительский спрос (доходы населения или розничный товарооборот), инфляционные ожидания, изменение цен и тарифов на услуги компаний инфраструктурного сектора. Также могут использоваться другие факторы, играющие роль в обосновании инфляции.
В связи с циклическим характером процесса прогнозирования рекомендуется корректировать спецификацию моделей по мере обновления и поступления новой статистической информации, уточнения параметров тарифной и бюджетной политики, денежных доходов населения и розничного товарооборота, определения целевых макроэкономических показателей, оказывающих влияние на инфляцию.
Для анализа ИПЦ также могут использоваться методы оценки монетарной (спросовой) и немонетарной компонент. В процессе анализа исследуется динамика цен по основным товарным группам, которые в свою очередь подразделяются на эластичные и неэластичные группы по спросу. В качестве немонетарной компоненты учитывается вклад роста регулируемых (административных) тарифов, социально значимых товаров, а также цен на бензин и плодоовощную продукцию.
В процессе анализа исследуется и прогнозируется структура ИПЦ по основным составляющим (продовольственные и непродовольственные товары). На их основе рассчитываются сводный индекс цен на потребительские товары и сводный индекс цен на платные услуги населению. В свою очередь, прогноз сводного индекса на платные услуги населению строится на основе прогнозируемой динамики тарифов на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и других регулируемых услуг (части пассажирского транспорта, связи), доля которых в структуре платных услуг высока, а также динамики цен на рыночные услуги.
На основе полученных результатов эконометрических моделей и анализа структуры инфляции строится прогноз траектории инфляции по компонентной структуре (товары и услуги). На его базе рассчитываются среднегодовые показатели.
ИПЦ можно оценивать на основе данных о динамике цен на различные товары и услуги, а также оценки реальных располагаемых доходов населения на каждый год.
Рекомендуется для корректного прогноза инфляции прогнозировать структуру ИПЦ по годам прогноза с учетом динамики реальных доходов населения (на основе эластичности спроса на продовольственные и непродовольственные товары и платные услуги населению).
Отдельно можно выделить влияние обменного курса рубля. При этом исследуется эластичность с ИПЦ, а также динамика доли импорта (готовой продукции и сырьевого) в товарообороте.
В процессе подготовки параметров прогноза социально-экономического развития уровень инфляции на годовой период рекомендуется рассчитывать и регулярно уточнять.
43. К показателям среднесрочного прогноза, определяющим динамику цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора, рекомендуется отнести предельные размеры индексации регулируемых тарифов, определяемые Правительством Российской Федерации, и динамику цен (тарифов):
газ природный (оптовые цены) в среднем:
- для всех категорий потребителей;
- для потребителей, исключая население;
электроэнергия (цены на розничном рынке) для всех категорий потребителей;
электроэнергия - рост цен на оптовом рынке;
рост регулируемых тарифов сетевых организаций для прочих потребителей;
рост регулируемых тарифов сетевых организаций для населения;
рост цен на розничном рынке для потребителей, исключая население;
железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе;
пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе.
Прогноз динамики цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора может базироваться на положениях нормативных правовых документов (постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты, методические материалы соответствующих ведомств), где отражены действующие принципы регулирования цен в газовом и энергетическом секторе, в секторе ЖКХ, на транспорте и их планируемое изменение в прогнозном периоде.
При прогнозировании изменения тарифов используются основные методы ценового регулирования применительно к данной сфере и условиям функционирования экономики на период прогноза.
Основным рекомендуемым методом регулирования служит метод предельного уровня цены (price-cap), направленный на антизатратное стимулирование. В качестве альтернативы и контроля за обоснованностью установления тарифов могут применяются и другие модели ценового регулирования ("затраты +" и др.).
Прогноз стоимости услуг ЖКХ рекомендуется осуществлять покомпонентно с учетом набора услуг на основе прогнозируемых параметров роста тарифов.
Оценку влияния на ИПЦ прогнозируемых параметров роста цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора (электроэнергия, грузовые тарифы железнодорожного транспорта) рекомендуется осуществлять с использованием эконометрических моделей.
Рекомендуется использовать следующую схему алгоритма расчетов прогнозных оценок уровня инфляции и динамики цен (рис. 1) с выделением блоков прогнозных расчетов динамики цен производителей и индексов-дефляторов (рис. 2).
Рис. 1. Схема алгоритма расчетов прогнозных оценок уровня
инфляции и динамики цен
┌─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐
┌───┬──────────────────────┐ используемый инструментарий
│ 1 │ Прогноз инфляции │ │ --------------------------- │
└───┤ (ИПЦ) │ └─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘
│ │ ┌──────────────────────────────────────────┐
┌──────┼──────────────────────┤ │ Эконометрические многофакторные модели │
│┌ ─ ─>│ Прогноз структуры ├────┬──о ИПЦ │
││ │ потребительской │ │ ├──────────────────────────────────────────┤
│ │ корзины │ │ │ Помесячная счетная модель - агрегация по │
││ └──────────────────────┘ ├──о потребительским товарам │
│ │ │(продовольственные и непродовольственные) │
││ │ │ и платным услугам населению │
│ ┌───┬──────────────────────┐ │ └──────────────────────────────────────────┘
││ │ 2 │ Прогноз роста цен │ │ ┌───────────────────┐ ┌───────────────────┐
│ └───┤ (тарифов) │ │ │ Оценка монетарной │ │ Прогноз роста цен │
││ │ естественных │ │ │ и немонетарной │ │ на отд. виды │
│ │ монополий │ └──о составляющих │ │социально-значимых │
││ ├─────────┬────────────┤ │ │<─┤ продовольственных │
│ ЖКХ │ Для │ Для прочих │ │ │ │ товаров │
│└─ ─ ─┤населения│потребителей│ └───────────────────┘ └───────────────────┘
│ ├─────────┴────────────┤ ┌──────────────────────────────────────────┐/──────────────\
│ │ газ ├───────о Счетная модель прогноза динамики цен на ││ Развитие │
│ ├──────────────────────┤ │ газ, расчет цен "price-cap" ││ модельного │
│ │ электроэнергия ├───────о──────────────────────────────────────────┤│инструментария│
│┌.-.─>├──────────────────────┤ │ Модель по секторам энергетики, прогноз ││ с учетом │
││ │ ж/д перевозки │ │ оптовых цен на электроэнергию по ценовым ││ изменения │
│. └──────────────────────┘ │ зонам, прогноз тарифов в сетевой ││ правил рынка │
││ │ составляющей (RAB, долгосрочное ││ │
│. │ регулирование), прочие сектора ││ │
││ └──────────────────────────────────────────┘\──────────────/
│ ┌───┬──────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────────────────┐
││ │ 3 │ Прогноз ИЦП по видам ├───────о Эластичность от цен "net-back", импорта, с │
│. └───┤ экономической │ │ корректировкой, основанной на ретроспективном │
│└.─.─>│ деятельности │ │анализе, и гипотезы рационального поведения агентов│
│─────>└──────────────────────┘ │ рынка с учетом макроэкономических ограничений и │
│ ┌───┬──────────────────────┬───────о прогнозируемого спроса (динамики выпуска) │
│ │ 4 │ Прогноз индексов- │ └───────────────────────────────────────────────────┘
│ └───┤ дефляторов по видам │ ┌───────────────────────────────────────────────────┐
│ │ экономической │ │ Модульный инструментарий для прогнозирования │
└─────>│ деятельности ├───────о динамики среднегодовых показателей в рыночном │
└──────────────────────┘ │ секторе │
└───────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 2. Схема алгоритма прогнозных расчетов динамики цен
производителей и индексов-дефляторов производителей
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ используемый инструментарий
Ценообразующие │ ----------------------------- │
│ факторы │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ ┌───┬─────────────────┐ ┌─────────────────────────────┐
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ │ 5 │ Прогноз │ │ Модели прогноза динамики │
Спрос в └───┤ динамических │ │ внутр. цен "net-back" в │
│ секторах │─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─>│ рядов ИЦП │ ┌──о нефтяном секторе, цветной │
экономики ├ ─┐┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ >│ шаг - │ │ │ металлургии и целлюлозной │
│ (внутренний) │ месяц/квартал │ │ │ отрасли с сезонной │
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ ││ │ │ │ │ корректировкой │
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ ├─────────────────┤ │ └─────────────────────────────┘
Мировые цены ││ │ 5.1 Товары, │ │ ┌─────────────────────────────┐
│ ├ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ >│ торгуемые на │ │ │ Прогноз динамики внутренних │
├ ─│─ ┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ >│ внешних рынках ├─┴──о цен с эластичностью от │
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ │ │ │ │ │ экспорта (химия, черная │
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ │ │ ├─────────────────┤ │металлургия, деревообработка)│
Курс доллара ├ ─ ┘ │ │ 5.2 Товары, не │ └─────────────────────────────┘
│ США ─ │─ │─ ─ ┐ ┌ ─ ─ ─>│ торгуемые на │ ┌─────────────────────────────┐
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ │ │ внешних рынках │ │ Прогноз динамики цен на │
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ │ │ │ │┌ ─ ─ >│ ├────о основе факторного анализа │
Цены экспорта ─ - ─ ─┘ │ │ │ товарных рынков с │
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ │ │ │ ││ │ │ │ эластичностью от цен импорта│
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ └────────┬────────┘ └─────────────────────────────┘
Цены импорта ├ ─ ─ │─ ─ │─┘│ \/ \/
│ └ ─ ─ ─ ─ >┌───┬─────────────────┐
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ └ ─ ─>│ 7 │Прогноз индексов-│ ┌─────────────────────────────┐
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ │ └───┤ дефляторов │ │ Расчет цен на продукцию │
Рост цен │ шаг - квартал │ │ растениеводства, в │
│ (тарифов) на ├ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │ (для каждой ├────о зависимости от прогноза │
продукцию ЕМ ┌ ─ ─ ─ ─>│ отрасли своя │ │мировых цен на зерно и других│
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ │ формула) │ │ факторов │
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ │ ┌ ─ ─>│ │ └─────────────────────────────┘
ИПЦ, в т.ч. └────────┬────────┘
│ структура ├ ─ ─ ─ ─ ─┘ │ │
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ \/
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ │ ┌─────────────────┐
│ производства │ │ │ агрегированных │
(внутренний │ годовых │
│рынок/экспорт)├ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ │показателей ИЦП и│
│ индексов- │
│ │ │ дефляторов │
├ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┤ └─────────────────┘
│дискриминация │
по отраслям
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘
44. Прогноз индексов цен производителей (ИЦП) и индексов-дефляторов (ИД) в различных видах экономической деятельности отражает изменение системы цен в прогнозном периоде. Данные показатели можно использовать для стоимостной оценки выпуска продукции (ИД), для изменения стоимости потребляемых ресурсов (ИЦП), при этом на основе структуры конечных цен следует рассчитывать индексы цен на покупаемые ресурсы с учетом транспортной и торговой наценок.
При прогнозировании индексов-дефляторов рекомендуется учитывать прогнозы среднеконтрактных цен на экспортируемую и импортируемую продукцию; динамику валютного курса, физических объемов производства (спрос) по отдельным видам деятельности; результаты ретроспективного анализа факторов, влияющих на динамику цен, макроэкономических и специфичных, для отдельных рынков с учетом стадии развития экономики.
При составлении прогноза рекомендуется оценивать индексы цен производителей продукции для внутреннего рынка в разрезе видов экономической деятельности по установленной номенклатуре.
Они могут являться основой для прогнозирования индексов-дефляторов выпусков в основных ценах, а также ВВП, розничного товарооборота, платных услуг, инвестиций в основной капитал и других макроэкономических агрегатов в ценах покупателей.
Цена производителя представляет собой фактическую цену на произведенную и отгружаемую производителем продукцию без налога на добавленную стоимость, акциза и других налогов, не входящих в себестоимость. Цена производителя не включает затраты на транспортировку и другие расходы, не предусмотренные ценой производителя и оплачиваемые покупателем отдельно (сверх цены производителя).
Индексы цен производителей в статистике регулярно оцениваются для продукции, предназначенной для внутреннего рынка. Индексы цен производителей, рассчитываемые для товарных групп, характеризуют удорожание в расчетном периоде набора товаров-представителей, оцененного в структуре базового периода, относительно стоимости этого набора в базовом периоде (формула Ласпейреса).
Индексы цен производителей по виду экономической деятельности являются сводными ценовыми характеристиками, исчисленными исходя из структуры производства базового года.
Для продукции, поставляемой на экспорт, индексы цен производителей могут быть также определены с учетом изменений в уровне среднеконтрактных цен с исключением торгово-транспортных наценок, учетов лагов влияния и других факторов, которые выявляются в процессе анализа.
Индекс-дефлятор производства продукции является сводной характеристикой изменения цен с учетом сдвигов в структуре производства выпуска, изменений физических объемов продукции товарных групп, произошедших в расчетном периоде (формула Пааше).
При оценке индекса-дефлятора выпуска учитывается как изменение цен на продукцию, предназначенную для внутреннего рынка (индексы цен производителей с учетом ценовой дискриминации), так и изменение цен на продукцию экспорта в ценах производителей.
Основное отличие между индексом цен производителей на продукцию по виду экономической деятельности (для внутреннего рынка) и индексом-дефлятором выпуска по виду экономической деятельности определяется изменениями в структуре производства и учетом экспортной продукции.
Индексы цен производителей прогнозируются отдельно по базовым видам экономической деятельности, что обусловлено различием влияния макроэкономических, инфляционных и микрофакторов, специфичных для отдельных товарных рынков.
Индекс-дефлятор и индекс цен производителей в промышленности, в сельском хозяйстве, инвестиций в основной капитал являются агрегированными сложносоставными показателями из различных видов экономической деятельности. Факторы, влияющие на динамику цен по отдельным отраслям, имеют существенные различия, поэтому прогнозирование ИЦП и дефляторов осуществляется в отраслевой разбивке по индивидуальным отраслевым моделям.
Оценка выпуска продукции в текущих основных ценах (включающая продукцию для внутреннего рынка и для экспортных поставок) зависит от динамики внутренних цен на отраслевую продукцию и цен, по которым производитель реализует продукцию на экспорт.
Индекс-дефлятор отраслевых выпусков при составлении прогноза формируется как средневзвешенная величина прогнозируемого индекса-дефлятора той части выпуска, которая реализуется на внутренний рынок, и индекса-дефлятора той части выпуска, которая реализуется на внешний рынок.
По результатам составления ценового прогноза рекомендуется заполнять формы: 1 - "Инфляция", 2 - "Регулируемые цены", 3 - "Индексы-дефляторы выпуска и ИЦП по видам деятельности", 4 - "Индексы-дефляторы, свод" (в соответствии с таблицами 8 - 11):
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей