Таблица 12. Рекомендованные показатели для оценки перспективного развития рынка труда и уровня жизни населения

Таблица 12

Рекомендованные показатели для оценки перспективного развития рынка труда и уровня жизни населения

Единица измерения

Отчет

Оценка

Прогноз по годам среднесрочного периода

Численность рабочей силы (численность экономически активного населения) <*>

млн. чел

Численность занятых в экономике <**>

млн. чел

Общая численность безработных граждан <***>

млн. чел

Уровень безработицы

в % к численности рабочей силы

Фонд заработной платы работников организаций

млрд. руб.

Динамика фонда заработной платы

в % к предыдущему году

Доля фонда заработной платы в ВВП

в %

Среднесписочная численность работников организаций

млн. чел

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций

руб.

Реальная заработная плата работников организаций

в % к предыдущему году

Реальные располагаемые денежные доходы населения

в % к предыдущему году

Среднегодовой размер пенсии <****>

руб.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения

руб.

Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения

руб.

Величина прожиточного минимума для пенсионеров

руб.

Величина прожиточного минимума для детей

руб.

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

в % к общей численности населения

--------------------------------

<*> Численность рабочей силы определяется как сумма численности занятых в экономике по данным баланса трудовых ресурсов и численности безработных по данным обследования рабочей силы.

<**> Отчетные данные по численности занятых в экономике соответствуют данным баланса трудовых ресурсов.

<***> Отчетные данные по общей безработице соответствуют данным обследования рабочей силы.

<****> Отчетные данные о среднегодовом размере пенсии рассчитываются на основании данных формы N 94 (ПЕНСИИ).

Демографические параметры, используемые при разработке прогноза развития рынка труда в среднесрочной перспективе, являются основополагающими и определяются в полном соответствии с одним из вариантов демографического прогноза, разрабатываемого Росстатом.

Прогнозные оценки показателя численности рабочей силы могут основываться на данных демографического прогноза о половозрастной структуре населения и гипотезах об изменении уровня участия населения в рабочей силе по возрастным группам.

Для определения возможных пропорций распределения численности рабочей силы на занятых в экономике и безработных рекомендуется использовать гипотезы, сформированные с учетом результатов ретроспективного анализа динамики данных показателей и оценки потребностей экономики в трудовых ресурсах в прогнозном периоде.

Прогнозный показатель уровня безработицы может определяться как отношение прогнозируемой численности безработных к прогнозируемой численности рабочей силы.

Прогноз численности рабочей силы, занятых и безработных рекомендуется осуществлять с использованием числовых статистических моделей, с применением формализованных методов и математических моделей с учетом прогнозов развития отдельных сфер и отраслей экономики.

52. Прогнозные оценки фонда заработной платы работников организаций могут складываться из прогнозных оценок фонда заработной платы работников в частном секторе экономики и прогнозных оценок фонда заработной платы в бюджетном секторе.

Прогноз величины фонда заработной платы в бюджетном секторе экономики рекомендуется осуществлять с учетом различных вариантов бюджетной политики, предусматривающей параметры индексации заработной платы работников этого сектора, в частности, в ключевых направлениях (образование, здравоохранение, наука, культура, государственное управление), а также гипотез в отношении оптимизации численности работников бюджетного сектора.

В качестве вспомогательного показателя для разработки прогнозной величины фонда заработной платы в бюджетном секторе экономики на основании предварительных прогнозных данных по номинальной начисленной среднемесячной заработной плате работников организаций и ретроспективных соотношений может быть сформирована прогнозная оценка по величине среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в целом по Российской Федерации.

Варианты бюджетной политики для прогноза фонда заработной платы в бюджетном секторе экономики могут формироваться на основании предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в рамках сферы их компетенции.

Прогноз показателя фонда заработной платы работников организаций в частном секторе экономики рекомендуется разрабатывать с учетом темпов экономического роста, уровня инфляции, динамики основных макропоказателей, а также гипотез о размере неинфляционного роста заработной платы.

При прогнозировании величины фонда заработной платы может проводиться дополнительная его корректировка в зависимости от прогнозной доли фонда заработной платы в ВВП в прогнозном периоде.

53. Прогноз среднесписочной численности работников организаций рекомендуется строить на результатах прогноза численности занятых в экономике и на основании гипотез об изменении доли формального (неформального) сектора занятости в прогнозном периоде.

54. Прогноз номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций рекомендуется определять на основе полученных прогнозных оценок по среднесписочной численности работников организаций и фонда заработной платы работников организаций.

55. Реальная заработная плата работников организаций может определяться как темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций, скорректированный на индекс потребительских цен (в среднем за год).

56. Прогнозирование реальных располагаемых денежных доходов населения можно осуществлять с помощью баланса денежных доходов и расходов населения.

Прогноз доходной части баланса денежных доходов и расходов населения рекомендуется осуществлять в разрезе укрупненных составляющих:

доходов от занятости;

социальных трансфертов;

доходов от предпринимательской деятельности;

доходов от собственности;

прочих доходов населения.

Прогноз расходной части баланса денежных доходов и расходов населения осуществляется в разрезе:

потребительских расходов;

обязательных платежей и добровольных взносов.

Также в рамках баланса денежных доходов и расходов может осуществляться прогноз склонности к сбережению.

Прогноз оплаты труда наемных работников рекомендуется осуществлять на основе рассчитываемых прогнозов фонда заработной платы и денежного довольствия военнослужащих, выступающих экзогенными факторами.

Прогнозирование прочих доходов от занятости может осуществляться на основе их соотношения с фондом заработной платы, которое сложилось в ретроспективном периоде и является устойчивым во времени.

Прогнозная величина социальных трансфертов может складываться из прогноза объема пенсионных и прочих социальных выплат, входящих в состав этого показателя (пособий, стипендий, страховых возмещений и т.д.).

Прогноз объема пенсионных выплат рекомендуется осуществлять на основе предполагаемой динамики среднегодового размера пенсии и численности пенсионеров на прогнозный период.

Среднегодовой размер пенсии включает в себя страховую пенсию, фиксированную выплату к страховой пенсии (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), накопительную пенсию (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии") пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенные в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Прогнозирование среднегодового размера пенсии может осуществляться на основании предоставления Минтрудом России и Пенсионным фондом Российской Федерации данных о структуре и среднегодовом размере страховой пенсии в предыдущем периоде, а также предложений о размере индексации фиксированной выплаты страховой пенсии, о корректировке размеров страховой пенсии, об установлении стоимости пенсионного коэффициента, о размере накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальной пенсии, предоставления данных о численности пенсионеров, получающих страховую пенсию. До представления Минтрудом России данных об индексации (корректировке) пенсий при прогнозировании среднегодового размера пенсии следует руководствоваться нормами действующего законодательства, решениями Правительства Российской Федерации в области пенсионного обеспечения, а также учитывать складывающуюся общеэкономическую динамику.

Реальные размеры пенсии рекомендуется определять как темп роста среднегодового размера пенсии, скорректированный на индекс потребительских цен (в среднем за год).

Прогноз пособий, стипендий и т.д. рекомендуется строить на основе гипотез об изменении их динамики с учетом гипотез об изменении доли этих компонент в социальных трансфертах.

Гипотеза о динамике доходов от предпринимательской деятельности может разрабатываться с учетом темпов экономического роста, динамики расходов населения на приобретение товаров и оплату услуг.

Прогноз величины доходов от собственности рекомендуется осуществлять с учетом гипотезы об изменении процентных ставок по депозитам, склонности населения к сбережению, прибыли организаций и прочих макроэкономических показателей.

Прочие денежные доходы населения, которые включают в себя главным образом скрытую оплату труда и прочие неформальные доходы населения, рекомендуется прогнозировать с учетом динамики фонда заработной платы, а также общеэкономической динамики.

Прогноз потребительских расходов населения рекомендуется осуществлять исходя из прогнозных оценок динамики розничного товарооборота, платных услуг населению и прочих потребительских расходов (оплата товаров за рубежом с использованием банковских карт, оборот общественного питания и пр.).

Оценка прочих потребительских расходов может строиться с учетом их доли в потребительских расходах, динамики денежных доходов населения и экономической ситуации в целом.

Прогноз обязательных платежей и разнообразных взносов рекомендуется производить в разрезе налогов и сборов, процентов за предоставленные населению кредиты, платежей по страхованию и прочих платежей.

Прогноз величины налогов и сборов предлагается осуществлять путем установления связи с величиной фонда заработной платы посредством коэффициентов пропорциональности, сложившихся в ретроспективном периоде, которые корректируются с учетом возможного изменения налоговых ставок в перспективном периоде.

Прогнозную величину процентов за предоставленные кредиты рекомендуется рассчитывать с учетом принятых гипотез об изменении объема потребительского кредитования и процентных ставок, прогнозные значения которых задаются экзогенно.

Оценку динамики платежей по страхованию и прочих платежей рекомендуется осуществлять с учетом их доли в доходах населения и решений, принимаемых в сфере страхования.

Первоначальный прогноз средней склонности к сбережению может осуществляться экспертно с учетом тенденций, сложившихся в экономике, прогнозируемой динамики денежных доходов населения. В дальнейшем происходит взаимоувязка средней склонности к сбережению с показателями оборота розничной торговли, платных услуг населению и прочими показателями социально-экономического развития.

При суммировании всех составляющих денежных доходов рекомендуется определять прогнозную величину номинальных денежных доходов населения. Располагаемые доходы рассчитываются путем уменьшения этой величины на сумму обязательных платежей и взносов. Реальные располагаемые доходы населения определяются как темп роста номинальных располагаемых доходов, скорректированный на индекс потребительских цен (в среднем за год).

57. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных об инфляции и устанавливается Правительством Российской Федерации. Среднегодовая величина прожиточного минимума в отчетном периоде рассчитывается как среднее значение показателей за четыре квартала.

Величину прожиточного минимума рекомендуется прогнозировать в среднем на душу населения, а также для основных социально-демографических групп населения - трудоспособного населения, пенсионеров и детей в среднегодовом исчислении.

Прогноз для основных социально-демографических групп рекомендуется основывать на данных о потребительской корзине для соответствующих групп населения за прошедший период и прогнозных значениях индексов потребительских цен.

При расчетах прожиточного минимума для трудоспособного населения расходы на обязательные платежи и сборы могут включать в себя налог на доходы физических лиц. Величина налога рассчитывается в соответствии с действующим законодательством.

Прогноз величины прожиточного минимума в целом на душу населения предлагается рассчитывать с учетом долей соответствующих групп населения в общей численности населения.

На стадии подготовки прогноза Минэкономразвития России согласовывает прогнозные показатели величины прожиточного минимума населения, в том числе по социально-демографическим группам, с Минтрудом России.

В основе прогнозирования численности населения с доходами ниже прожиточного минимума лежит распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов, которое происходит по логарифмически нормальному закону. Задание прогнозного уровня величины прожиточного минимума позволяет с помощью логарифмически-нормального распределения населения по уровню среднедушевого дохода определить численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Параметры логарифмически-нормального распределения корректируются с учетом отчетных данных.

С учетом численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и общей численности населения, полученной на основании демографического прогноза, рассчитывается доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

58. При формировании гипотез о динамике оборота розничной торговли и платных услуг населению на первом этапе рекомендуется учитывать прогнозную динамику реальной заработной платы, а также гипотезы об изменении объемов потребительского кредитования в прогнозный период.

Также рекомендуется учитывать объем денежных доходов населения, динамику и соотношение цен на разные группы товаров, планируемые изменения в социальной сфере, темпы экономического роста и динамику основных макропоказателей.

Динамику оборота розничной торговли и платных услуг населению, полученную на первом этапе, рекомендуется согласовывать со средней склонностью к сбережению, прогноз которой осуществляется отдельно в рамках прогноза баланса денежных доходов и расходов населения.

Система прогнозных расчетов структуры потребительских расходов базируется на оценке эластичностей соответствующих групп товаров и услуг по денежным доходам и заработной плате с учетом фазы экономического развития. Рассчитанные таким образом прогнозные дезагрегированные показатели товаров и услуг суммируются в соответствующие агрегированные позиции. Если между самостоятельно рассчитанными прогнозными показателями объема розничного товарооборота и платных услуг населению и их прогнозными значениями, полученными путем суммирования дезагрегированных позиций, обнаруживаются расхождения, то рекомендуется производить нормировку дезагрегированных показателей, обеспечивающую совмещение суммы расходов на отдельные виды товаров и услуг и их общей величины, прогнозное значение которой было рассчитано во взаимоувязке с балансом денежных доходов и расходов населения.

Прогноз реальных темпов роста оборота розничной торговли и платных услуг населению рекомендуется осуществлять на основе прогноза динамики номинальных значений, скорректированных на прогнозный уровень соответствующих дефляторов.

59. Производительность труда в целом по экономике в прогнозном периоде рекомендуется определять исходя из прогнозных оценок динамики ВВП, соотнесенных с прогнозными оценками динамики совокупных затрат труда.

В качестве динамики совокупных затрат труда в прогнозном периоде рекомендуется использовать показатель изменения численности занятого населения.

Прогнозные показатели производительности труда по видам экономической деятельности рекомендуется формировать с учетом целевых показателей соответствующих государственных программ Российской Федерации.

Разработке прогноза производительности труда в российской экономике может предшествовать анализ уровня производительности труда в других странах, в рамках которого оцениваются тенденции в разрыве между уровнем производительности труда в России и странах-эталонах. Рекомендуется исследовать причины разрыва между показателями производительности труда России и лидирующих стран (отраслевая структура, различия в технологическом уровне, качество рабочей силы).

При составлении прогноза динамики производительности труда по основным отраслям экономики рекомендуется учитывать, что активизация факторов, влияющих на повышение доли ВДС в составе отраслевых выпусков, и факторов, влияющих на снижение трудоемкости производства, тесно связана с инвестиционной и инновационной деятельностью предприятий. Поэтому темпы роста производительности труда рекомендуется оценивать с учетом прогнозируемой динамики инвестиций в отрасли, обеспечивающей рост фондовооруженности труда, энерго- и материалосбережение.

60. Уровень макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе рекомендуется определять степенью возможного (вероятного) изменения внешних и внутренних условий, а также способностью экономики реагировать компенсирующим образом на изменения этих условий с целью восстановления макроэкономической стабильности и обеспечения выполнения социальных и других обязательств государства.

61. При оценке макроэкономической стабильности в перспективе, степени ее возможного нарушения и тяжести последствий рекомендуется рассматривать следующие моменты:

а) возможное изменение внешних условий, в том числе изменение динамики мировых цен на нефть, темпов роста мировой экономики (основных российских партнеров), условий экономического технологического сотрудничества с данными странами;

б) геополитические, технологические, экологические, внутриполитические и другие риски и шоки, которые не укладываются в перечисленные выше.

62. Анализ влияния цен на нефть на российскую экономику рекомендуется производить по следующей схеме:

а) определяются варианты существенного изменения цен на нефть и связанные с ними варианты динамики цен на газ и нефтепродукты;

б) оценивается динамика экспорта нефти, газа и нефтепродуктов, отвечающая рассматриваемым сценариям цен на нефть;

в) прогноз цен на другие сырьевые ресурсы российского экспорта увязывается с динамикой цен на нефть, при необходимости корректируются физические объемы экспорта;

г) исходя из информации по подпунктам "а" - "в" уточняются динамика и стоимостные объемы экспорта и потери в объемах и доходах от экспорта в сравнении с базовым вариантом;

д) осуществляется первоначальная оценка курса рубля (степень его девальвации), которая затем уточняется после построения прогнозного платежного баланса;

е) оценивается изменение инфляции в результате изменения курса национальной валюты и других факторов;

ж) на основе эконометрических и других зависимостей оцениваются изменения в динамике инвестиций в основной капитал и закупках оборудования, связанные со снижением цен на нефть и доходов экспортеров, экономики и федерального бюджета. При этом используется мультипликатор кризиса, оцененный ранее по кризисам 1998 - 1999 и 2008 - 2009 годов;

з) оценивается влияние изменения курса рубля и снижения инвестиций в основной капитал на экспорт и импорт товаров и услуг, отраслевое производство;

и) на основе факторных моделей осуществляются предварительные оценки изменения темпов роста ВВП. Здесь возможно использование зависимостей типа производственных от факторов основного капитала (или накопленных инвестиций), изменения численности занятых, динамики цен на нефть и темпа роста физического объема экспорта. Как функция от роста ВВП оценивается динамика доходов населения;

к) оценивается влияние изменения доходов населения, инвестиций и динамики ВВП на изменение импорта потребительских, инвестиционных и промежуточных товаров, а также услуг;

л) осуществляется оценка платежного баланса, отвечающего прогнозным значениям экспорта и импорта товаров и услуг и гипотезе изменения сальдо капитального счета. Учитывая гипотезу об изменении золотовалютных резервов Центрального банка Российской Федерации и увеличение оттока капитала с учетом снижения цен на нефть, оценивается возможное изменение валютного курса, отвечающего относительно сбалансированному состоянию платежного баланса;

м) с учетом корректировки курса рубля пересчитываются объемы импорта, оценивается инфляция и уточняются другие показатели (склонность к сбережению, кредиты населению и предприятиям, инвестиции в основной капитал, капитальное строительство, производство, доходы населения, потребление домашних хозяйств), по которым факторами изменения выступают инфляция и курс рубля;

н) осуществляется новый цикл итеративного расчета макроэкономических показателей, платежного баланса и показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

о) оцениваются возможности поддержания инвестиционных проектов и системообразующих отраслей финансированием за счет средств резервных фондов (в том числе Фонда национального благосостояния).

63. При оценке влияния мировых экономических циклов и кризисов рекомендуется использовать специализированные модели, разработанные научными организациями для анализа мировых циклов и шоков. На основании проводимых исследований уполномоченные федеральные органы могут осуществлять разработку соответствующих планов и программ, которые представляются отдельно от прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.