ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ. НЕДВИЖИМОСТЬ

Вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ, направленный на упрощение и ускорение процесса регистрации недвижимости, а также создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной системы

Предусматривается формирование ЕГРН, который объединит сведения, содержащиеся в кадастре недвижимости и ЕГРП. В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Вести ЕГРН будут в электронном виде.

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются Росреестром и его территориальными органами.

Если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав теперь осуществляются одновременно. Исключения составляют ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

- создание объекта недвижимости (за исключением ситуации, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);

- образование объекта недвижимости (кроме случаев, когда кадастровый учет проводится без одновременной государственной регистрации прав);

- прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

- образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

Устанавливаются случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, регистрируются без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

Также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

- создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;

- прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

- изменение основных характеристик объекта.

Устанавливается перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Так, заявление в отношении созданного объекта недвижимости может представить:

- собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации;

- орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.

При личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов теперь не зависит от места нахождения объекта недвижимости.

Уточняется перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

- несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

- наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

- отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.

Сокращается общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав. При подаче документов в Росреестр он составляет теперь:

- 5 рабочих дней - для кадастрового учета;

- 10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;

- 7 рабочих дней - для государственной регистрации прав.

Расширяется перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены (приводится 55 оснований). Устанавливаются более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

- 3 месяца - по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

- 6 месяцев - по инициативе заявителя (по заявлению приостановление возможно только 1 раз).

Сведения в ЕГРН теперь вносятся в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке устанавливается для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

Ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром и государственным регистратором. Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения. Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вносятся поправки в многочисленные законодательные акты, в том числе в федеральные законы от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также в ЗК РФ, ЖК РФ, ГрК РФ, ЛК РФ, Основы законодательства РФ о нотариате и др.

(Федеральные законы от 13.07.2015 N 218-ФЗ и от 03.07.2016 N 361-ФЗ; Приказы Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861, от 24.11.2015 N 877, от 26.11.2015 N 883, от 08.12.2015 N 920 и N 921, от 16.12.2015 N 943, от 23.12.2015 N 967 и N 968, от 28.12.2015 N 997, от 01.03.2016 N 90, от 15.03.2016 N 127, от 16.03.2016 N 137, от 25.03.2016 N 173, от 10.05.2016 N 291, от 31.05.2016 N 337, от 23.08.2016 N 537, от 01.11.2016 N 689, от 21.11.2016 N 734, от 22.11.2016 N 738, от 23.11.2016 N 742, от 29.11.2016 N 765 и N 766, от 07.12.2016 N 792, Приказы Росреестра от 23.12.2015 N П/666 и от 28.12.2015 N П/675; Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 13.08.2015 N 05-1549-ВГ, Письма Росреестра от 14.10.2015 N 14-исх/14716-ГЕ/15, от 26.10.2015 N 09-исх/15309-ГЕ/15 и от 25.03.2016 N 19-00457/16, Письмо Росимущества от 30.12.2015 N АЧ-18/56045, Письма Минэкономразвития России от 23.09.2016 N Д23и-4538, от 22.12.2016 N 39682-ВА/Д23и, от 01.02.2017 N ОГ-Д23-996 и N ОГ-Д23-1002, Письмо ФНП от 21.12.2016 N 4785/06-19)

В новой редакции приводится форма заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов необходимых для осуществления государственного кадастрового учета

(Приказ Минэкономразвития России от 25.11.2016 N 751)

С 1 января 2017 года для государственной регистрации прав на недвижимое имущество применяется единая форма

Одновременно утрачивают силу формы заявлений о государственной регистрации права на недвижимое имущество, сделки с ним, ограничения (обременения), перехода, прекращения права на недвижимое имущество для физического лица, юридического лица и органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, публично-правового образования, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2013 N 722.

Кроме того, предусматриваются поправки, в:

- Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943;

- Порядок изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943;

В частности, предусматривается, что в записи кадастра недвижимости о здании и о сооружении дополнительно вносятся кадастровый номер единого недвижимого комплекса, если здание (сооружение) входит в состав такого комплекса, а также кадастровый номер предприятия как имущественного комплекса, если здание (имущественное право на здание), сооружение (имущественное право на сооружение) входит в состав предприятия как имущественного комплекса.

Кроме того, в структуру и правила внесения записей в кадастр недвижимости теперь включен новый раздел 3.5.1 "Записи о машино-месте".

(Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2016 N 679)

В связи с тем, что сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости (ГКН), теперь считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), с 1 января 2017 года вместо кадастрового паспорта выдается выписка из ЕГРН

Утрачивают силу формы, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 25.08.2014 N 504.

(Приказ Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378)

С 1 января 2017 года сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вместо утратившей силу кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 01.10.2013 N 566, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975

(Приказ Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975)

В связи с тем, что сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) теперь считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), с 1 января 2017 года вместо выписки из ЕГРП выдается выписка из ЕГРН

Утрачивают силу формы выписок из ЕГРП, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 22.03.2013 N 147.

(Приказы Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975, от 20.06.2016 N 378 и от 21.11.2016 N 733)

Для здания, помещения и сооружения теперь будет применяться единая форма технического плана

Одновременно утрачивают силу формы, утвержденные Приказами Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403, от 29.11.2010 N 583 и от 23.11.2011 N 693.

(Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953)

Также см. аналитический обзор правовой информации:

"КонсультантПлюс: Госрегистрация недвижимости по новым правилам с 2017 года".

Государственная кадастровая оценка будет проводиться государственными кадастровыми оценщиками

Кадастровая оценка представляет собой совокупность процедур, направленных на определение кадастровой стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения (и иных предусмотренных законодательством целей), в том числе, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта.

Кадастровая оценка проводится по решению уполномоченного регионального исполнительного органа государственной власти, который наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом РФ.

Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в 3 года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в 2 года) и не реже одного раза в 5 лет, за исключением внеочередной оценки. Перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении оценки. Оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта РФ.

Подготовка к проведению оценки осуществляется до 1 января года определения кадастровой стоимости. Сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Для сбора и обработки такой информации правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости.

Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет.

Уполномоченный орган субъекта РФ в течение 20 рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в нем результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта, который вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Орган регистрации прав в течение 20 рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом ее определения, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений, в том числе о дне подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если они затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в специальной комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

К отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года, в течение которого государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" или в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ; Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2016 N 358)

Применение кадастровой стоимости недвижимого имущества в период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года должно осуществляться с учетом ряда особенностей

Предусматривается, что в случаях, если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения.

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года, меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

В случае, если после 1 января 2014 года определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" без использования результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 года с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Кадастровая стоимость, определяемая в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" после 1 января 2017 года, определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

Вводится примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков

(Приказ Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 735)

К недвижимым вещам отнесены машино-места, если их границы описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке

Вводится понятие "машино-место", под которым понимается предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения - на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.

Кроме того, устанавливается, что в случае, если число участников долевой собственности на недвижимое имущество превышает 20, вместо извещения в письменной форме остальных участников долевой собственности продавцом доли в праве общей собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу может быть размещено извещение об этом на официальном сайте органа регистрации прав. Данное правило не распространяется на извещения о продаже доли в праве общей собственности на жилые помещения.

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ; Информация ФНС России от 08.12.2016, Письмо ФНС России от 07.12.2016 N БС-4-21/23301@)

С 1 января 2017 года предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет осуществляться с учетом некоторых особенностей

Предусматривается, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до 4 июля 2016 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 334-ФЗ)

Предусматриваются особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель с/х назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ

Определено, что государственная регистрация возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок из земель с/х назначения, в отношении которого судом принято решение об изъятии и о продаже с публичных торгов в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ, осуществляется на основании заявления органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления или лица, которое приобрело такой земельный участок по результатам публичных торгов по его продаже.

Основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок из земель с/х назначения, изъятый в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ, является договор купли-продажи такого земельного участка, а также вступившее в законную силу решение суда о его изъятии.

Росреестр теперь обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сообщать в Россельхознадзор сведения о регистрации перехода прав на земельные участки с/х назначения, в отношении которых в ЕГРН содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением.

Также определены правила внесения в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель с/х назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ.

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

Размещать извещения участников долевой собственности на недвижимость на сайте Росреестра о намерении продать долю необходимо в соответствии с установленным порядком

Извещение размещается продавцом доли путем заполнения формы в личном кабинете на сайте Росреестра

Электронная форма извещения включает следующие разделы:

- вид объекта недвижимости;

- кадастровый номер объекта недвижимости;

- адрес объекта недвижимости или иное описание местоположения объекта недвижимости (при отсутствии адреса);

- цена;

- ФИО продавца - физического лица или наименование продавца - юридического лица;

- адрес электронной почты и (или) почтовый адрес продавца, по которым иные участники общей долевой собственности могут с ним связаться.

Извещение должно быть доступно для просмотра неограниченным кругом лиц в течение трех месяцев с момента его размещения.

(Приказ Минэкономразвития России от 17.11.2016 N 724)