II. Организация исполнения на территории Российской Федерации судебных и иных актов (исполнительных документов), вынесенных компетентными органами иностранных государств
II. Организация исполнения на территории
Российской Федерации судебных и иных актов (исполнительных
документов), вынесенных компетентными органами
иностранных государств
Исполнение на территории Российской Федерации судебных и иных актов (исполнительных документов), вынесенных компетентными органами иностранных государств, регулируется соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и Законом (часть 4 статьи 3, статья 11 Закона).
Перечень государств, с которыми Российская Федерация имеет договорные отношения, предусматривающие возможность взаимного признания, исполнения судебных и иных актов (исполнительных документов), представлен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям (далее - Международные договоры).
Согласно положениям Международных договоров судебный и иной акт (исполнительный документ), вынесенный компетентным органом иностранного государства, подлежит исполнению на территории Российской Федерации при наличии одного из следующих условий:
судебный акт или иной акт, вынесенный компетентным органом иностранного государства, прошел установленную законодательством Российской Федерации процедуру признания (экзекватуру);
судебный акт или иной акт (исполнительный документ), вынесенный компетентным органом иностранного государства, признается на территории Российской Федерации без процедуры признания (экзекватуры) в силу положений международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством, компетентным органом которого такой акт был вынесен.
Для целей Международных договоров с учетом сложившейся практики под судебными актами понимаются судебные решения, судебные приказы и иные, предусмотренные национальным законодательством договаривающихся государств, судебные акты, вынесенные по результатам рассмотрения судом по существу гражданских, семейных дел, экономических споров и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также уголовных дел в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.
В случае, если международным договором предусмотрено соблюдение процедуры признания (экзекватуры), то взыскатель, согласно общему правилу для исполнения на территории Российской Федерации судебного акта, вынесенного компетентным органом иностранного государства, должен обратиться в компетентный суд Российской Федерации с письменным ходатайством о признании и разрешении принудительного исполнения данного акта на территории России.
Данное ходатайство должно содержать следующую информацию:
наименование взыскателя, а также его представителя, если ходатайство подается представителем, с указанием их постоянного места жительства;
наименование должника с указанием его постоянного или временного места жительства;
если взыскателем или должником является юридическое лицо, тогда адрес его местонахождения;
наименование организации с указанием ее места нахождения;
просьбу взыскателя о разрешении принудительного исполнения судебного акта, существо акта, кем и когда он вынесен;
банковские реквизиты для перечисления взысканных денежных средств.
Ходатайство подается через суд, вынесший акт, для приобщения следующих документов: судебного акта или его заверенной копии, справки о вступлении судебного акта в законную силу, справки о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного разбирательства, справки об исполнении или неисполнении судебного акта.
Надлежащим образом оформленный пакет документов с сопроводительным письмом этого суда в установленном порядке направляется в компетентный орган иностранного государства (по общему правилу таким органом является орган юстиции государства, где судебный акт был вынесен) для проверки правильности оформления и дальнейшей передачи на рассмотрение компетентным органам Российской Федерации.
В случае признания компетентным российским судом судебного акта иностранного государства российский суд выносит определение о признании и разрешении к принудительному исполнению на территории Российской Федерации иностранного судебного акта и на основании этого определения выдает исполнительный документ по форме, установленной законодательством Российской Федерации.
При поступлении указанного исполнительного документа на исполнение судебному приставу-исполнителю он исполняется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве как исполнительный документ, выданный компетентным органом Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в каждом конкретном случае Международными договорами могут быть предусмотрены дополнительные требования, которые отличаются от общего правила (например, необходимость перевода документов на национальный язык государства, где испрашивается исполнение решения суда, необходимость указания в ходатайстве дополнительной информации о должнике) и должны быть соблюдены взыскателем при подаче ходатайства о признании и разрешении к принудительному исполнению на территории Российской Федерации иностранного судебного акта, иного акта, вынесенного компетентным органом иностранного государства.
Судебные и иные акты, вынесенные компетентным органом иностранного государства, поступившие на исполнение судебному приставу-исполнителю без соблюдения процедуры признания (экзекватуры), когда соблюдение ее является обязательным, подлежат возврату взыскателю или в суд, их направивший, с соответствующими разъяснениями.
В данном случае в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему таких документов выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, поскольку исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
В случае, если в Международном договоре Российской Федерации прямо указано, что судебный или иной акт (исполнительный документ), вынесенный компетентным органом иностранного государства, признается на территории Российской Федерации без процедуры признания (экзекватуры), то такой судебный акт или иной акт (исполнительный документ) предъявляется на исполнение судебному приставу-исполнителю с учетом особенностей, предусмотренных Международными договорами.
К международным актам, в которых прямо указано, что судебный или иной акт (исполнительный документ), вынесенный компетентным органом иностранного государства, исполняется на территории Российской Федерации без процедуры признания (экзекватуры), относятся:
1. Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28.03.1997 (далее - Конвенция по административным делам);
2. Соглашение с Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17.01.2001 (далее - Соглашение по хозяйственным спорам);
3. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов от 03.03.2015 (далее - Соглашение по алиментам).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Конвенции по административным делам и Федеральным законом от 22.07.2008 N 134-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения" (далее - Закон "О ратификации Конвенции") Российская Федерация исполняет решения, вынесенные компетентными органами Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения по результатам рассмотрения дел об административных нарушениях правил дорожного движения, перечень которых указан в приложении к Конвенции по административным делам, а именно:
нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение легких телесных повреждений;
нарушение водителем транспортного средства обязанности оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия;
управление транспортным средством в состоянии опьянения или под воздействием наркотических, а равно иных веществ, оказывающих подобное воздействие;
невыполнение законного требования работника милиции (полиции) об остановке транспортного средства;
уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения;
передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
При этом в соответствии с Законом "О ратификации Конвенции" в Российской Федерации органом, ответственным за направление и получение запросов, связанных с реализацией Конвенции, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации указанные функции возложены на Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.
В соответствии со статьей 7 Конвенции по административным делам при наложении взыскания за нарушение правил дорожного движения и невозможности его исполнения на территории Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения, когда лицо, совершившее нарушение, проживает на территории Российской Федерации, компетентные органы Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения направляют в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России запрос об исполнении наложенного взыскания с приложением решения по делу об административном нарушении, других документов и доказательств.
Запросы, поступившие в соответствии с Конвенцией из компетентных органов участников Содружества Независимых Государств, направляются по территориальности в орган управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации для рассмотрения по существу и должны быть составлены на русском языке или сопровождаются заверенным переводом на русский язык.
Органом управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации по результатам рассмотрения направляется в территориальный орган ФССП России по месту жительства (пребывания) должника на принудительное исполнение решение компетентного органа Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения о наложении взыскания за нарушение правил дорожного движения с приложением запроса об исполнении наложенного взыскания. При этом решение компетентного органа является исполнительным документом.
При поступлении указанных документов судебному приставу-исполнителю их исполнение осуществляется в порядке, предусмотренном Законом.
Если для исполнения поступило решение компетентного органа Договаривающейся Стороны Конвенции по административным делам, не указанное в приложении к Конвенции, судебный пристав-исполнитель ФССП России выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 31 Закона.
Согласно пункту 2 статьи 31 Закона копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов направляется в орган управления Госавтоинспекции субъекта Российской Федерации, от которого поступили документы, для организации последующей их передачи в соответствии со статьями 2, 3, 8 Конвенции по административным делам компетентному органу Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения.
Если решение компетентного органа Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения по делу об административном нарушении правил дорожного движения поступило не от органа государственной власти Российской Федерации, ответственного за направление и получение запросов, связанных с реализацией Конвенции по административным делам, то поступивший пакет документов без организации его принудительного исполнения в трехдневный срок со дня регистрации направляется в орган управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации для принятия решения в соответствии со статьями 7, 8 Конвенции по административным делам.
В соответствии со статьей 1 Соглашения по хозяйственным спорам судебные акты компетентных судов Республики Беларусь не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории Российской Федерации в таком же порядке, что и национальные судебные акты, на основании исполнительных документов судов, принявших решения. Под компетентными судами Республики Беларусь понимаются хозяйственные суды Республики Беларусь.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 N 6 "О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь" хозяйственные суды областей (города Минска) Республики Беларусь переименованы в экономические суды областей (города Минска) Республики Беларусь.
В этой связи при поступлении на исполнение судебному приставу-исполнителю исполнительного документа, выданного экономическим судом области (города Минска) Республики Беларусь, необходимо руководствоваться Соглашением по хозяйственным спорам.
В соответствии со статьей 2 Соглашения по алиментам судебные постановления по делам о взыскании алиментов исполняются на территории Российской Федерации в том же порядке, что и судебные постановления, вынесенные на территории своего государства, на основании исполнительных документов компетентных судов Республики Беларусь.
Рекомендации по применению данного соглашения содержатся в информационном письме ФССП России N 0007/16/12449-ТИ от 16.02.2016.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей