ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ РУКОВОДЯЩЕГО ДОКУМЕНТА "НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ ПРИЕМЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИИ, ХРАНЕНИИ И ОТПУСКЕ НА ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ"
К ПРОЕКТУ РУКОВОДЯЩЕГО ДОКУМЕНТА
"НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ ПРИЕМЕ,
ТРАНСПОРТИРОВАНИИ, ХРАНЕНИИ И ОТПУСКЕ НА ОБЪЕКТАХ
МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ"
Разработанный проект РД устанавливает величину норм естественной убыли при приеме, хранении, отпуске и перекачке по магистральным нефтепродуктопроводам и отводам на нефтебазы, склады горюче - смазочных материалов и автозаправочные станции. Нормы предназначены для применения всеми организациями независимо от форм собственности, транспортирующими и получающими нефтепродукты по магистральным нефтепродуктопроводам.
КонсультантПлюс: примечание.
Постановление Госснаба СССР от 26.03.86 N 40 утратило силу в связи с изданием Приказа Минэнерго РФ от 13.08.2009 N 364, утвердившего нормы естественной убыли нефтепродуктов при хранении.
В настоящее время все потребители и поставщики нефтепродуктов, пользующиеся услугами АО магистральных нефтепродуктопроводов АК "Транснефтепродукт" на всей территории Российской Федерации, а также при транспортировке в страны СНГ, Латвию, Венгрию и др., пользуются "Нормами естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании", утвержденными Постановлением Государственного комитета СССР по материально - техническому снабжению от 26 марта 1986 г. N 40. Указанным Постановлением для предприятий магистральных нефтепродуктопроводов были утверждены две нормы:
естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске и хранении в резервуарах магистральных нефтепродуктопроводов;
естественной убыли нефтепродуктов при перекачке по магистральным нефтепродуктопроводам.
При отпуске в транспортные средства применялась норма, общая для нефтесбытовых организаций и предприятий магистральных нефтепродуктопроводов.
КонсультантПлюс: примечание.
Постановление Госснаба СССР от 26.03.86 N 40 утратило силу в связи с изданием Приказа Минэнерго РФ от 13.08.2009 N 364, утвердившего нормы естественной убыли нефтепродуктов при хранении.
Основными причинами пересмотра норм естественной убыли нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Госснаба СССР в 1986 году, являются изменения, произошедшие в последние годы в технологии и параметрах перекачки и работе резервуаров МНПП.
Согласно "Типовым методическим положениям по разработке норм естественной убыли продукции производственного назначения и товаров народного потребления при транспортировании и хранении" нормы должны разрабатываться на основе экспериментальных исследований или данных бухгалтерского учета, отражающих фактическую убыль за ряд лет, и пересматриваться каждые 3 - 5 лет.
Проект РД разработан на основе результатов исследований и теоретических расчетов по методикам Н.Н. Константинова, бывш. НИИТранснефть, ОЛТТ УНИ, а также отчетных данных АО АК "Транснефтепродукт" за последние три года.
Теоретические расчеты естественной убыли позволяют установить соотношение величин убыли в различных климатических поясах, а также влияние на процесс испарения физико - химических свойств нефтепродуктов, условий проведения технологических операций, периода года, типа и режима эксплуатации резервуаров.
В действующих нормах естественной убыли нефтепродуктов, утвержденных в 1986 году, территория СССР была разделена на пять климатических зон, при этом в четвертую и пятую климатические зоны не входили регионы Российской Федерации. Во вторую климатическую зону были включены многие регионы РФ с различными климатическими характеристиками. После распада СССР выявилась необходимость пересмотра деления территории России на климатические пояса с целью их уточнения.
За основу при пересмотре принято районирование территории по ГОСТ 16350, использующего в качестве основных климатических факторов при районировании территории для технических целей температуру и относительную влажность воздуха, кроме того, учитывались величины относительных потерь от естественной убыли легкоиспаряющихся нефтепродуктов в весенне - летний период и среднегодовых. Согласно ГОСТ 16350 для каждого из климатических районов выделены представительный и экстремальный пункты. Для расчетов естественной убыли нефтепродуктов выбраны только те климатические районы, по территории которых проходят магистральные нефтепродуктопроводы. Данные этих пунктов характеризуют климатический район по средним и предельным значениям большинства климатических факторов.
Согласно ГОСТ 16350 территория Российской Федерации расположена в холодном и умеренном макроклиматических районах. Магистральные нефтепродуктопроводы АК "Транснефтепродукт" попадают только в умеренный макроклиматический район и располагаются в следующих климатических районах (обозначения приняты по ГОСТ 16350):
┌──────────────────┬────────────────────┬────────────────────────┐
│Макроклиматический│ Климатический район│ Пункты │
│ район ├────────────┬───────┼─────────┬──────────────┤
│ │Наименование│Обозна-│Предста- │ Экстремальный│
│ │ │чение │вительный│ │
├──────────────────┼────────────┼───────┼─────────┼──────────────┤
│Умеренный │Умеренно │II │Тюмень │Улан - Удэ │
│ │холодный │ 4 │ │ │
│ │Умеренный │II │Москва │Мурманск │
│ │ │ 5 │ │Волгоград │
│ │Умеренно │II │ │Ростов - на - │
│ │теплый │ 7 │ │Дону │
│ │Умеренно │II │Минск │Рига, Таллин │
│ │теплый │ 8 │ │ │
│ │влажный │ │ │ │
└──────────────────┴────────────┴───────┴─────────┴──────────────┘
КонсультантПлюс: примечание.
Постановление Госснаба СССР от 26.03.86 N 40 утратило силу в связи с изданием Приказа Минэнерго РФ от 13.08.2009 N 364, утвердившего нормы естественной убыли нефтепродуктов при хранении.
В связи с тем, что рассматривались только территории, по которым проходят магистральные нефтепродуктопроводы и отводы к нефтебазам, складам ГСМ и автозаправочным станциям, первая климатическая зона, определена Постановлением N 40 от 26.03.86, в РД не попадает.
В нормах естественной убыли 1986 года при распределении территории СССР по климатическим зонам во вторую зону было включено множество регионов с различными климатическими характеристиками. В разработанном проекте эта климатическая зона разделена на два пояса: второй и третий.
Для указанных в таблице 1 пунктов выполнены расчеты естественной убыли нефтепродуктов при приеме в резервуары (от "больших дыханий"), при хранении в резервуарах (от "малых дыханий") и после выкачки нефтепродукта из резервуара (от "обратного выдоха").
для нефтепродуктов 1 группы - автомобильных бензинов с давлением насыщенных паров 66,7 кПа (500 мм рт. ст.) и 79,8 кПа (600 мм рт. ст.) при годовых коэффициентах оборачиваемости резервуаров 24 и 36, кроме того, дополнительно была рассчитана естественная убыль при годовых коэффициентах оборачиваемости 2 и 8;
для нефтепродуктов 2 группы с давлением насыщенных паров 39,9 кПа (300 мм рт. ст.);
для нефтепродуктов 3 группы с давлением насыщенных паров 1,5 кПа (11 мм рт. ст.).
Степень заполнения принята равной 0,8 высоты резервуара.
Естественная убыль нефтепродуктов 1 и 2 групп определялась из резервуаров со стационарной крышей (без понтона) и с понтоном.
На основе выполненных расчетов определена относительная естественная убыль нефтепродуктов - на 1 тонну закачанного в резервуар, 1 тонну хранимого в резервуаре и 1 тонну выкачанного из резервуара нефтепродукта.
Относительная естественная убыль (в килограммах на 1 т нефтепродукта) автомобильных бензинов из вертикальных резервуаров без понтонов приведена в таблице 2.
┌───────┬────────┬────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Пункт │Операция│ Естественная убыль, кг/т │
│ │ ├──────────────────┬──────────────────┬──────────────────┤
│ │ │ РВС-2000 │ РВС-5000 │ РВС-10000 │
│ │ ├────────┬─────────┼────────┬─────────┼────────┬─────────┤
│ │ │осенне -│весенне -│осенне -│весенне -│осенне -│весенне -│
│ │ │зимний │летний │зимний │летний │зимний │летний │
│ │ │период │период │период │период │период │период │
├───────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Тюмень │прием │0,495 │0,981 │0,526 │1,040 │0,477 │0,945 │
│ │хранение│0,145 │1,029 │0,116 │0,837 │0,107 │0,878 │
│ │сумма │0,640 │2,010 │0,642 │1,877 │0,584 │1,823 │
├───────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Улан - │прием │0,415 │0,948 │0,441 │1,006 │0,400 │0,914 │
│Удэ │хранение│0,209 │1,056 │0,167 │0,872 │0,176 │0,936 │
│ │сумма │0,624 │2,004 │0,608 │1,878 │0,576 │1,850 │
├───────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Москва │прием │0,594 │1,026 │0,631 │1,089 │0,573 │0,990 │
│ │хранение│0,202 │1,044 │0,159 │0,851 │0,142 │0,884 │
│ │сумма │0,796 │2,070 │0,790 │1,940 │0,715 │1,874 │
├───────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Волго- │прием │0,611 │1,161 │0,649 │1,232 │0,589 │1,123 │
│град │хранение│0,236 │1,152 │0,170 │0,898 │0,174 │1,005 │
│ │сумма │0,847 │2,313 │0,819 │2,130 │0,763 │2,128 │
├───────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Ростов │прием │0,663 │1,144 │0,704 │1,213 │0,639 │1,106 │
│- на - │хранение│0,263 │1,121 │0,189 │0,879 │0,191 │0,996 │
│Дону │сумма │0,926 │2,265 │0,893 │2,092 │0,830 │2,102 │
├───────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Минск │прием │0,626 │1,002 │0,666 │1,064 │0,604 │0,967 │
│ │хранение│0,242 │1,013 │0,190 │0,839 │0,171 │0,869 │
│ │сумма │0,868 │2,015 │0,856 │1,903 │0,775 │1,836 │
├───────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Рига │прием │0,653 │0,978 │0,693 │1,039 │0,627 │0,944 │
│ │хранение│0,213 │0,976 │0,169 │0,796 │0,144 │0,826 │
│ │сумма │0,866 │1,954 │0,862 │1,835 │0,771 │1,770 │
└───────┴────────┴────────┴─────────┴────────┴─────────┴────────┴─────────┘
Примечание. В естественную убыль при хранении включена убыль при откачке из резервуара.
Анализ величин естественной убыли позволяет сгруппировать рассматриваемые пункты в климатические пояса для расчета норм.
Многовариантные расчеты показали, что наиболее оптимальной группировкой пунктов является следующая: в первый пояс (вторую климатическую зону) входят пункты умеренно холодного климатического района (Тюмень - Улан - Удэ); во второй пояс (третью климатическую зону) входят пункты умеренного, умеренно теплого и умеренно теплого влажного климатических районов (Москва - Минск - Рига).
В первом климатическом поясе, расположенном в холодном и арктическом - восточном и западном климатических районах по ГОСТ 16350, магистральные нефтепродуктопроводы не проходят.
Указанная группировка дает наименьшую погрешность при определении усредненной величины естественной убыли при приеме, хранении, откачке из резервуаров. Более крупная группировка климатических районов приводит к значительным отклонениям от среднего значения величины естественной убыли по группируемым пунктам.
Естественная убыль нефтепродуктов при наливе в автомобильные и железнодорожные цистерны рассчитывалась для случаев налива сверху "открытой", "полуоткрытой" и "закрытой струей", а также налив снизу, который рассматривается как герметизированный с избыточным давлением внутри котла цистерны: автомобильной 147,15 ГПа (0,15 кг/см2), железнодорожной 1471,5 ГПа (1,5 кг/см2).
Экспериментальные данные, полученные различными исследователями, одного порядка с расчетными. Результаты расчетов естественной убыли при наливе железнодорожных цистерн аналогичны результатам расчетов автомобильных цистерн.
Изменение объемов и параметров перекачки нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам привело к уменьшению их загрузки, сопровождающемуся длительными простоями (месяц и более) с заполненным нефтепродуктом. В связи с появлением случаев длительных простоев магистральных нефтепродуктопроводов с нефтепродуктами необходимо учитывать естественную убыль их в линейной части, манифольдах, насосных станциях в период простоя. Эти потери возникают вследствие потери герметичности запорной, регулирующей, предохранительной арматурой, появления других источников потерь от естественной убыли, которые не могут быть ликвидированы при достигнутом уровне изготовления и эксплуатации оборудования.
В связи с изложенным разработаны впервые нормы естественной убыли нефтепродуктов из линейной части магистрального нефтепродуктопровода при отсутствии перекачки - при длительном простое нефтепродуктопровода (более месяца).
Нормы естественной убыли нефтепродуктов разработаны для пяти групп нефтепродуктов: автомобильных бензинов, топлив для реактивных двигателей, керосина для технических целей, дизельных топлив, печного бытового топлива.
Нормы естественной убыли разработаны для трех климатических поясов и двух периодов года - осенне - зимнего и весенне - летнего.
Резервуары разделены по типам: со стационарными крышами (без понтонов), с понтонами, заглубленные железобетонные с металлической оболочкой.
Проект РД содержит следующие нормы естественной убыли нефтепродуктов:
при приеме (закачке) в резервуары;
в первый месяц хранения в резервуарах;
при хранении в резервуарах более одного месяца;
при откачке из резервуара;
при перекачке по магистральным нефтепродуктопроводам и отводам;
при отпуске в транспортные средства;
при сдаче в резервуары нефтебаз, складов ГСМ и автозаправочных станций по отводам с магистральных нефтепродуктопроводов;
при длительном простое магистрального нефтепродуктопровода.
В связи с перегруппировкой климатических поясов уточнены нормы естественной убыли нефтепродуктов из резервуаров при приеме, хранении, отпуске (откачке). Изменились за последние годы режимы эксплуатации резервуаров: это приводит к длительным простоям с нефтепродуктами, полному насыщению газового пространства резервуара парами нефтепродукта и тем самым увеличению потерь от естественной убыли при последующей закачке и особенно при хранении. Поэтому нормы при закачке и хранении несколько выше, чем действующие.
Приведены примеры расчетов естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, сбросе на нефтебазы, перекачке по отводам и магистральным нефтепродуктопроводам, а также при длительном простое магистрального нефтепродуктопровода.
Пересмотрен и уточнен порядок применения норм естественной убыли нефтепродуктов при транспортировании по магистральным нефтепродуктопроводам; указан порядок начисления естественной убыли при приеме нефтепродуктов с температурой выше 30 град. С, при длительном простое магистрального нефтепродуктопровода с нефтепродуктом.
Первая и вторая редакции РД рассылались на отзыв и согласование в АК "Транснефтепродукт", вторая редакция была рассмотрена на совещании при Вице - президенте АК "Транснефтепродукт" С.П. Макарове. Все замечания специалистов АК и АО учтены при разработке третьей редакции.
Третья редакция РД рассылалась на согласование нефтяным компаниям. НК "Сургутнефтегаз" и НК "Сибнефть" замечаний не имели. Замечания и предложения нефтяных компаний "ЛУКойл", "ЮКОС", "Башнефтехим" рассмотрены и обсуждены на согласительном совещании в АК "Транснефтепродукт" и учтены при подготовке окончательной редакции РД, направляемой на утверждение в Минтопэнерго РФ.
Разработанный проект РД содержит нормы, которые ниже фактических, и их снижение весьма проблематично. Техническое оборудование, применяемое при транспортировке, хранении и перевалке, соответствует уровню зарубежных образцов, и получение дополнительного сокращения потерь на нем невозможно.
Предполагаемый ввод норм в действие - 1998 год.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей