Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.10.2016 N АКПИ16-801 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Николаевой О.В., Назаровой А.М.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвангардЪ-Контракт" о признании недействующим пункта 1 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184,
согласно пункту 1 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее - Критерии) к таким критериям относится владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.
Общество с ограниченной ответственностью "АвангардЪ-Контракт" (далее - ООО "АвангардЪ-Контракт") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 Критериев, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат абзацу пятому пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и ограничивают права ООО "АвангардЪ-Контракт" на осуществление предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
В суде представители административного истца Н., Г. поддержали заявленные требования и пояснили, что ООО "АвангардЪ-Контракт" является субъектом малого предпринимательства и участвует в обеспечении электроэнергией населения, владеет объектами электросетевого хозяйства, трансформаторная мощность которых составляет 2,5 МВА, и несет расходы на содержание оборудования. Оспариваемые положения нормативного правового акта являются неопределенными и лишают ООО "АвангардЪ-Контракт" права оказывать услуги по передаче электрической энергии по соответствующему тарифу.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе (поручение от 13 сентября 2016 г. N СП-П9-5473).
Представители Правительства Российской Федерации С., К., Б.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ООО "АвангардЪ-Контракт" Н., Г., Правительства Российской Федерации С., К., Б.А., специалиста Б.Л., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Определяя полномочия органов государственной власти на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, Федеральный закон "Об электроэнергетике" предусматривает право Правительства Российской Федерации устанавливать критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (пункт 1 статьи 21).
Во исполнение требований федерального законодательства Правительство Российской Федерации постановлением от 28 февраля 2015 г. N 184 утвердило критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Нормативный правовой акт опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 4 марта 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 9 марта 2015 г., N 10.
В пункте 1 Критериев установлены технические характеристики, относящиеся к силовым трансформаторам, которыми должен владеть субъект электроэнергетики.
Федеральный закон "Об электроэнергетике" определяет правовое положение территориальной сетевой организации как коммерческой организации, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (статья 3).
Исходя из требований названного Федерального закона, Правительство Российской Федерации установило критерии не произвольно, а с учетом технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей их деятельности. В рамках разработки Критериев для установления технических показателей проведен сбор и анализ информации о деятельности всех территориальных сетевых организаций, в том числе о технических характеристиках объектов электросетевого хозяйства, балансовых и экономических показателях их деятельности.
Данное нормативное регулирование направлено на консолидацию территориальных сетевых организаций и не может рассматриваться как ограничивающее права владельцев объектов электросетевого хозяйства. Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Оспариваемые положения нормативного правового акта каких-либо обязанностей на собственников объектов электросетевого хозяйства не возлагают.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов). В отношении владельцев объектов электросетевого хозяйства, которые не соответствуют Критериям, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям не устанавливаются.
Оспариваемые положения нормативного правового акта являются ясными и понятными и не допускают неоднозначного их толкования.
Доводы административного истца о противоречии пункта 1 Критериев требованиям Федерального закона "О защите конкуренции" являются несостоятельными. Из содержания части 1 статьи 15 названного Федерального закона следует, что федеральные органы исполнительной власти не вправе принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Между тем установление технических характеристик к объектам электросетевого хозяйства не может рассматриваться как нарушение требований антимонопольного законодательства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии осуществляются хозяйствующими субъектами, находящимися в состоянии естественной монополии, и эти услуги осуществляются в отсутствие конкуренции на соответствующем товарном рынке.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "АвангардЪ-Контракт" о признании недействующим пункта 1 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Российской Федерации
О.В.НИКОЛАЕВА
А.М.НАЗАРОВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей