1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя
1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
1.1. Установив, что представленное для государственной регистрации уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003 было заполнено с нарушением пунктов 4.7.6, 4.7.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, принимая во внимание, что представление в регистрирующий орган ненадлежащим образом оформленного уведомления расценивается как его непредставление, суды признали обоснованным решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.
По делу N А60-48050/2015 Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции от 08.04.2015 об отказе в государственной регистрации юридического лица, взыскании с Инспекции убытков в размере 8 900 руб., судебных расходов по составлению заявления в сумме 8 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить и удовлетворить заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следовало из материалов дела, 03.04.2015 заявитель обратился в Инспекцию для государственной регистрации сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме присоединения, представил следующие документы: уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003, решение единственного участника ООО "К." о реорганизации N 5 от 27.03.2015, протокол общего собрания учредителей (участников) Общества от 31.03.2015.
Решением Инспекции N 3344А от 08.04.2015 в государственной регистрации юридического лица - Общества отказано на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Пунктом 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены формы и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).
Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ предусматривает, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с данным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 4.7.6 Требований раздел 6 "Сведения о лице, засвидетельствовавшем подлинность подписи заявителя в нотариальном порядке" заполняется с учетом положений подпункта 2.20.6 данных Требований, согласно которым в пункте 6.2 указывается идентификационный номер налогоплательщика - лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя.
В уведомлении о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003 подлинность подписи заявителя засвидетельствована М.А.В., временно исполняющей обязанности нотариуса П.Г.Ю., при этом в п. 6.2 "ИНН лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя" указан ИНН 745100014762, принадлежащий согласно данным Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) нотариусу П.Г.Ю.
В п. 4.7.3 Требований указано, что раздел 3 "Сведения об управляющей организации реорганизуемого юридического лица" заполняется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, в случае, если в разделе 2 значение "3" проставлено в отношении управляющей организации реорганизуемого юридического лица, представившего уведомление.
На странице 1 Листа Б уведомления по форме N Р12003 в пунктах 3 - 4 "Сведения об управляющей организации реорганизуемого юридического лица" и "Сведения о заявителе" указано, что сведения представлены в регистрирующий орган руководителем управляющей организации реорганизуемого лица, при этом в пункте 2 "Заявителем является" (страница 1 Листа Б уведомления по форме N Р12003) проставлено цифровое значение "1" - руководитель постоянно действующего исполнительного органа.
Установив, что представленное для государственной регистрации уведомление по форме N Р12003 нарушает пункты 4.7.6, 4.7.3 Требований, принимая во внимание, что представление в регистрирующий орган ненадлежащим образом оформленного уведомления расценивается как его непредставление, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным решение Инспекции N 3344А от 08.04.2015 об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, в связи с чем пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что п. 6.2 "ИНН лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя" уведомления по форме N Р12003 заполнялся не заявителем, а лицом, временно исполняющим обязанности нотариуса, были отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку государственная регистрация носит заявительный характер, документы на государственную регистрацию представляются заявителем, который несет ответственность за правильность их оформления, заполнения форм документов в соответствии с Требованиями.
1.2. Неисполнение юридическим лицом обязанности по уведомлению уполномоченного государственного органа о начале реорганизации в форме преобразования послужило основанием для оставления без удовлетворения требований, направленных на оспаривание решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.
По делу N А65-25611/2015 закрытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к межрайонной инспекции об отмене решения от 23.07.2015 N 31259А и обязании внести запись о реорганизации закрытого акционерного общества в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Закрытое акционерное общество, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме, указывая, что у юридического лица, участники которого приняли решение о реорганизации в форме преобразования, отсутствует обязанность уведомлять регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следовало из материалов дела, 16.07.2015 от заявителя в регистрирующий орган поступило заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью, с приложением соответствующих документов.
По результатам рассмотрения указанного заявления и комплекта документов регистрирующим органом принято решение от 23.07.2015 N 31259А об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В обоснование отказа в государственной регистрации налоговым органом указано на нарушение заявителем порядка реорганизации юридических лиц, установленного статьей 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из законности оспариваемого решения, выданного уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством, не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судов.
Да, действительно в силу абзаца второго пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, не применяются положения статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" исключением из правила, установленного пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, является обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации, в том числе в форме преобразования.
Учитывая изложенное, судебные инстанции обоснованно указали, что при преобразовании юридического лица в регистрирующий орган представляется уведомление о начале процедуры реорганизации по форме "Р12003, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", с приложением решения о реорганизации (пункт 1 статьи 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
На основании вышеуказанного уведомления регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о начале процедуры реорганизации в форме преобразования (пункт 1 статьи 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
При этом, исходя из положений абзаца второго пункта 4 статьи 57, абзаца второго пункта 1 статьи 60.1 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования (статья 14, статья 15 Федерального закона N 129-ФЗ), допускается по истечении трех месяцев со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации.
В рассматриваемом случае закрытым акционерным обществом не была исполнена обязанность по уведомлению уполномоченного государственного органа о начале реорганизации в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации.
Необходимо отметить, что документы для государственной регистрации реорганизации в форме преобразования были представлены Обществом 16.07.2015, то есть после издания постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Следовательно, регистрирующий орган обоснованно руководствовался разъяснениями, содержащимися в указанном постановлении Пленума.
Таким образом, в отсутствие письменного сообщения в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации заявителем были нарушены положения норм статьи 60.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что регистрирующий орган в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом исполнил процессуальную обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения положениям действующего законодательства, основан на материалах дела и нормах права вывод судебных инстанций о законности решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации от 23.07.2015 N 31259А.
1.3. Учитывая, что представленные в регистрирующий орган документы не соответствовали требованиям пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", суды пришли к выводу о наличии предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица.
По делу N А40-227866/15 Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к межрайонной инспекции о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения об обществе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), вынесенное 21.09.2015; об обязании межрайонной инспекции зарегистрировать изменения, вносимые в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Девятый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании представленных для государственной регистрации документов межрайонной инспекцией принято решение от 21.09.2012 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
В обоснование принятого отказа ответчик указал, что в регистрирующий орган представлен лист Р "Сведения о заявителе" на иностранное юридическое лицо, не соответствующий требованиям пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон об иностранных инвестициях).
Статья 17 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) содержит перечень документов, представляемых для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации согласно части 3 статьи 1 Закона о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 20 Закона об иностранных инвестициях, регулирующего отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона об иностранных инвестициях иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории РФ обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории РФ через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории РФ через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Между тем, согласно информации об аккредитации филиалов и представительств юридических лиц, размещенной на сайте ФНС России, у иностранного юридического лица, являющегося управляющей компанией заявителя, отсутствует аккредитованное представительство или филиал на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации.
Одним из оснований отказа в государственной регистрации согласно подпункту "а" пункта 1 указанной статьи является непредставление определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения об обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Заявитель не указал, какие конкретно нормы Закона о государственной регистрации либо иных нормативных правовых актов были нарушены ответчиком при принятии оспариваемого решения.
Таким образом, поскольку оспариваемое решение регистрирующего органа соответствует требованиям Закона о регистрации, прав и законных интересов заявителя не нарушает, вывод суда об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований об оспаривании решения регистрирующего органа, является правомерным.
1.4. С учетом конкретных обстоятельств дела суды пришли к выводу об отсутствии у регистрирующего органа, предусмотренного подпунктом "д" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.
По делу N N А41-53/15 общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к инспекции со следующими требованиями: признать незаконным решение инспекции от 03.10.2014 об отказе во внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), касающихся сведений о юридическом лице, но не связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица - ЗАО; обязать инспекцию внести изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ - ЗАО - указать сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - генеральный директор Ш.А.С.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.06.2015 требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах инспекция и ЗАО просили решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Инспекция 22.11.2006 зарегистрировала ЗАО в качестве юридического лица.
В инспекцию 26.09.2014 представлены документы в целях внесения изменений в сведения о юридическом лице - ЗАО, содержащиеся в ЕГРЮЛ, касающиеся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица. Целью подачи данного заявления являлось внесение в ЕГРЮЛ сведений об изменении единоличного исполнительного органа общества.
Для государственной регистрации изменений представлены следующие документы: подписанное Ш.А.С. и нотариально удостоверенное заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; выписка из протокола общего внеочередного собрания акционеров ЗАО от 29.08.2014.
Основанием для подачи указанного заявления в инспекцию послужило проведение 29.08.2014 внеочередного общего собрания акционеров ЗАО, по итогам которого было принято решение, оформленное протоколом внеочередного данного собрания от 29.08.2014. Согласно этому протоколу были приняты следующие решения: прекратить полномочия единоличного исполнительного органа общества - генерального директора М.А.А. и расторгнуть с ним трудовой договор на основании статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации с 02.09.2014; избрать с 03.09.2014 единоличный исполнительный орган путем назначения на должность генерального директора ЗАО Ш.А.С. и утвердить с генеральным директором трудовой договор.
Инспекция 03.10.2014 со ссылкой на подпункт "д" пункта 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
В обоснование отказа инспекция указала, что полученные 26.09.2014 вх. N 638 для государственной регистрации документы о внесении изменений о юридическом лице содержат недостоверную информацию в отношении заявителя - Ш.А.С. Согласно данным, представленным правоохранительными органами, органами прокуратуры и ЗАО, заявитель не является уполномоченным лицом.
В соответствии с пунктом 1.3 статьи 9 Закона о регистрации заявителем при государственной регистрации юридического лица может являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией).
Апелляционным судом установлено, что по делу N А41-43525/15 Арбитражным судом Московской области рассматривается исковое заявление открытого акционерного общества и ЗАО "В" к обществу о признании недействительным собрания и решения общего собрания акционеров ЗАО о смене единоличного исполнительного органа - генерального директора.
Заявление общества, адресованное инспекции, и правовая позиция общества по настоящему делу основаны на упомянутом протоколе внеочередного общего собрания акционеров ЗАО от 29.08.2014.
Принимая во внимание рассмотрение судом спора по другому делу о законности протокола внеочередного общего собрания акционеров ЗАО от 29.08.2014, предмет заявления по настоящему делу (включает требование об обязании инспекции внести сведения в ЕГРЮЛ на основании названного протокола) и отсутствие возражений против удовлетворения ходатайства общества, апелляционный суд определением от 12.10.2015 приостановил производство по апелляционным жалобам до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Московской области по делу N А41-43525/15 применительно к пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение по данному делу принято Арбитражным судом Московской области 04.04.2016. Данное решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу 04.05.2016.
В рамках дела N А41-43525/15 суд установил, что собрание акционеров ЗАО было организовано и проведено в соответствии с требованиями, предъявляемыми Законом об акционерных обществах и Уставом общества, а допущенные нарушения не являются существенными. Решения, принятые по оспариваемым пунктам, не повлекло причинения убытков истцам, как акционерам общества, а голосование данных акционеров не могло повлиять на результаты голосования.
Учитывая изложенное, следует признать, что у инспекции отсутствовали основания для вынесения решения об отказе внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица - ЗАО - по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
1.5. Приняв во внимание выводы, содержащиеся в филологическом заключении от 05.06.2015, согласно которому наименование "РОССЕТ" представляет собой сложносокращенное слово, образованное на основе, в частности, буквенного сочетания "РОС", являющегося сокращением имени прилагательного "РОССИЙСКИЙ" или имени существительного "РОССИЯ", и не допускает иного толкования, установив отсутствие в материалах дела разрешения на использование обществом в своем фирменном наименовании официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, суд апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о несоответствии наименования общества, указанного в документах, представленных для государственной регистрации, требованиям пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем регистрирующим органом правомерно отказано в государственной регистрации юридического лица.
По делу N А50-3928/2015 Общество "К. сеток" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к инспекции о признании незаконным решения от 09.12.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) необходимых для государственной регистрации документов, принятого регистрирующим органом; об обязании инспекции провести государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - государственный реестр), связанных с внесением изменений в учредительные документы общества.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.01.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 решение суда первой инстанции от 02.01.2016 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "К. сеток" просит постановление суда апелляционной инстанции от 25.03.2016 отменить, решение суда первой инстанции от 02.01.2016 оставить в силе.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на состоявшемся 25.11.2014 внеочередном общем собрании акционеров общества "К. сеток" принято решение об утверждении устава общества в новой редакции и смене наименования общества. Новое наименование общества: полное, на русском языке - Публичное акционерное общество "РОССЕТ", на английском языке - Public Joint Stock Company "ROSSET", сокращенное, на русском языке - ПАО "РОССЕТ", на английском языке - PJSC "ROSSET".
В связи с принятым решением общество "К. сеток" 02.12.2014 обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Инспекцией 09.12.2014 принято решение об отказе в государственной регистрации на основании подпунктов "а", "ж" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации, поскольку установлено несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона, которое выразилось в том, что полное наименование ПАО "РОССЕТ" представляет собой устойчивое сокращение от слов "Россия", "Российская Федерация" заявителем не представлены доказательства соблюдения установленного порядка получения разрешения на использование в своем фирменном наименовании официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, не уплачена государственная пошлина за использование в своем фирменном наименовании официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования.
Суд первой инстанции, основываясь на результатах экспертного исследования, проведенного в ходе рассмотрения дела, указывая на отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что наименование организации ПАО "РОССЕТ" является производным от слов "Россия", а также слов, производных от этого наименования, удовлетворил заявленные требования.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.
Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке (пункт 3 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац восьмой пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции верно указано на то, что порядок включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 N 52, согласно которому разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, выдается Министерством юстиции Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 58.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", под словами, производными от официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", по смыслу абзаца 8 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации следует понимать, в частности, слово "российский" (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово "русский" (и производные от него).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в данном случае полным наименованием общества, которое оно просило зарегистрировать, является Публичное акционерное общество "РОССЕТ", то есть в фирменном наименовании общества содержится сокращение "РОС", используемое в фирменных наименованиях организаций, разрешение на использование которого выдается в специально установленном порядке, представляет собой устойчивое общеизвестное буквенное сочетание, сокращенное от "Российский", "Россия", вызывающее стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах. При этом в данном наименовании содержится словосочетание "СЕТ", что, как полагает апелляционный суд, означает "сетка", "сетки", поскольку из материалов дела, а также пояснений представителей общества следует, что общество "К. сеток", в том числе осуществляет, в частности деятельность, связанную с изготовлением сеток для очистных машин, сетчатых ограждений. Слово "сеток" содержится в действующем наименовании юридического лица.
Из материалов дела усматривается, что представителям общества предложено пояснить, какую смысловую нагрузку они, в свою очередь, связывают с наименованием "РОССЕТ", возможно, привести аббревиатуру, первые буквы слов которой содержит данное наименование, однако представителями общества пояснения по данному вопросу не даны ввиду того, что им не известно значение данного наименования.
Изучив материалы данного дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, приняв во внимание выводы, содержащиеся в филологическом заключении от 05.06.2015, согласно которому наименование "РОССЕТ" представляет собой сложносокращенное слово, образованное на основе, в частности буквенного сочетания "РОС", являющегося сокращением имени прилагательного "РОССИЙСКИЙ" или имени существительного "РОССИЯ", и не допускает иного толкования, установив отсутствие в материалах дела разрешения на использование обществом в своем фирменном наименовании официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии наименования общества, указанного в документах, представленных для государственной регистрации, требованиям пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем регистрирующим органом правомерно отказано в государственной регистрации.
При этом апелляционный суд не принял во внимание заключение эксперта Негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования "И." Ч.Э.В. N 110-лэ/2015, поскольку содержащийся в заключении вывод о том, что у слова "РОССЕТ" и у слов, входящих в наименование общества "К. сеток", нет никакой смысловой связи, сделан без учета наличия в данном наименовании слова "сеток", первые три буквы которого в совокупности со словосочетанием "РОС" входят в слово "РОССЕТ"; смысловая связь в данном случае заключается в том, чтобы подчеркнуть путем соединения указанных словосочетаний, что предприятие занимается изготовлением российских сеток.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, слово "РОССЕТ" не имеет в русском языке полноценного значения (смысла), не опровергает вывода регистрирующего органа о том, что данное наименование создано путем соединения указанных словосочетаний, первое из которых является сокращением от слов "Российский", "Россия", второе - от слова "сетка". Экспертом допускается различное толкование наименования "РОССЕТ", наличие в котором слога "РОС" он считает не характеризующим данное слово как производное от слов "Россия", "Российский" и наименований таких организаций, как "Росстандарт", "Росреестр", "Ростелеком", наличие слога "РОС" в наименовании которых он считает придающим данным названиям общероссийский масштаб. Между тем слог "СЕТ", как было указано в филологическом заключении доктором филологических наук, заведующей кафедрой русского языка и стилистики ПГНИУ Б.Е.А., - начальный элемент слова "сетка". Буквенное сочетание "телеком" также является лишь начальным элементом слова - "телекоммуникация". Эксперт не приводит доводов о том, исходя из каких соображений наличие слога "РОС" в наименовании "Ростелеком" он считает придающим данному названию общероссийский масштаб, а наличие слога "РОС" в наименовании "РОССЕТ" следует понимать только как часть множества слов русского языка, не связанных по смыслу со словами "Россия", "Российский".
Суд округа считает, что данные выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и требованиям действующего законодательства.
1.6. Принятие участниками юридического лица решения о ликвидации является таким действием по распоряжению принадлежащим участникам имуществом в виде доли в обществе с ограниченной ответственностью, которое не только приведет к снижению стоимости такого имущества как доля в обществе, но и к прекращению его дальнейшего существования, в связи с чем, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд кассационной инстанции признал ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что регистрирующему органу не было запрещено осуществлять регистрационные действия, направленные на ликвидацию общества.
По делу N А40-108459/2015 Общество в лице ликвидатора обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения от 28.07.2014 Межрайонной инспекции об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей и решения Управления от 05.12.2014 N 12-34/123043, которым было отказано заявителю в удовлетворении его жалобы на решение регистрирующего органа.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
С постановлением суда апелляционной инстанции не согласились Межрайонная инспекция и Управление и обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просили постановление отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции было установлено, что оспариваемое заявителем решение регистрирующего органа, принятое 28.07.2014, об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества было принято на основании подпункта "м" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), согласно которому отказ в государственной регистрации допускается в случае, если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.
Судом апелляционной инстанции установлено, что конкретным основанием для отказа в государственной регистрации послужили аресты, наложенные судебными приставами-исполнителями на такое имущество обоих участников ликвидируемого общества как принадлежащие им доли в обществе, а именно: постановление от 23.09.2010 судебного пристава-исполнителя Щукинского ОСП УФССП по Москве Л.Д.Ю. по исполнительному производству N 77/34/50353/11/2010, в соответствии с которым был наложен арест на 50% доли, принадлежащей должнику М.С.Ю. в уставном капитале общества, и запрет по распоряжению долями в уставном капитале общества в размере 50%, а также постановление от 27.08.2012 судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Москве С.О.А. по исполнительному производству N 32831/12/11/77/15, в соответствии с которым наложен арест на долю должника С.А.В. в уставном капитале общества; запрещено должнику совершать действия, направленные на отчуждение, обременение любым способом указанного имущества, а также совершать любые действия, могущие повлечь переход права на указанное имущество от должника третьим лицам, а также могущие повлечь снижение стоимости указанного имущества и имущественных прав. Запрещено Межрайонной инспекции совершать любые регистрационные и иные действия в отношении указанного имущества и имущественных прав.
Полагая, что указанные запреты судебных приставов-исполнителей касаются регистрации сделок по отчуждению имущества и имущественных прав общества, перехода прав на указанное имущество от должников к третьим лицам, а также действий, могущих повлечь снижение стоимости имущества и имущественных прав, то есть не содержали запрета на ликвидацию общества, а регистрирующий орган должен соотносить наложенные запреты с испрашиваемыми заявителем регистрационными действиями, суд апелляционной инстанции признал оспариваемое решение регистрирующего органа незаконным.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает указанные выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении вышеуказанных норм Федерального закона N 129-ФЗ, а также сделанными без учета того, что на момент принятия регистрирующим органом оспоренного заявителем решения (28.07.2014) Федеральный закон N 129-ФЗ не наделял регистрирующий орган какими-либо полномочиями по правовой экспертизе поступающих в регистрирующий орган для совершения регистрационных действий документов, а поступление в регистрирующий орган запрета судебного пристава-исполнителя на совершение определенных регистрационных действий является основанием для отказа в государственной регистрации.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что по смыслу положений статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пунктам 1 и 2 которой юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей, при этом ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, принятие учредителями юридического лица (в данном случае участниками общества) решения о ликвидации является таким действием по распоряжению принадлежащим учредителям имуществом в виде доли в обществе, которое не только приведет к снижению стоимости такого имущества как доля в обществе, но и к прекращению его дальнейшего существования, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о том, что регистрирующему органу не было запрещено осуществлять регистрационные действия, направленные на ликвидацию общества, является ошибочным, сделанным при неправильном применении вышеуказанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка суда апелляционной инстанции на поступившее в адрес ликвидатора общества письмо судебного пристава-исполнителя от 20.05.2015 об окончании сводного исполнительного производства в отношении одного из участников общества С.А.В. не может быть признана судебной коллегией суда кассационной инстанции состоятельной, поскольку в материалы дела не представлено каких-либо доказательств о наличии таких сведений у регистрирующего органа на момент принятия оспариваемого решения от 28.07.2014. Информация об окончании исполнительного производства в отношении второго участника общества в материалах дела отсутствует.
Доводы общества об отсутствии экономической целесообразности в сохранении деятельности общества, так как у него не имеется какого-либо имущества и не заявлено в ходе ликвидации требований кредиторов, также не могут быть признаны состоятельными в целях признания незаконным решения регистрирующего органа от 28.07.2014, поскольку, как указывалось выше, регистрирующий орган не был наделен правом осуществления правовой экспертизы поступивших на регистрацию документов.
Кроме того, указанные доводы фактически свидетельствуют о несогласии общества с сохранением наложенных судебными приставами-исполнителями арестов, однако сведений об оспаривании обществом или его участниками наложенных еще в 2010 и 2012 годах арестов и их отмене в материалы дела представлено не было.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает обоснованными доводы кассационных жалоб об отсутствии нарушения действующего законодательства регистрирующим органом при принятии решения от 28.07.2014 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией.
1.7. Оценив обстоятельства, касающиеся пропуска процессуального срока на обжалование решения об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, суды пришли к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска соответствующего срока. При этом суды отметили, что довод заявителя об отсутствии юридического образования не свидетельствует об уважительности пропуска процессуального срока на обжалование.
По делу N А32-42173/2015 индивидуальный предприниматель П.Н.С. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к инспекции о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, взыскании 8 000 руб. 00 коп. - уплаченных штрафов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2016 производство по делу в части требования о взыскании 8000 руб. прекращено в связи с отказом предпринимателя от данного требования и в удовлетворении заявления о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации отказано ввиду отсутствия уважительных причин пропуска процессуального срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления о признании незаконным решения инспекции.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 08.04.2011 предприниматель направила в налоговую инспекцию документы для осуществления государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно описи вложения в ценное письмо были предоставлены следующие документы: заявление по форме N Р26001, сведения о видах экономической деятельности, квитанция об уплате государственной пошлины, расписка в получении документов.
Рассмотрев заявление предпринимателя, инспекция приняла решение об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов (форма N Р60001) от 19.04.2011 и направила его с сопроводительным письмом предпринимателю 19.04.2011 (исх. от 19.04.2011 N 05-20/01767).
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Следовательно, считая решение налоговой инспекции от 19.04.2011 незаконным, предприниматель вправе был в трехмесячный срок со дня получения такого решения обратиться в суд об его оспаривании.
Предприниматель обратился в суд 18.11.2015, то есть со значительным пропуском установленного процессуального срока.
Восстановление процессуального срока осуществляется в соответствии со статьей 117 АПК РФ, согласно которой процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, а восстановление пропущенного срока производится судом при условии признания причин их пропуска уважительными.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
С учетом изложенного, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок начинает течь с момента, когда лицу стало известно о нарушении своих прав.
В случае пропуска данного срока предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о его восстановлении. Арбитражный суд по результатам рассмотрения данного заявления вправе принять одно из следующих решений: об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, на что указывается в соответствующих судебных актах.
Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки по правилам статей 65 и 71 АПК РФ принадлежит суду.
Предпринимателем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока предприниматель сослалась на то, что в связи с отсутствием у нее юридического образования ей не было известно, что такое заявление должно быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Оценивая данные доводы предпринимателя, суд первой инстанции обоснованно признал, что они не могут быть признаны уважительными.
Кроме того, действуя разумно и добросовестно, предприниматель имел возможность, начиная с 2011 года, получить информацию о результатах рассмотрения регистрирующим органом поданного заявления. Предприниматель не обосновал невозможность обращения за получением информации в установленном законом порядке.
Следует также отметить, что статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными данной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 1 статьи 1 указанного Кодекса необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
При этом выбор конкретного способа защиты своих нарушенных прав и законных интересов принадлежит заявителю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Предпринимательской деятельностью в силу статьи 2 ГК РФ признается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В связи с этим, как верно указал суд первой инстанции, довод предпринимателя об отсутствии юридического образования также не свидетельствует об уважительности пропуска процессуального срока на обжалование.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии уважительных причин пропуска процессуального срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.
Процессуальные сроки, установленные АПК РФ, являются гарантией соблюдения прав лиц, участвующих в деле. Безмотивное восстановление процессуального срока не соответствует части третьей статьи 41 АПК РФ и нарушает принцип равноправия участников процесса, предусмотренный статьей 8 АПК РФ.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В связи с этим, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом, также подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, предприниматель в Управление с заявлением об оспаривании решения инспекции от 19.04.2011 обратилась первоначально 13.03.2014, то есть спустя почти 3 года.
Согласно ответу Управления от 18.04.2014, решение инспекции от 19.04.2011 признано неправомерным, предпринимателю разъяснен порядок обжалования в суд.
Однако, предприниматель не воспользовалась данным правом.
Согласно материалам дела, вместо обжалования решения в суд предприниматель повторно 02.03.2015 обратилась в Управление с заявлением, аналогичным заявлению от 13.03.2014.
В ответе Управления ФНС по Краснодарскому краю от 23.04.2015 указано, что жалоба на решение об отказе инспекции от 19.04.2011 подана с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 25.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем данная жалоба не подлежит рассмотрению. Кроме того, управление в ответе указало, что аналогичное заявление предпринимателя от 13.03.2014 было рассмотрено управлением 18.04.2014.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела.
Апелляционный суд полагает, что отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции об отсутствии уважительных причин пропуска срока обжалования, поскольку предприниматель должна была в течение трех месяцев с даты рассмотрения жалобы Управлением от 13.03.2014 (ответ от 18.04.2015) обратиться в суд с обжалованием отказа инспекции.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратилась в суд только 18.11.2015, то есть со значительным пропуском срока обжалования решения инспекции.
Иных обстоятельств, свидетельствующих об обратном, апелляционным судом не установлено.
В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемой части судебного акта, поскольку оснований для удовлетворения требований предпринимателя с учетом изложенных обстоятельств не имеется.
1.8. Руководствуясь положениями пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 25.1 и 25.2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принимая во внимание, что вышестоящим регистрирующим органом было принято решение об оставлении жалобы физического лица без удовлетворения, а за судебной защитой обратилось иное лицо - заявитель, суды пришли к выводу, что заявителем досудебный порядок урегулирования спора не соблюден.
По делу N А40-178222/2015 К.О.С. обратилась в Арбитражный суд города Москвы к Межрайонной инспекции, Управлению с требованиями о признании недействительными решений N 112261А от 9 апреля 2015 года, N 12-34/075554 от 28 июля 2015 года, обязании зарегистрировать право перехода доли уставного капитала Общества от продавца С.Е.Б. к покупателю К.О.С.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 9 февраля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2016 года, заявление К.О.С. оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Не согласившись с принятыми судебными актами, К.О.С. обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой заявитель указывал на неправильное применение судами норм процессуального права, в связи с чем просил отменить оспариваемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 2 апреля 2015 года в Межрайонную инспекцию было представлено заявление С.Е.Б. по форме N Р14001 о государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в отношении отчуждения доли в уставном капитале Общества в пользу нового участника К.О.С.
9 апреля 2015 года по результатам рассмотрения вышеуказанных документов Межрайонной инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации.
8 июля 2015 года в Управление поступила жалоба С.Е.Ю. на решение Межрайонной инспекции об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества.
28 июля 2015 года УФНС по г. Москве по результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы было принято решение N 12-34/075554 об оставлении жалобы С.Е.Б. без удовлетворения.
С заявлением об обжаловании решения N 112261А от 9 апреля 2015 года, N 12-34/075554 от 28 июля 2015 года в судебном порядке обратилась К.О.С.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 25.1 и 25.2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принимая во внимание, что 28 июля 2015 года Управлением было принято решение об оставлении жалобы С.Е.Б. без удовлетворения, а за судебной защитой обратилось иное лицо - К.О.С., пришли к выводу, что К.О.С. досудебный порядок урегулирования спора не соблюден.
Как усматривается из материалов дела, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением 8 сентября 2015 года, что подтверждается отчетом с сайта "Мой арбитр" (информация о документе дела).
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.
Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации установлен главой VIII.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 25.2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ (в действующей редакции, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с 22 августа 2014 года решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов о наличии оснований в данном случае для оставления заявления К.О.С., поступившего в суд 21 сентября 2015 года, без рассмотрения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей