2.1. Требования охраны труда при подготовке, отправлении и следовании восстановительного поезда к месту проведения аварийно-восстановительных работ

2.1. Требования охраны труда при подготовке, отправлении и следовании восстановительного поезда к месту проведения аварийно-восстановительных работ.

2.1.1. В соответствие с требованиями Инструктивных указаний по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "РЖД" отправление восстановительного поезда на перегон, закрытый для движения поездов, осуществляется установленным порядком по схеме, заявленной начальником поезда.

2.1.2. До отправления восстановительного поезда со станции дислокации начальник восстановительного поезда или его заместитель должен получить устный доклад от:

мастеров восстановительного поезда о том, что оборудование и агрегаты находятся в исправном состоянии и не угрожают безопасному следованию восстановительного поезда, а работники размещены в спецвагонах для перевозки крановых бригад и дополнительной рабочей силы;

дежурного по восстановительному поезду о том, что коммуникации наружного освещения и телефонной связи отсоединены;

машиниста грузоподъемного крана (если кран следует с поездом) и водителей тяговой техники (тягача, бульдозера, трактора) о том, что кран и тяговая техника осмотрены, приведены в транспортное положение в соответствии с требованиями действующих инструкций и готовы к следованию в составе восстановительного поезда;

старшего медицинской аварийной бригады о том, что состав бригады размещен в санитарно-штабном вагоне (вагоне-столовой с санитарным купе) восстановительного поезда и приступил к подготовке к работе.

2.1.3. После получения докладов о готовности восстановительного поезда, убедившись, что все работники одеты в спецодежду, спецобувь и находятся в вагонах, начальник восстановительного поезда докладывает по имеющимся разрешенным средствам связи дежурному по железнодорожной станции (далее - дежурный по станции) о готовности на отправление поезда, наличии в поезде негабаритной техники (при условии ее наличия) и вагонов с указанием степени негабаритности.

2.1.4. В пути следования начальник восстановительного поезда обязан ознакомить руководителей групп аварийно-восстановительных работ (заместителя начальника восстановительного поезда, мастеров) с предполагаемым планом проведения работ. Руководители групп, получив информацию о характере предстоящих работ, или начальник восстановительного поезда должны провести работникам целевой инструктаж по охране труда с учетом информации о наличии поврежденных вагонов с опасными грузами и требований аварийных карточек.

2.1.5. В пути следования по мере поступления по поездной радиосвязи от поездного диспетчера дополнительной информации о характере схода, количестве сошедших с рельс вагонов и степени их повреждения, наличии вагонов с опасными грузами и номерах аварийных карточек, числе пострадавших, характере местности, погодных условиях начальник восстановительного поезда должен доводить ее до сведения руководителей групп с целью корректировки оперативного плана ведения аварийно-восстановительных работ и уточнять порядок действий и подготовки личного состава поезда к работам по ликвидации последствий нарушения безопасности движения в кратчайший срок.

2.1.6. При перевозке работников восстановительного поезда к месту аварийно-восстановительных работ и обратно на автомобилях и тягачах начальник восстановительного поезда для соблюдения порядка при движении должен назначить старшего группы (мастера или наиболее опытного работника). Если перевозка работников осуществляется несколькими автомобилями (тягачами), должен быть назначен старший по перевозке всех работников, которому обязаны подчиняться не только работники, но и водители автомобилей (тягачей).

2.1.7. В пути следования восстановительного поезда запрещается:

находиться на подножках, переходах между вагонами, на открытом подвижном составе, а также в кабинах грузоподъемных кранов, автомобилей и тяговой техники;

курить и пользоваться открытым огнем.

2.1.8. Местонахождение старшего группы на тягаче или автомобиле - первое сидение по ходу движения машины с удобной для обозрения стороны.

В обязанности старшего группы входит:

контроль за безопасной посадкой, перевозкой и высадкой работников;

проверка (до начала следования к месту работы) надежности крепления погруженных на автомобиль (тягач) тяговых тросов, инструментов и приспособлений, предназначенных для использования при восстановительных работах.

При необходимости, старшему группы разрешается изменять установленную скорость движения автотранспортного средства.

2.1.9. Перевозку работников восстановительного поезда к месту проведения работ и обратно на автомобилях и тягачах разрешается производить при соблюдении следующих условий:

автомобили и тягачи должны быть оборудованы специальными ограждениями и сидениями со спинками, исключающие возможность падения человека из машины;

количество перевозимых работников должно соответствовать числу посадочных мест автомобиля (тягача);

проезд автомобилей и тягачей под проводами должен производиться в местах наименьшего их провисания - вблизи опор;

скорость движения тягача с работниками должна быть не более:

25 км/час. по ровному участку дороги при хорошей видимости;

10 км/час. по снегу глубиной 0,4 метра, а также в ночное время суток, при тумане, дожде, сильном снегопаде, температуре наружного воздуха ниже минус 20 °C;

6 - 7 км/час. по неровной дороге (выбоины, промоины, крутые уклоны), при езде в высоком кустарнике, среди деревьев, проезде через железнодорожный переезд, под низко подвешенными проводами воздушных линий.

2.1.10. Посадка и высадка работников должна производиться только после остановки автомобиля (тягача) по лестничным сходам, оборудованным поручнями.

2.1.11. Запрещается работникам при движении автомобиля (тягача) стоять, вставать с места и пересаживаться с одного места на другое.

2.1.12. Водители автомобиля и тягача должны выполнять команды старшего группы.

2.1.13. Сигнал "СТОЙ" подлежит немедленному исполнению независимо от того, кто подает этот сигнал.

2.1.14. Запрещается работникам восстановительного поезда выходить из вагона (сходить с автомобиля, тягача) без команды начальника восстановительного поезда или его заместителей (старшего группы).

2.1.15. В ночное время место выхода из вагона (схода с автомобиля, тягача) должно быть освещено.

2.1.16. При отправлении грузоподъемного крана на железнодорожном ходу с отдельным локомотивом вагонного типа машинист крана и его помощник должны находиться в задней кабине локомотива и наблюдать за краном. При отправлении грузоподъемного крана на железнодорожном ходу с отдельным локомотивом капотного типа проезд в рабочей кабине локомотива следует осуществлять в соответствии с требованиями ПТЭ.

2.1.17. В пути следования грузоподъемного крана на железнодорожном ходу любой из сопровождающих его работников обязан при обнаружении ситуации, угрожающей безопасности движения, незамедлительно принять меры к остановке поезда путем подачи сигнала машинисту локомотива имеющимися средствами связи или соответствующими сигнальными принадлежностями.

2.1.18. При перевозке автомашин и тяговой техники, размещенной на платформах или в вагонах-гаражах, они должны быть надежно закреплены от продольного и поперечного перемещения с выключенным зажиганием, включенной первой передачей и затянутым ручным тормозом.

2.1.19. Перед подъемом и опусканием трапов с железнодорожных платформ, предназначенных для перевозки тяговой техники и автомобилей, руководитель должен убедиться в том, что работники находятся на безопасном расстоянии (не менее 5 метров) от торцового бруса платформы (вагона-гаража).

Перед заездом и выездом с платформы (вагона-гаража) тяговой техники руководитель должен убедиться в закреплении платформы (вагона-гаража) тормозными башмаками и надежной работе блокирующих устройств ворот и трапов.

2.1.20. Заезд и выезд с платформы (вагона-гаража) тяговой техники, автомашины разрешается только под непосредственным руководством начальника восстановительного поезда, его заместителя или мастера.

Водитель тяговой техники (водитель автомобиля) при движении через ворота вагона-гаража должен принимать меры по безопасному спуску с соблюдением требований действующих инструкций.

2.1.21. Перед началом движения машинист тяговой техники должен убедиться, что под колесами (гусеницами) отсутствуют посторонние предметы, все подъемные средства надежно закреплены от падения, работники находятся вне зоны движения и дать предупредительный звуковой сигнал.

В зимнее время колеса (гусеницы) тяговой техники должны быть предварительно очищены от льда и снега.

2.1.22. При заезде и выезде из вагона-гаража тяговой техники и автомашин соседние пути должны ограждаться с обеих сторон в соответствии с требованиями, изложенными в приложении N 7 к ПТЭ.

Заезд и выезд тяговой техники и автомобилей из вагона-гаража на станционных путях должен производиться только после получения разрешения дежурного по станции по имеющимся разрешенным средствам связи.

2.1.23. При перевозке тяговой техники на открытом подвижном составе двери и окна кабин тракторов, бульдозеров, а также верхние люки тягачей должны быть закрыты. При этом, нахождение сопровождающих работников в кабине тяговой техники и на подвижном составе во время движения запрещается.

2.1.24. Переезд автомашин и тяговой техники через пути должен осуществляться в специально отведенных местах (оборудованный переезд, настил). Перед переездом пути водитель автомашины или машинист тяговой техники должен убедиться в отсутствии приближающегося к месту переезда железнодорожного подвижного состава. Оставлять автомашины и тяговую технику на железнодорожных путях запрещается.

2.1.25. Тяжелое оборудование, после выгрузки с транспортных средств, доставляется к месту производства работ с помощью тяговой техники, оборудованной специальными ограждениями от возможного падения перемещаемого груза, или на специальных носилках, тележках или санках.