2.2. Общие требования охраны труда при проведении аварийно-восстановительных работ

2.2. Общие требования охраны труда при проведении аварийно-восстановительных работ.

2.2.1. Работники восстановительного поезда по прибытию на место происшествия обязаны действовать в соответствии с оперативным планом ведения аварийно-восстановительных работ, с соблюдением всех требований охраны труда.

2.2.2. До начала выполнения восстановительных работ по ликвидации аварийной ситуации начальник восстановительного поезда (заместитель начальника восстановительного поезда, мастер) должен провести работникам восстановительного поезда, участвующим в ликвидации аварийной ситуации, целевой инструктаж по охране труда, пройти и проверить маршрут движения тяговой техники на наличие коммуникаций и прочих препятствий.

2.2.3. Согласно требований Инструктивных указаний по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "Российские железные дороги" начальник восстановительного поезда отвечает за выполнение оперативного плана восстановления движения в части подъема (уборки) сошедшего с рельсов подвижного состава.

Запрещается приводить в движение грузоподъемные краны и тяговую технику без команды начальника восстановительного поезда или лица, его замещающего (далее - руководитель работ).

2.2.4. Работники восстановительного поезда обязаны выполнять только ту работу, которая им поручена начальником восстановительного поезда и входит в их должностные обязанности. Во время выполнения работ они должны внимательно слушать сигналы, предупреждающие об опасности, начале движения транспортных средств, следить за движением тяговой и грузоподъемной техники и не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

2.2.5. Осмотр места аварии следует производить с соблюдением мер личной безопасности, используя соответствующие СИЗ.

2.2.6. Подвижной состав, не сошедший с рельс, должен быть закреплен.

2.2.7. Мастера восстановительного поезда перед началом работ должны ознакомить работников восстановительного поезда с конкретным планом проведения работ по подъему и уборке с железнодорожных путей подвижного состава и грузов.

2.2.8. Обнаруженные при осмотре места аварии любые провисающие, оборванные и лежащие на земле, балластной призме, шпалах, подвижном составе или повисшие на деревьях провода следует считать находящимися под напряжением и представляющими опасность для жизни людей.

Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленной конструкции. При обнаружении оборванного провода контактной сети или ВЛ следует принять меры к ограждению опасного места и сообщить, используя любой вид связи, в район контактной сети или энергодиспетчеру.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение, следует выходить из опасной зоны небольшими (не более 0,1 метра) шагами, передвигая ступни ног по земле, не отрывая одну от другой.

Запрещается касаться опор контактной сети в случае обнаружения обрыва контактного провода.

При касании подвижного состава оборванным контактным проводом, находящимся под напряжением, запрещается до снятия напряжения с контактной сети прикасаться к частям подвижного состава.

2.2.9. Аварийно-восстановительные работы должны проводиться при снятом напряжении и заземлении контактной сети (ВЛ) на весь период работ, наличии письменного разрешения на производство работ и проведении устного инструктажа работникам восстановительного поезда представителем дистанции электроснабжения (организации, эксплуатирующей ВЛ). Порядок обеспечения электробезопасности при восстановительных работах на электрифицированных железнодорожных путях и в зоне ВЛ установлен в Правилах электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи.

2.2.10. Установка и работа кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) на расстоянии менее 30 метров от крайнего провода ВЛ или воздушной электрической сети напряжением более 50 В осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.

При производстве работ в охранной зоне ВЛ или в пределах разрывов наряд-допуск выдается только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

Порядок работы кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) вблизи ВЛ, выполненной гибким изолированным кабелем, определяется владельцем линии.

Время действия наряда-допуска определяется организацией, его выдавшей.

Наряд-допуск выдается машинисту крана перед началом работы. Сведения о выданных нарядах-допусках должны быть занесены в журнал выдачи нарядов-допусков.

Работа кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) вблизи ВЛ должна производиться под непосредственным руководством ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, который должен указать машинисту крана место установки ПС, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и сделать запись в вахтенном журнале ПС о разрешении работы.

2.2.11. Работа тяговой техники под проводами ВЛ допускается только в присутствии ответственного работника дистанции электроснабжения и при условии, что расстояние между самой верхней точкой машины и нижним проводом не менее 2 метров.

2.2.12. Место производства работ при ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава должно быть ограждено, а в ночное время освещено.

2.2.13. Команды машинисту тяговой и грузоподъемной техники подаются руководителем работ или сигналистом с помощью знаковой сигнализации (приложение N 2 к настоящим Правилам) или по радиосвязи. При этом машинист тяговой и грузоподъемной техники для обеспечения двусторонней радиосвязи должен работать в шлемофоне или с гарнитурой радиостанции.

Подача всех сигналов, за исключением сигнала остановки, производится только руководителем работ или сигналистом. Машинист обязан повторять подаваемые команды звуковым сигналом машины.

В случае потери связи с руководителем работ или сигналистом во время движения, машинист тяговой техники или ПС обязан остановить машину.

2.2.14. Перемещение грузов, затрудняющих обзор, должно производиться с участием сигналиста, подающего необходимые сигналы машинисту тяговой техники или ПС и предупреждающего других работников об опасности.

2.2.15. При работе с тяговой или грузоподъемной техникой стропальщик обязан знать установленный порядок обмена сигналами с машинистом тяговой техники и ПС и выполнять их.

2.2.16. При выполнении работ по подъему и перемещению тяжестей вручную допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза не должна превышать величин, указанных в Приложении N 3 к настоящим Правилам.

2.2.17. Машинисты (тракторист, бульдозерист, водитель) тяговой техники и ПС перед приведением их в движение, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда возникает опасность травмирования работников, обязаны подавать предупредительный звуковой сигнал.

2.2.18. Во время движения тяговой техники или ПС запрещается переходить или перебегать перед ними дорогу.

2.2.19. В случае нахождения работников на пути движения тяговой техники или ПС при приближении на расстояние не ближе 5 метров машинист должен подать звуковой сигнал. Если работники не сходят с дороги машинист обязан остановить машину.

2.2.20. При сбрасывании с пути тележек или деталей подвижного состава работники должны находиться в безопасном месте.

2.2.21. Во время переноски троса работники должны использовать рукавицы (перчатки) и находиться с одной стороны (с целью исключения травм при укладке троса на землю).

2.2.22. При уборке подвижного состава и грузов с пути предварительное натяжение троса тяговой машиной и последующее ее плавное движение должно производиться по сигналу руководителя работ и при условии отсутствия в опасной зоне работников и препятствий для движения машины и убираемого подвижного состава (груза).

2.2.23. Работник восстановительного поезда, обнаруживший во время подъема или перемещения груза неисправность грузоподъемной или тяговой машины, съемных грузозахватных приспособлений или железнодорожного пути, обязан подать сигнал остановки машинисту крана (машинисту тяговой машины) и сообщить о неисправности машинисту и работнику, ответственному за безопасное производство работ.

2.2.24. При перекатывании колесных пар по рельсам вручную работникам запрещается находиться впереди движущейся колесной пары.

2.2.25. Запрещается находиться рядом с работающей тяговой техникой, так как при натяжении троса машину может развернуть.

Во избежание травм от оборвавшегося троса или других предметов (рельсы, шпалы, разрушенные части подвижного состава, детали контактной сети, груза) работники, участвующие в восстановлении движения, обязаны после прицепки тягового троса к тяговой технике отойти от троса на расстояние, превышающее его рабочую длину на 5 метров.

2.2.26. Освобождение пути от подвижного состава после пожара должно производиться только после получения разрешения от ответственного работника подразделения МЧС России или ФГП ВО ЖДТ России. При этом необходимо проявлять бдительность, не забывать о том, что:

цистерны с несгоревшими остатками горючей жидкости или газовой смеси могут вызвать повторный пожар или взрыв;

цистерна, издающая гудение или характерный при нагреве шум, опасна. Такая цистерна подлежит уборке только после полного ее охлаждения;

в остывших рельсах возникает внутреннее напряжение, способствующее самопроизвольному излому и резкому удару (выбросу в сторону).

2.2.27. При уборке с пути аварийного подвижного состава или груза необходимо следить за малейшим перемещением рельсов, насыпного грунта, под которым возможно нахождение разрушенных частей пути или других длинномерных предметов, тянущихся за сбрасываемым подвижным составом. Работник, заметив угрожающую ситуацию, обязан немедленно подать сигнал об опасности.

2.2.28. Груз, примерзший к земле или засыпанный снегом, необходимо предварительно освободить от снега и примерзания, и лишь затем поднимать.