2.3. Требования охраны труда при проведении аварийно-восстановительных работ с опасными грузами

2.3. Требования охраны труда при проведении аварийно-восстановительных работ с опасными грузами.

2.3.1. В соответствие с требованиями Регламента по действиям при возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями на инфраструктуре ОАО "РЖД" оперативное руководство локализацией аварийной ситуации с опасными грузами осуществляют:

на месте производства аварийно-восстановительных работ - оперативный штаб по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации под председательством заместителя начальника железной дороги по территориальному управлению на основании соответствующего положения об оперативном штабе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в управлении железной дороги - региональная комиссия управления железной дороги по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - региональная комиссия) под председательством первого заместителя начальника железной дороги на основании соответствующего положения о региональной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.3.2. В соответствие с требованиями Инструктивных указаний по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "РЖД" запрещается приступать к ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами до получения полной информации о способах и средствах устранения опасности.

2.3.3. До начала выполнения восстановительных работ по ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами начальник восстановительного поезда должен провести работникам восстановительного поезда, участвующим в ликвидации аварийной ситуации, целевой инструктаж по охране труда и мерам безопасности с записью в Журнале регистрации инструктажа по охране труда.

2.3.4. При наличии поврежденных и сошедших с рельсов вагонов с легковоспламеняющимися грузами, грозящими взрывом или пожаром, аварийно-восстановительные работы должны производиться после получения начальником восстановительного поезда письменного разрешения на производство этих работ произвольной формы за подписью начальника (заместителя начальника) пожарного поезда с указанием в нем даты, точного времени, места и вида работ, а также условий, при которых разрешена работа.

Письменное разрешение должно дополнительно заверяться подписью ответственного руководителя работ.

Производство работ должно осуществляться под контролем работников пожарной охраны, указания которых обязательны для исполнения всеми участниками, занятыми на ликвидации последствий происшествия.

В необходимых случаях заместитель начальника железной дороги по территориальному управлению обязан организовать прибытие на место происшествия специалистов газоспасательных, горноспасательных и других аварийных служб региона.

2.3.5. Действия работников восстановительного поезда по ликвидации последствий аварийной ситуации с опасными грузами должны проводиться с учетом свойств грузов (пожаро-, взрывобезопасность, токсичность, окисляющее воздействие и др.), соблюдением мер безопасности, предусмотренных Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, Инструктивными указаниями по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "Российские железные дороги", а также в порядке, изложенном в аварийных карточках на опасные грузы.

2.3.6. Личный состав восстановительного поезда и другие работники железной дороги, привлекаемые к ликвидации последствий аварийной ситуации с опасными грузами, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты и обучены правилам пользования ими.

2.3.7. При подъеме подвижного состава грузоподъемными кранами, места соприкосновения троса с металлическими частями кузова должны иметь медные или деревянные прокладки.

2.3.8. В случае течи или просыпания опасного груза, который по аварийной карточке может вызвать воспламенение или взрыв, запрещается подавать к месту работы локомотивы, тягачи, крановую технику, электростанции и осветительные устройства до устранения течи и нейтрализации опасного груза.

2.3.9. При сходе с рельсов цистерн с опасным грузом без повреждения котла разрешается установка их на рельсы с использованием накаточного оборудования, а также грузоподъемных кранов со строповкой стальными тросами за раму цистерны в районе шкворневых балок, не допуская при этом повреждения котла цистерны и разлива опасного груза.

Запрещается проведение этих операций с цистернами и другим подвижным составом, имеющими течь или развал опасного груза, до полного освобождения их от груза и последующей дегазации местности.

2.3.10. При аварийных ситуациях с цистернами (криогенными резервуарами) со сжиженным газом, легковоспламеняющимися или едкими жидкостями, сопровождаемыми проводниками грузоотправителя или грузополучателя, а также при сходе с рельсов газотепловоза или газотурбовоза должен соблюдаться следующий порядок действия:

начальник восстановительного поезда по прибытии на место работ обязан получить информацию от старшего бригады сопровождения (машиниста газотепловоза или газотурбовоза) о состоянии цистерн (криогенных резервуаров), принятых им мерах по устранению опасности, возможных способах выполнения восстановительных работ или тушения пожара, а также о мерах безопасности, которые должны соблюдаться при выполнении этих работ;

границу проведения восстановительных работ в зависимости от степени повреждения цистерн, направления и силы ветра и других факторов устанавливает старший бригады сопровождения. Внутри границ опасной зоны восстановительные работы могут производиться с разрешения старшего бригады и под его наблюдением лишь после устранения течи и полного испарения или нейтрализации продукта;

в случае, если на месте аварийной ситуации по каким-либо обстоятельствам никого из бригады сопровождения не оказалось, руководитель территориального управления железной дороги обязан немедленно по телеграфу или телефону сообщить о случившемся грузоотправителю или грузополучателю для прибытия их к месту происшествия в кратчайший срок;

в случае, если цистерна не получила повреждений и нет течи опасного груза, работы, связанные с открытием движения поездов, производятся под руководством заместителя начальника железной дороги по территориальному управлению;

если цистерна получила повреждение, в результате чего происходит течь груза или возник пожар, восстановительные работы могут выполняться на расстоянии не ближе 200 м (радиус опасной зоны) от места расположения такой цистерны с использованием средств индивидуальной защиты.

2.3.11. На период проведения аварийно-восстановительных работ с опасными грузами должно быть организовано круглосуточное дежурство медперсонала и при необходимости развернут стационарный эвакопункт.

2.3.12. Подвижной состав и технические средства, используемые при ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами, а также техника, подлежащая ремонту, по окончанию работ должны быть подвергнуты обмывке, а при необходимости и обеззараживанию.