3.2. Требования, предъявляемые к производственным помещениям и рабочим местам

3.2. Требования, предъявляемые к производственным помещениям и рабочим местам.

3.2.1. Помещения восстановительного поезда должны соответствовать требованиям Санитарных правил для формирования железнодорожного транспорта специального назначения СП 2.5.1335.

3.2.2. Все здания, сооружения и помещения восстановительного поезда должны содержаться в исправном техническом состоянии и чистоте. Для каждого участка должен быть установлен порядок уборки помещений, а также очистки от пыли и загрязнений стен, оконных проемов, светильников.

3.2.3. В зимнее время крыши и карнизы зданий необходимо своевременно очищать от снега и наледи.

3.2.4. Микроклимат производственных помещений должен соответствовать требованиям СанПиН 2.2.4.548.

3.2.5. Производственные, вспомогательные и складские помещения должны быть оборудованы отоплением, вентиляцией и кондиционированием воздуха в соответствие с требованиями СП 60.13330, ГОСТ 12.4.021, СП 2.5.1335.

Вентиляционные устройства должны обеспечивать состояние воздушной среды на рабочих местах с концентрацией вредных веществ, не превышающей предельно допустимые уровни.

Подача приточного воздуха к рабочим местам должна производиться из незагрязненных зон.

3.2.6. Отопление в производственных помещениях восстановительного поезда должно соответствовать назначению отапливаемых помещений и категории производственных помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

При централизованном отоплении должна быть обеспечена возможность регулирования степени нагрева помещений, а также возможность независимого включения отопительных секций.

Системы отопления должны обеспечивать равномерное нагревание воздуха помещений. Отопительные приборы должны быть легкодоступны для очистки и ремонта, иметь гладкую окрашенную поверхность.

Отопительные приборы в производственных помещениях с постоянными рабочими местами следует размещать под световыми проемами (окнами) для защиты работающих от холодных потоков воздуха.

3.2.7. Ворота, входные двери и другие проемы в капитальных стенах в холодное время года должны быть утеплены.

3.2.8. Ворота в стойловой части помещения для стоянки железнодорожного подвижного состава (в том числе кранов на ж.д. ходу) и гаража автотранспорта должны плотно закрываться. Открытие (поднятие) и закрытие (опускание) ворот должно быть механизировано, с фиксацией их в открытом и закрытом положениях. Управление воротами должно быть местным. При дистанционном и автоматическом открывании ворот должна быть обеспечена также возможность открывания их во всех случаях вручную.

3.2.9. Смотровые канавы должны иметь гладкие, легко моющиеся стены, а напольная часть канав - уклоны и сточные желоба к сборным колодцам.

При необходимости смотровые канавы должны быть оборудованы переходными мостиками шириной не менее 0,6 метра.

3.2.10. В производственных и вспомогательных помещениях восстановительного поезда, независимо от наличия вредных и опасных веществ в воздухе рабочей зоны и имеющихся вентиляционных устройств, должны быть предусмотрены в окнах открывающиеся фрамуги и другие открывающиеся устройства площадью не менее 20% общей площади световых проемов. Расположение окон должно обеспечивать хорошую видимость зоны работы.

3.2.11. Рамы, окна, форточки, фрамуги, двери и тамбуры к ним должны быть оборудованы ветровыми крючками и находиться в исправном состоянии.

3.2.12. Оконные проемы зданий, расположенных в северной строительно-климатической зоне, должны иметь двойные рамы. Устройство внутренних рам должно позволять производить протирку внутренних поверхностей стекол.

3.2.13. Для защиты рабочих мест от прямых и отраженных солнечных лучей должны применяться солнцезащитные устройства типа жалюзи, изменяющие распределение световых потоков, или затемняющего типа (козырьки, экраны, ставни, карнизы, шторы).

3.2.14. Стекла оконных проемов зданий должны систематически очищаться от пыли и грязи, но не реже двух раз в год.

3.2.15. Общее искусственное освещение производственных помещений должно быть равномерным.

3.2.16. Устройство и эксплуатация осветительных установок производственных помещений должны соответствовать ПУЭ, ПТЭЭП и ОСТ 32.120.

3.2.17. Выбор светильников должен производиться в соответствии с требованиями ПУЭ (в зависимости от категории помещения по степени опасности поражения электротоком и класса защиты светильников).

3.2.18. Светильники должны очищаться по мере загрязнения и заменяться при выходе из строя. Очистка светильников в производственных помещениях должна производиться в зависимости от состояния воздушной среды и эксплуатационной группы светильников.

3.2.19. Вышедшие из строя газоразрядные лампы должны собираться, упаковываться и храниться до их вывоза на утилизацию в специальном помещении.

3.2.20. В соответствии с требованиями ПУЭ в помещениях восстановительного поезда должно быть предусмотрено аварийное освещение.

3.2.21. При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на открытых площадках восстановительного поезда должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и ПУЭ.

3.2.22. Для всех производственных помещений в соответствии с требованиями НПБ 105 и СП 56.13330 должны быть определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ГОСТ 27990, а не ГОСТ 27990А.

3.2.23. Здания и помещения восстановительного поезда должны быть оборудованы установками пожарной сигнализации в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, НПБ 110 и ВНПБ 2.02/МПС-02, ГОСТ 26342, ГОСТ 27990А.

Установленные системы противопожарной защиты должны находиться в исправном техническом состоянии. Данным системам должно быть обеспечено проведение периодического технического обслуживания в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

3.2.24. Визуальная информирующая сигнализация (световая, звуковая) должна быть предусмотрена в помещениях, а также у каждого эвакуационного, аварийного выхода и на путях эвакуации.

3.2.25. Все помещения восстановительного поезда должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения и пожарным инвентарем.

Запрещается использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд.

В восстановительном поезде должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации работников в случае пожара или иной аварийной ситуации и инструкции о мерах пожарной безопасности.

3.2.26. Проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и пожарным водоисточникам, а также подступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть свободными.

Запрещается использовать противопожарные разрывы между зданиями под складирование материалов, оборудования, упаковочной тары, стоянки любых видов транспорта, строительства и размещения временных зданий и сооружений.

Горючие отходы в мусороприемниках и контейнерах, а также тара из-под горючих материалов должна быть плотно закрыта и храниться на специальных площадках, расположенных на расстоянии не менее 20 метров от зданий и сооружений.

3.2.27. Помещение сварочного отделения должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.

3.2.28. Аккумуляторное отделение должно располагаться в изолированном помещении.

Вход в аккумуляторное отделение должен осуществляться через тамбур. Двери тамбура и помещений аккумуляторного отделения должны открываться наружу и иметь самозапирающиеся замки, допускающие открывание их без ключа с внутренней стороны.

У входа в аккумуляторное отделение и во всех помещениях должны быть размещены знаки безопасности в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026.

3.2.29. В аккумуляторном отделении должны быть отдельные помещения для приготовления электролита, ремонта и заливки аккумуляторов, а также для заряда батарей. Ремонт, приготовление электролита и заряд кислотных и щелочных аккумуляторных батарей необходимо производить в разных помещениях.

Полы и стены на высоте 2 метров от пола в аккумуляторном отделении должны иметь в зависимости от типа аккумуляторов кислотостойкое или щелочестойкое покрытие. Полы должны иметь уклон в сторону трапов для стока жидкостей.

В аккумуляторном отделении должно быть рабочее и аварийное электрическое освещение с лампочками во взрывозащитной арматуре.

Электроосветительное и другое электрооборудование зарядного помещения в аккумуляторном отделении, расположенное на 1/3 высоты от потолка, должно быть выбрано соответствующего класса защиты в соответствии с требованиями ПУЭ.

Высота помещений аккумуляторного отделения должна обеспечивать необходимый объем воздуха, исключающий возможность образования повышенной концентрации паров серной кислоты, свинца, содержащихся в воздухе при ремонте и зарядке батарей.

Помещения аккумуляторного отделения должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Наряду с общеобменной вентиляцией в помещении зарядной станции должны быть встроенные местные отсосы от отсеков для заряда аккумуляторных батарей. При отключении вентиляции заряд батарей должен автоматически прекращаться.

Аккумуляторное отделение должно быть оборудовано водопроводом и изолированной канализацией для отвода промывочной воды и негодного электролита в наружный отстойник, позволяющий нейтрализовать сточные воды щелочным раствором.

В зарядном, моечно-разборочном и сборочном помещениях аккумуляторного отделения должны быть устроены трапы-сборники, позволяющие производить уборку полов струей воды из шланга.

Для хранения кислоты и приготовления электролита должно быть специальное помещение, оборудованное самостоятельной приточно-вытяжной вентиляцией.

3.2.30. Устройство и оборудование складских помещений должны соответствовать требованиям СП 56.13330.

3.2.31. Склады, размещенные в отдельных зданиях (блоках складских зданий), должны быть оборудованы самостоятельным эвакуационным выходом наружу, принудительной вентиляцией в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.021 и автоматическими средствами пожарной сигнализации и пожаротушения в соответствии с ВНПБ 2.02/МПС-02, ГОСТ 26342, ГОСТ 27990.

3.2.32. В помещении склада, кладовой, в складском вагоне на стеллажах и столах, предназначенных для складирования оборудования, деталей и материалов, должны быть четко нанесены предельно допустимые нагрузки согласно ГОСТ Р 55525.

Ширина проходов между стеллажами, шкафами и штабелями должна быть не менее 0,8 метра.

3.2.33. При складах со спецодеждой должны быть созданы специальные примерочные, оборудованные вешалками, зеркалами, стульями.

3.2.34. Места хранения горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) должны отвечать требованиям Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

Условия хранения ГСМ, баллонов с кислородом, ацетиленом и барабанов с карбидом кальция надлежит согласовывать в каждом отдельном случае с органами пожарного надзора.

3.2.35. В местах хранения ГСМ, помещениях (гаражах), предназначенных для стоянки тяговой (транспортной) техники, а также на ее стоянках под навесом или на площадках не допускается:

курить, пользоваться открытым огнем;

подзаряжать аккумуляторные батареи (в помещениях);

хранить материалы и предметы, не относящиеся к обслуживанию тяговой (транспортной) техники и передвижных электростанций;

мыть или протирать бензином кузова тяговой (транспортной) техники, передвижные электростанции, детали или агрегаты, а также руки и одежду;

хранить топливо (бензин, дизельное топливо), за исключением топлива в баках тяговой (транспортной) техники и передвижных электростанций;

заправлять тяговую (транспортную) технику и передвижные электростанции топливом, а также сливать топливо из баков;

устанавливать предметы и оборудование, которые могут препятствовать быстрой эвакуации тяговой (транспортной) техники в случае пожара или других стихийных бедствий.

3.2.36. В восстановительном поезде должны быть определены места для курения, оборудованные урнами, первичными средствами пожаротушения, соответствующими указательными знаками. Допускается курение в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции.

Запрещается отводить места для курения в общественных и санитарно-бытовых помещениях.