IV. Основные методологические положения по формированию необходимой валовой выручки для расчета тарифов методом индексации установленных тарифов
IV. Основные методологические положения
по формированию необходимой валовой выручки для расчета
тарифов методом индексации установленных тарифов
28. При расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования перед его началом и в течение которого не пересматриваются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21 Основ ценообразования:
1) базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 31 настоящих Методических указаний;
2) индекс эффективности операционных расходов, характеризующий минимально допустимый темп повышения эффективности операционных расходов и устанавливаемый в размере 1 процента (если иное не было предусмотрено конкурсной документацией при проведении конкурса на заключение концессионного соглашения, соглашением о государственно-частном партнерстве, договором аренды, договором лизинга, конкурсной документацией на получение статуса регионального оператора). При этом на первый долгосрочный период регулирования индекс эффективности операционных расходов определяется в размере от 1 до 3 процентов в год по решению органа регулирования тарифов, утвержденного до проведения конкурса, указанного в настоящем пункте;
3) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (удельный расход энергетических ресурсов).
Для регулируемых организаций, владеющих объектами по обращению с твердыми коммунальными отходами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, указанных в таком соглашении или договоре.
29. На каждый год долгосрочного периода регулирования определяются прогнозные параметры регулирования (далее также - прогнозные параметры регулирования):
1) индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на электрическую энергию, природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на капитальное строительство, темпы роста заработной платы, определяемые на основании информации базового варианта одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров, определенных в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
В отсутствие одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год долгосрочного периода регулирования в целях определения операционных (подконтрольных) расходов применяются значения параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие последнему году периода, на который был одобрен указанный прогноз;
3) стоимость приобретения единицы энергетических ресурсов;
4) стоимость и сроки начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, источники финансирования утвержденной инвестиционной программы;
5) расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов, определяемые в соответствии с пунктом 14 настоящих Методических указаний.
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации. До начала долгосрочного периода регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования и иных прогнозных параметров регулирования орган регулирования рассчитывает необходимую валовую выручку регулируемой организации отдельно на каждый i-й год долгосрочного периода регулирования (далее в настоящей главе - i-й год), , по формуле:
ТРi - текущие расходы, определяемые в соответствии с формулой 2 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
Аi - расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов в году i, определяемые в соответствии с пунктом 34 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
ПРi - нормативная прибыль, устанавливаемая органом регулирования на i-й год в соответствии с пунктом 35 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
РПi - расчетная предпринимательская прибыль, устанавливаемая органом регулирования на i-й год в соответствии с пунктом 36 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
- величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, рассчитанная в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
- величина, определяемая на i-й год первого долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 38 настоящих Методических указаний и учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, тыс. руб.
Текущие расходы, ТРi, рассчитываются по следующей формуле:
ТРi = ОРi + НРi + РЭi (тыс. руб.), (2)
ОРi - операционные (подконтрольные) расходы в i-м году, определяемые в соответствии с пунктами 30, 31 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
НРi - неподконтрольные расходы в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 32 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
РЭi - расходы на приобретение энергетических ресурсов в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 33 настоящих Методических указаний, тыс. руб.
30. Операционные (подконтрольные) расходы рассчитываются по формуле:
ОРi - операционные (подконтрольные) расходы в i-м году. Для первого года долгосрочного периода регулирования уровень операционных расходов (базовый уровень операционных расходов) определяется в соответствии с пунктом 31 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
ИЭРi - индекс эффективности операционных расходов на год i, выраженный в процентах и определяемый в соответствии с пунктом 28 настоящих Методических указаний;
ИПЦi - индекс потребительских цен, определенный на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на i-й год;
Wi, Wi-1 - количество твердых коммунальных отходов, поступающих на объект в году i, (i-1), тонн.
31. При расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы:
1) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение;
2) расходы на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, энергетической утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов;
(в ред. Приказа ФАС России от 25.02.2022 N 145/22)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи и интернета, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг и другие расходы в экономически обоснованном размере, за исключением расходов, отнесенных к расходам на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и расходам на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя и рассчитываемые согласно пунктам 14 - 15 Основ ценообразования;
4) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
5) расходы на служебные командировки, расходы на обучение персонала;
7) расходы на текущий и капитальный ремонт объектов, используемых для обработки, обезвреживания, энергетической утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов;
(в ред. Приказа ФАС России от 25.02.2022 N 145/22)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) объектов, используемых для обработки, обезвреживания, энергетической утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов;
(в ред. Приказа ФАС России от 25.02.2022 N 145/22)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) расходы на обязательное страхование производственных объектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, страхование ответственности концессионера, частного партнера, в случаях, предусмотренных соответствующими соглашениями, а также расходов на страхование рисков гибели объектов, создаваемых по таким соглашениям;
10) прочие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.
Указанные выше расходы определяются методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с главой III настоящих Методических указаний.
При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования за который имеются фактические данные, и результаты проведения контрольных мероприятий.
32. Неподконтрольные расходы включают в себя:
1) расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, не включающие расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя и рассчитываемые согласно пунктам 14 - 15 Основ ценообразования;
2) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе расходы на обязательное страхование, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации;
3) расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 35 Основ ценообразования, а также с учетом особенностей пункта 51 Основ ценообразования;
4) сбытовые расходы, определяемые в соответствии с пунктом 20 настоящих Методических указаний.
5) суммарная экономия от снижения операционных расходов и от снижения потребления энергетических ресурсов, учитываемая в составе неподконтрольных расходов в соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования.
6) расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые долгосрочные периоды регулирования, и (или) недополученных доходов;
7) расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним, а также затраты на их привлечение и погашение, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по ним, предусмотренных подпунктом "б" пункта 38 Основ ценообразования, с учетом положений, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования;
8) расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, размер которой определяется в соответствии с пунктом 55.1 Основ ценообразования.
(в ред. Приказа ФАС России от 01.11.2018 N 1488/18)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанные расходы определяются методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с главой III настоящих Методических указаний.
33. Расходы на приобретение энергетических ресурсов включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из объема потребления соответствующего энергетического ресурса, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на энергетические ресурсы, и рассчитываются по формуле:
Vi,z - объем потребления z-го энергетического ресурса в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый с учетом технических характеристик фактически действующего энергопотребляющего оборудования, нормативного времени его работы, а также фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования;
ЦРi,z - плановая (расчетная) стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса в i-м расчетном периоде регулирования.
В расходы на приобретение энергетических ресурсов включаются расходы:
на тепловую энергию и теплоноситель;
на горячее и холодное водоснабжение и водоотведение;
При снижении удельного расхода на энергетические ресурсы средства, полученные в результате уменьшения указанных расходов при условии выполнения производственной программы в полном объеме, не исключаются при расчете тарифов регулируемой организации в течение 5 лет, начиная с года, следующего за годом, в течение которого была получена экономия указанных средств.
Плановые (расчетные) цены на энергетические ресурсы определяются на основе данных, предусмотренных пунктом 14 Основ ценообразования.
34. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования тарифов только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
35. Нормативная прибыль на i-й год определяется в соответствии с пунктами 24 и 24(1) настоящих Методических указаний с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 54 Основ ценообразования.
(в ред. Приказа ФАС России от 01.11.2018 N 1488/18)
(см. текст в предыдущей редакции)
Нормативная прибыль рассчитывается по формуле:
(в ред. Приказа ФАС России от 01.11.2018 N 1488/18)
(см. текст в предыдущей редакции)
КВi - расходы на капитальные вложения (инвестиции), рассчитываемые с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой, тыс. руб.
При определении величины расходов на капитальные вложения (инвестиции) в составе нормативной прибыли регулируемой организации не учитываются расходы, финансируемые за счет надбавок к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса, установленных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (ч. 1), ст. 36; N 52 (ч. 1), ст. 5597; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 52 (ч. 1), ст. 6450; 2010, N 30 (ч. 1), ст. 4590; ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3437; ст. 3446; N 53 (ч. 1), ст. 7614; ст. 7616; ст. 7643; 2014, N 23, ст. 2928; N 40 (ч. 2), ст. 5322; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 38) (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"), амортизации, заемных средств, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В случае если при установлении долгосрочных тарифов продолжительность первого долгосрочного периода регулирования превышает оставшийся срок действия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы, величина расходов на капитальные вложения (инвестиции) на годы, следующие за годом окончания срока действия инвестиционной программы, определяется на уровне расходов регулируемой организации на капитальные вложения (инвестиции) в последний год действия инвестиционной программы;
- средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 12 настоящих Методических указаний, тыс. руб.
При определении расходов на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, не учитываются расходы на возврат займов и кредитов на реализацию мероприятий инвестиционной программы, финансируемые за счет амортизации;
КДi - величина экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения), в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
- расходы на капитальные вложения (инвестиции), компенсация которых осуществляется с учетом требований пункта 24(1) настоящих Методических указаний в году i, тыс. руб.;
(абзац введен Приказом ФАС России от 01.11.2018 N 1488/18)
- расходы на возврат займов и кредитов, компенсация которых осуществляется с учетом требований пунктов 12 и 24(1) настоящих Методических указаний в году i, тыс. руб.
(абзац введен Приказом ФАС России от 01.11.2018 N 1488/18)
36. Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 46 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для регулируемой организации:
(в ред. Приказа ФАС России от 01.11.2018 N 1488/18)
(см. текст в предыдущей редакции)
являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием;
(в ред. Приказа ФАС России от 01.11.2018 N 1488/18)
(см. текст в предыдущей редакции)
владеющей объектом (объектами) в области обращения с твердыми коммунальными отходами исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.
(в ред. Приказа ФАС России от 01.11.2018 N 1488/18)
(см. текст в предыдущей редакции)
37. Величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, рассчитывается в размере не более 12% необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета сглаживания, по формулам:
- величина изменения необходимой валовой выручки на год i, производимого в целях сглаживания тарифов;
- величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, где i1 - последний год долгосрочного периода регулирования, i0 - первый год долгосрочного периода регулирования;
НД - норма доходности на капитал, инвестированный после начала долгосрочного периода регулирования;
- величина сглаживания необходимой валовой выручки, определенная органом регулирования;
- необходимая валовая выручка, устанавливаемая на год i долгосрочного периода регулирования без учета сглаживания, тыс. руб.
38. Величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования , рассчитывается по формуле (9) и может принимать как положительные, так и отрицательные значения.
- экономически обоснованные расходы регулируемой организации, не учтенные при установлении регулируемых тарифов периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и не возмещенные регулируемой организации и недополученные доходы, определяемые при i = 1, 2 (за исключением расходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ).
Понятия "экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования" и "недополученные доходы" применяются в значениях, предусмотренных пунктом 2 Основ ценообразования;
- доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и подлежащие исключению из НВВ, определяемые при i = 1, 2 (за исключением доходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ, и прибыли, полученной в результате возникновения операционных расходов).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей