<Письмо> Минобрнауки России от 19.10.2016 N 14-1742 "О разъяснении положений законодательства"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

ПИСЬМО

от 19 октября 2016 г. N 14-1742

О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Департамент науки и технологий Минобрнауки России рассмотрел обращение о разъяснении положений постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" (далее - Постановление) и сообщает следующее.

Следует отметить, что в СССР правовой охраны секретов производства не существовало. Впервые в отечественном законодательстве "секрет производства (ноу-хау)" закрепляется в статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1, которая устанавливала предоставление правовой защиты обладателю определенной информации от незаконного использования ее третьими лицами и возмещение ими убытков при ее незаконном использовании.

Предоставление "секрету производства" (ноу-хау) правовой охраны в качестве результата интеллектуальной деятельности введено в законодательство Российской Федерации с 1 января 2008 г. с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Кодекс). Следовательно, применение положений пункта 1 Постановления возможно лишь к ноу-хау, являющимся результатами НИОКТР военного, специального и двойного назначения и созданными после 1 января 2008 г. Но поскольку пункт 1 Положения указывает в качестве источника финансирования НИОКТР военного, специального и двойного назначения, права на результаты которых закрепляются за Российской Федерацией, республиканский бюджет РСФСР и ту часть государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, применение положений пункта 1 Положения невозможно в отношении такого результата интеллектуальной деятельности, как секрет производства (ноу-хау).

В этой связи для выявления охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, созданных в рамках НИОКТР военного, специального и двойного назначения, финансирование которых осуществлялось из средств республиканского бюджета РСФСР и той части государственного бюджета СССР, представляется целесообразным проведение инвентаризации в соответствии с Положением об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 7 (ред. от 03.11.2011).

При этом, поскольку Положение касается закрепления прав за Российской Федерацией, такая инвентаризация должна быть инициирована соответствующим ведомством.

Следует также обратить внимание, что в соответствии со статьей 1373 Кодекса в случае, если государственный заказчик, имеющий право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, не подаст заявку на их государственную регистрацию, право получения патента переходит к исполнителю.

Директор Департамента

С.В.САЛИХОВ