V. Анализ международного опыта в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции
Согласно ежегодному рейтингу международной антиконтрафактной коалиции с 2005 года по 2015 год Российская Федерация относилась к группе стран с приоритетом для наблюдения за ситуацией наряду с такими странами, как Китайская Народная Республика, Республика Индия, Республика Индонезия. Российскую Федерацию опережают и находятся на лучшей позиции такие страны, как Социалистическая Республика Вьетнам, Федеративная Республика Нигерия, Федеративная Республика Бразилия.
Анализ международной практики борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции показывает, что определение и реализация системных мер противодействия незаконному обороту позволяет выстроить эффективный контроль в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции и снизить объемы незаконного оборота.
Так, в Малайзии с 2000 года внедряются следующие меры по противодействию незаконному ввозу и производству промышленной продукции:
создание специальной оперативной группы по борьбе с незаконным производством и оборотом, включающей представителей полиции, таможенных органов, министерства здравоохранения, энергетической комиссии, института стандартов и промышленных исследований, иных заинтересованных ассоциаций и организаций, для проведения совместных рейдов, дискуссий и анализа законодательства страны;
создание экспертно-криминалистического центра при департаменте химии в целях проведения экспертиз для обнаружения источника производства;
усиление мер пограничного контроля;
создание системы поощрений за информацию об источниках продаж (производства) контрафактной промышленной продукции (поощрение выплачивается непосредственно из суммы штрафа в рамках установленной нормы, согласно которой в случае вынесения обвинительного приговора, предусматривающего штраф, суд может обязать обвиняемого выплатить информатору часть штрафа в размере определенной судом доли суммы штрафа, при этом размер выплаты не может превышать половину суммы штрафа);
упрощение процедуры подачи жалобы владельцами торговой марки в случае наличия у них подозрений на поставку незаконно оборачиваемой продукции;
предоставление заинтересованным сторонам технической и лабораторной поддержки для проведения экспертной оценки.
В результате применяемых мер число случаев изъятия товара из незаконного производства или оборота в 2004 - 2010 годах снизилось с 3914 единиц до 1328 единиц, стоимость конфискованной продукции - с 28 млн. долларов до 4 млн. долларов.
В 2011 году дополнительно были повышены штрафы за нарушение законодательства Малайзии об интеллектуальной собственности - с 70 тыс. долларов до 140 тыс. долларов за первое нарушение, со 140 тыс. долларов до 280 тыс. долларов для последующих случаев.
Для решения проблемы незаконного оборота промышленной продукции в Федеративной Республике Нигерии в 2001 году была принята новая стратегия по борьбе с поддельными лекарствами, предусматривающая следующие меры по борьбе с незаконным производством и оборотом:
проведение кампании по информированию населения о вреде фальсифицированных лекарств;
обязательная сертификация поставщиков по требованиям стандарта "Надлежащая производственная практика";
обязательная проверка всех иностранных предприятий перед регистрацией лекарств;
тестирование всех препаратов, ввозимых из Республики Индии или Китайской Народной Республики;
предоставление от банков страны всей финансовой информации, связанной с импортом лекарств, в Национальное агентство по управлению и контролю за продуктами и лекарствами;
предоставление импортерами информации об импорте до ввоза промышленной продукции;
внедрение системы мобильной авторизации - обязательное нанесение специального кода на упаковку лекарственного препарата, по которому потребитель посредством коротких сообщений может проверить его подлинность до приобретения лекарства. В случае невозможности отследить импортера товара владелец склада, где обнаружен товар, подлежит аресту для проведения мероприятий по отслеживанию импортера.
В результате принятых мер число поддельных или несертифицированных лекарств сократилось в несколько раз. К 2005 году доля поддельных лекарств в общем их обороте снизилась до 16 процентов. К 2012 году доля поддельных лекарств в общем их обороте оценивалась в 6 процентов.
В Законе об интеллектуальной собственности Итальянской Республики отражены следующие положения:
принятие решения об ответственности покупателя продукции, находящейся в незаконном обороте (штраф до 7000 евро);
проверка покупателем законности происхождения товара (в 2004 - 2009 годах);
проведение рейдов финансовой полиции, проверок на таможне, расследований отделом по борьбе с организованной преступностью (мафией);
проведение информационных кампаний для повышения осведомленности покупателей об ответственности за покупку промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте;
организация телефонной линии для желающих сообщить о местах производства и продажи контрафактной промышленной продукции;
ведение единой таможенной базы (автоматизированной логической системы вычисления подделок и мошенничества) с информацией о том, как распознать контрафактную промышленную продукцию;
осуществление мониторинга онлайн-сервисов, предлагающих приобрести промышленную продукцию, находящуюся в незаконном обороте.
В 2008 - 2012 годах в Итальянской Республике было конфисковано соответствующих товаров на сумму 3 млрд. евро, 55 процентов объема конфискованных товаров составили предметы одежды и аксессуары.
В 2008 году в Венгрии была разработана национальная антиконтрафактная стратегия.
На I этапе реализации указанной стратегии (2008 - 2010 годы) предусматривались следующие меры:
сбор статистики, в том числе разработка единых методологий учета незаконного производства и оборота, единых стандартов данных в различных органах власти, методики анализа экономических последствий;
проведение программ просвещения и образования населения, в том числе проведение обучения представителей правоохранительных органов и таможни;
создание баз данных торговых марок, позволяющих упростить взаимодействие таможни и полиции с владельцами торговых марок, внедрение технологий идентификации продукции на основе радиочастотной идентификации и внедрение иных элементов отслеживания незаконно оборачиваемой продукции.
На II этапе реализации указанной стратегии (2011 - 2015 годы) предусматривались следующие меры:
противодействие производству фальсифицированных продуктов питания и пестицидов;
противодействие торговле контрафактной промышленной продукцией;
противодействие притоку контрафактной промышленной продукции из третьих стран.
Как результат, число обнаружения незаконного производства и незаконного импорта на таможне Венгрии сократилось с 457 и 359 случаев соответственно в 2007 году до 94 и 61 случая соответственно в 2013 году.
Венгрия была удалена из перечня приоритетного наблюдения Управления торгового представителя Соединенных Штатов Америки в 2010 году. В 2014 году Венгрия также отсутствовала в листе наблюдения.
В 2008 году в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии принята стратегия по борьбе с контрафактной фармацевтической продукцией, включающая следующие меры:
компонент информирования - обеспечение потребителей информацией, позволяющей проявлять осторожность при выборе лекарственных средств;
создание горячей линии, системы онлайн-обращений при подозрениях о контрафактной промышленной продукции;
распространение списка медикаментов, наиболее подверженных фальсификации;
мониторинг рынка, проведение тестовых закупок, в том числе через интернет-магазины, с усиленным вниманием к медикаментам из листа наблюдения.
После 2007 года были выявлены только единичные случаи попадания фальсифицированных лекарств в систему здравоохранения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (лекарство от астмы в 2009 году, единичные случаи попадания медикаментов от артрита и синдрома приобретенного иммунодефицита в фальсифицированной упаковке в 2008 - 2011 годах).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей