Приложение. Пояснительная записка
к Отчету Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
о расходовании средств федерального
бюджета, выделенных на подготовку
и проведение выборов депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
седьмого созыва, и к Сведениям
о поступлении средств в избирательные
фонды и расходовании этих средств
1. В федеральном бюджете на 2016 год на выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (далее - выборы) было предусмотрено 10 900 955,6 тыс. рублей. Указанные средства постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 июня 2016 года N 13/105-7 "О распределении средств федерального бюджета, выделенных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва" распределены следующим образом:
избирательным комиссиям всех уровней в субъектах Российской Федерации - 10 726 362,9 тыс. рублей, или 98,4 процента от общей суммы средств, предусмотренных на подготовку и проведение выборов;
государственным органам, в ведении которых находятся вопросы регистрации и учета избирателей на избирательных участках, образованных для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации, и избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (далее - федеральные органы исполнительной власти), - 83 000,0 тыс. рублей;
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на обеспечение полномочий, связанных с подготовкой и проведением выборов, - 91 592,7 тыс. рублей.
На подготовку и проведение выборов израсходовано средств федерального бюджета (далее - общие расходы на выборы) на сумму 10 350 490,5 тыс. рублей (приложение N 1 к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации).
Расходы, связанные с обеспечением полномочий избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации, составили 10 197 229,7 тыс. рублей, или 98,5 процента от общих расходов на выборы, в том числе 9 795 142,1 тыс. рублей оплачено непосредственно избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации, 402 087,6 тыс. рублей - расходы, оплаченные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за нижестоящие избирательные комиссии.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 21 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 года N 5/36-7 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии" полномочия окружных избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов возложены на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии.
В соответствии с Инструкцией о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 мая 2016 года N 7/59-7, расходы, связанные с исполнением полномочий окружной избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов, включены в сметы расходов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации либо территориальной избирательной комиссии и в Отчете Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, отражаются соответственно в расходах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий.
Остатки неиспользованных средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов, образовались в основном в связи с тем, что в большинстве субъектов Российской Федерации одновременно с федеральными выборами проводилось голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, и расходы на транспорт, оборудование и содержание помещений избирательных участков, командировочные и другие расходы, связанные с выборами, финансировались за счет средств не только федерального бюджета, но и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. В ряде субъектов Российской Федерации сократились расходы на оплату услуг авиационного транспорта в связи с уменьшением количества часов полетного времени при проведении досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных местностях, в том числе в связи с изменением маршрутов полетов из-за неблагоприятных погодных условий, использованием других видов транспорта, предоставлением, в том числе органами исполнительной власти Российской Федерации, избирательным комиссиям транспортных средств на безвозмездной основе.
Кроме того, исходя из количества кандидатов, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам, в ряде субъектов Российской Федерации уменьшился формат бюллетеня, в связи с чем сократились расходы на изготовление и доставку избирательных бюллетеней.
В соответствии с частью 7 статьи 70 Федерального закона не израсходованные избирательными комиссиями средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов, будут возвращены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в федеральный бюджет.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации финансировались следующие расходы избирательных комиссий всех уровней:
дополнительная оплата труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплата компенсации членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также выплаты гражданам, работавшим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам;
изготовление печатной продукции;
приобретение, доставка и установка оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для подготовки и проведения выборов и обеспечения полномочий избирательных комиссий;
транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в труднодоступных и отдаленных местностях;
доставка и хранение избирательных документов, подготовка их к передаче в архив или на уничтожение;
командировочные расходы и расходы на другие цели, связанные с подготовкой и проведением выборов.
Согласно представленным отчетам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных им на подготовку и проведение выборов, общие непосредственные расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации (далее - расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации) составили 9 795 142,1 тыс. рублей.
В расходах избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации наибольший объем средств составляют расходы участковых избирательных комиссий - 7 788 121,3 тыс. рублей, или 79,5 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них 2 218 951,7 тыс. рублей оплачено вышестоящими избирательными комиссиями централизованно (в том числе изготовление печатной продукции, приобретение технологического оборудования, транспортные услуги, услуги связи и др.). Расходы территориальных избирательных комиссий составили 1 130 165,7 тыс. рублей, или 11,5 процента, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации - 876 855,1 тыс. рублей, или 9,0 процента.
В избирательных комиссиях всех уровней в субъектах Российской Федерации наиболее крупные затраты связаны с оплатой труда членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов этих комиссий и граждан, привлеченных к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам (с начислениями на оплату труда) - 8 318 833,2 тыс. рублей, или 84,9 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, в том числе членам участковых избирательных комиссий - 6 421 280,6 тыс. рублей, или 82,4 процента от расходов участковых избирательных комиссий.
В избирательных комиссиях всех уровней в субъектах Российской Федерации в период подготовки и проведения выборов работали 869,1 тыс. членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, в том числе членов участковых избирательных комиссий - 841,8 тыс. членов. На выплату компенсации, дополнительной оплаты труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса было израсходовано 6 664 561,3 тыс. рублей, что составляет 82,1 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации на оплату труда, в том числе членам участковых избирательных комиссий - 5 771 926,3 тыс. рублей, или 89,9 процента от расходов участковых избирательных комиссий на оплату труда.
Кроме того, для выполнения работ, связанных с подготовкой и проведением выборов (сборка-разборка технологического оборудования, транспортные и погрузо-разгрузочные работы, работы по содержанию помещений избирательных комиссий, участков для голосования, ведение бухгалтерского учета, оформление финансовых документов, ведение делопроизводства, выполнение копировальных, переплетных, машинописных работ, и т.п.), в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 76 Федерального закона в избирательных комиссиях дополнительно привлекались 271,2 тыс. человек, из них 258,7 тыс. человек, или 95,4 процента, - в участковых избирательных комиссиях. Расходы избирательных комиссий на оплату труда указанных граждан составили 922 360,8 тыс. рублей, из них расходы участковых избирательных комиссий - 649 354,3 тыс. рублей.
Расходы избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации на изготовление печатной продукции составили 404 528,5 тыс. рублей, или 4,1 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них расходы на изготовление избирательных бюллетеней по федеральному и одномандатным избирательным округам - 387 495,3 тыс. рублей, или 95,8 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на изготовление печатной продукции. Расходы избирательных комиссий на изготовление в полиграфических организациях бланков протоколов избирательных комиссий об итогах голосования, удостоверений членов избирательных комиссий и другой бланочной продукции, необходимой для обеспечения полномочий избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов, составили 17 033,2 тыс. рублей.
Транспортные расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации составили 302 564,5 тыс. рублей, или 3,1 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, в том числе участковых избирательных комиссий - 300 337,0 тыс. рублей.
Транспортные расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации включают затраты на доставку избирательным комиссиям избирательных бюллетеней и другой избирательной печатной продукции, на проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей, находившихся в труднодоступных и отдаленных местностях, расходы в день голосования (на проведение голосования вне помещения для голосования, доставку протоколов об итогах голосования и заполненных избирательных бюллетеней) и другие затраты (в том числе на доставку технологического оборудования, необходимого для подготовки и проведения выборов). Вышеназванные работы осуществлялись избирательными комиссиями с привлечением авиационного, автомобильного и других видов транспорта. Транспортные расходы с использованием авиационного транспорта на завоз и вывоз избирательной документации, технологического оборудования и на проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей, находившихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, составили 294 633,2 тыс. рублей, или 97,4 процента от затрат избирательных комиссий всех уровней на транспортные расходы. Расходы по оплате услуг других видов транспорта для работы избирательных комиссий, в том числе в день голосования, составили 7 931,3 тыс. рублей, из них расходы участковых избирательных комиссий - 5 703,8 тыс. рублей.
Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на связь составили 7 568,4 тыс. рублей, или 0,1 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них расходы участковых избирательных комиссий - 5 664,7 тыс. рублей. Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на услуги местной, внутризоновой, междугородней связи в период избирательной кампании составили 4 240,4 тыс. рублей, или 56,0 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на связь; на прием и передачу информации о выборах, переданной по техническим каналам связи на избирательные участки, образованные на судах, находившихся в плавании, в отдаленных или труднодоступных местностях, - 770,3 тыс. рублей, или 10,2 процента; другие расходы на связь (почтово-телеграфные расходы, услуги сотовой связи и др.) составили 2 557,7 тыс. рублей, или 33,8 процента.
Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на канцелярские товары составили 164 065,8 тыс. рублей, или 1,7 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них расходы участковых избирательных комиссий - 134 367,3 тыс. рублей.
Командировочные расходы членов избирательных комиссий и работников их аппаратов составили 12 986,9 тыс. рублей, или 0,1 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них расходы членов участковых избирательных комиссий - 3 052,6 тыс. рублей.
На приобретение оборудования, других материальных ценностей (материальных запасов) избирательными комиссиями израсходовано 231 394,5 тыс. рублей, или 2,4 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации.
Расходы на приобретение технологического оборудования (кабин для тайного голосования, стационарных и переносных ящиков для голосования и др.) составили 76 666,6 тыс. рублей, на приобретение (изготовление) стендов, вывесок, указателей, печатей, штампов - 52 818,3 тыс. рублей, на приобретение материальных ценностей (материальных запасов), используемых избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации в период избирательной кампании (государственные флаги и гербы, другая избирательная атрибутика, картриджи, тонеры, упаковочные материалы и др.), - 60 083,4 тыс. рублей. Расходы на приобретение других основных средств составили 41 826,2 тыс. рублей. В основном избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации приобретались металлические шкафы и сейфы для хранения избирательной документации. В целях исполнения полномочий избирательных комиссий по информированию участников избирательного процесса, их обеспечению необходимой избирательной документацией в соответствии с нормами статей 32, 85 - 88 Федерального закона избирательными комиссиями приобреталась копировально-множительная техника.
Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, связанные с информированием избирателей, составили 192 359,0 тыс. рублей, или 2,0 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации. Изготавливались и размещались для информирования избирателей уличные растяжки, баннеры, билборды, информационные плакаты, стикеры и др., затраты на которые составили 100 358,3 тыс. рублей, а также аудио-, видеоинформация - 14 014,3 тыс. рублей. Затраты на изготовление приглашений, информационных листовок, плакатов и другой печатной информационной продукции для избирателей составили 77 986,4 тыс. рублей.
Другие расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, составили 160 841,3 тыс. рублей, или 1,6 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации (использование на выборах комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования, проведение семинаров и совещаний, изготовление трафаретов для заполнения бюллетеня слабовидящими избирателями, публикация в средствах массовой информации итогов голосования и др.).
В структуре затрат участковых избирательных комиссий затраты на компенсацию и дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам комиссий, выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 82,4 процента от общих расходов участковых избирательных комиссий, на печатную продукцию - 5,2 процента, транспортные расходы - 3,9 процента, оборудование избирательных участков - 2,3 процента, информирование избирателей - 2,2 процента.
В структуре затрат территориальных избирательных комиссий расходы на компенсацию, дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам комиссий и работникам их аппаратов (с начислениями на оплату труда), выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 92,9 процента от общих расходов территориальных избирательных комиссий, на оборудование помещений - 2,5 процента, канцелярские расходы - 2,1 процента, информирование избирателей - 1,3 процента, командировочные расходы и другие расходы - 1,2 процента.
В структуре затрат избирательных комиссий субъектов Российской Федерации расходы на компенсацию и дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам комиссий и работникам их аппаратов (с начислениями на оплату труда), выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 96,6 процента от общих расходов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, на оплату услуг, связанных с информированием избирателей о выборах, - 0,7 процента, на оборудование помещений - 1,0 процента, канцелярские и командировочные расходы - 1,0 процента.
Помимо расходов на выборы, непосредственно оплаченных избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации централизованно оплатила расходы за нижестоящие избирательные комиссии на сумму 402 087,6 тыс. рублей, в том числе за изготовление открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), изготовление и доставку до избирательных комиссий субъектов Российской Федерации брошюр, плакатов, информационных материалов для граждан, являющихся инвалидами по зрению, другой информационной продукции - 183 964,3 тыс. рублей, услуги по доставке избирательной документации до участковых избирательных комиссий, в том числе избирательных бюллетеней, специальных знаков (марок) и открепительных удостоверений, - 210 953,4 тыс. рублей. Расходы, связанные с обеспечением полномочий территориальной избирательной комиссии города Байконура, сформированной в соответствии со статьей 22 Федерального закона для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на территории города Байконура, составили 1 366,7 тыс. рублей.
Фактические расходы федеральных органов исполнительной власти (Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации) составили 80 017,9 тыс. рублей, при этом расходы на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий, выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 7 115,7 тыс. рублей, или 8,9 процента от расходов этих министерств на выборы, на печатную продукцию, услуги связи и транспортные расходы, включая доставку избирательных бюллетеней, другой печатной продукции, - 13 428,4 тыс. рублей, или 16,8 процента, на командировочные и канцелярские расходы, оборудование помещений избирательных участков и другие расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, - 59 473,8 тыс. рублей, или 74,3 процента.
Кроме того, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации централизованно оплатила расходы на изготовление увеличенной формы протокола об итогах голосования и печатей для участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, на сумму 113,6 тыс. рублей.
Расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с обеспечением ее полномочий в период подготовки и проведения выборов, составили 73 129,3 тыс. рублей, или 0,7 процента от общих расходов на выборы. При этом расходы на оплату труда членов ЦИК России и работников ее Аппарата (с начислениями на оплату труда), граждан, привлеченных к работе в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в том числе по проверке подписных листов и документации, полученной от политических партий, составили 47 382,5 тыс. рублей, или 64,8 процента от расходов ЦИК России; на оплату услуг связи, в том числе по доставке корреспонденции федеральной фельдъегерской связью, - 534,5 тыс. рублей. Прочие расходы, в том числе связанные с работой Информационного центра Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и совмещенных с ними выборов и референдумов в субъектах Российской Федерации, командировочные расходы и другие расходы составили 25 212,3 тыс. рублей.
2. Специальные избирательные счета для формирования избирательных фондов открыли в филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России" и иной кредитной организации (РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество) 18 политических партий <1> и 435 региональных отделений 9 политических партий (приложение N 1 к настоящей пояснительной записке). При этом по активности в создании избирательных фондов выделяются пять политических партий, региональные отделения которых открыли специальные избирательные счета более чем в половине субъектов Российской Федерации: Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России, Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Политическая партия "ПАТРИОТЫ РОССИИ" - соответственно 85, 85, 80, 72 и 67 специальных избирательных счетов.
--------------------------------
<1> Четырем политическим партиям - Политической партии "РОДНАЯ ПАРТИЯ", Общероссийской политической партии "ВОЛЯ", Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО", Всероссийской политической партии "Союз Труда" - отказано в регистрации федеральных списков кандидатов.
Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА" и Всероссийская политическая партия "РОДИНА", Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" и Политическая партия "Гражданская Платформа" открыли 30, 3, 7 и 6 специальных избирательных счетов региональных отделений соответственно.
Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, Политическая партия "Российская экологическая партия "Зеленые", Политическая партия "Партия народной свободы" (ПАРНАС), Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", Политическая партия "РОДНАЯ ПАРТИЯ", Общественная организация Всероссийская политическая партия "Гражданская Сила", Общероссийская политическая партия "ВОЛЯ", Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО" и Всероссийская политическая партия "Союз Труда" специальных избирательных счетов в регионах не открывали.
Согласно сведениям о поступлении и расходовании средств избирательных фондов политических партий и их региональных отделений (далее - Сведения по избирательным фондам) <1> на специальные избирательные счета поступили денежные средства на общую сумму 5 214,2 млн. рублей, в том числе 5 042,1 млн. рублей поступило в соответствии с установленным порядком формирования средств избирательных фондов и 172,1 млн. рублей - с нарушением установленного порядка. Из общей суммы поступлений 2 594,9 млн. рублей приходится на долю избирательных фондов политических партий и 2 619,2 млн. рублей - на долю региональных отделений политических партий.
--------------------------------
<1> Сведения составлены на основании итоговых финансовых отчетов, представленных политическими партиями, региональными отделениями политических партий.
Общая сумма средств, поступивших в установленном порядке, составляет 5 042,1 млн. рублей и включает:
собственные средства политических партий - 3 248,9 млн. рублей (64,4%);
пожертвования граждан - 178,6 млн. рублей (3,5%);
пожертвования юридических лиц - 1 614,6 млн. рублей (32,0%).
Сведения по избирательным фондам политических партий и их региональных отделений приведены в приложении N 2 к настоящей пояснительной записке.
Собственные средства перечислены в избирательные фонды 15 политических партий и их региональных отделений. У пяти политических партий - "Гражданская Платформа", "Партия народной свободы" (ПАРНАС), "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "Союз Труда", "Общероссийская политическая партия "ВОЛЯ" - свыше 90 процентов средств, поступивших в установленном порядке, приходится на собственные средства партий.
Наибольшими собственными средствами в избирательных фондах располагали Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (1 638,4 млн. рублей), Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России (390,0 млн. рублей) и Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ (380,1 млн. рублей).
Сведения о пожертвованиях граждан и юридических лиц, а также о собственных средствах политических партий, внесенных в избирательные фонды, приведены в приложении N 3 к настоящей пояснительной записке.
Всего в избирательные фонды политических партий, региональных отделений политических партий в установленном порядке поступило пожертвований от граждан на сумму 178,6 млн. рублей. Общая сумма пожертвований от юридических лиц превысила пожертвования граждан более чем в 9 раз и составила 1 614,6 млн. рублей. При этом в избирательных фондах политических партий (без учета пожертвований в избирательные фонды их региональных отделений) пожертвования юридических лиц составили 886,5 млн. рублей, из которых на долю крупных пожертвований, превышающих 400 тыс. рублей, приходится 884,4 млн. рублей (приложение N 4 к настоящей пояснительной записке). В избирательные фонды политических партий "Российская партия пенсионеров за справедливость", "ЕДИНАЯ РОССИЯ", "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ поступило пожертвований на сумму 553,7 млн. рублей от юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями (приложение N 5 к настоящей пояснительной записке).
В ходе избирательной кампании в избирательные фонды политических партий, их региональных отделений с нарушениями установленного порядка формирования избирательных фондов поступило пожертвований на сумму 172,1 млн. рублей.
Нарушения в основном связаны с перечислением пожертвований юридическими лицами и гражданами, которым Федеральным законом запрещено осуществлять пожертвования либо не указавшими в полном объеме установленные законом реквизиты жертвователя, а также с превышением предельных размеров пожертвований.
Средства избирательных фондов, поступившие с нарушением установленного порядка, возвращены жертвователям и перечислены в доход федерального бюджета на общую сумму 171,7 млн. рублей, что составляет около 3,3 процента от общей суммы поступлений.
Проверка сведений о юридических лицах и гражданах, осуществивших пожертвования в избирательные фонды политических партий и их региональных отделений, проводилась по запросам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации территориальными органами Федеральной налоговой службы и Министерства юстиции Российской Федерации (в отношении сведений о некоммерческих организациях) и Главного управления по вопросам миграции МВД России.
Общая сумма расходов политических партий с учетом их региональных отделений на проведение избирательной кампании составила 4 912,9 млн. рублей. На четыре политические партии, участвовавшие в распределении депутатских мандатов по пропорциональной системе, пришлось 83,2 процента всех расходов (4 336,9 млн. рублей). Расходы Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" составили 2 414,5 млн. рублей, Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России - 710,9 млн. рублей, Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" - 309,2 млн. рублей, Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 902,4 млн. рублей.
Другие политические партии, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, израсходовали с учетом их региональных отделений от 0,4 млн. рублей (Общественная организация Всероссийская политическая партия "Гражданская Сила") до 432,2 млн. рублей (Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО").
Основные расходы из избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий связаны с финансированием предвыборной агитации, при этом на предвыборную агитацию через средства массовой информации было израсходовано 1 347, млн. рублей, из которых через организации телерадиовещания - 1 161,2 млн. рублей (23,6% от общей суммы расходов), через редакции периодических печатных изданий - 185,8 млн. рублей (3,8% от общей суммы расходов).
Расходы политических партий с учетом их региональных отделений на выпуск и распространение печатных агитационных материалов составили 2 418,3 млн. рублей (49,1% от общей суммы расходов), на оплату других работ (услуг), выполненных юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, - 653,3 млн. рублей (13,3%), на иные расходы, непосредственно связанные с проведением избирательной кампании, - 110,1 млн. рублей (2,2%).
На проведение предвыборных агитационных мероприятий политические партии и их региональные отделения в общей сложности израсходовали 78,4 млн. рублей, что составило 1,6 процента от общей суммы расходов.
На финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов, четырьмя партиями было израсходовано 3,0 млн. рублей.
Сведения о структуре расходов средств избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий приведены в приложении N 6 к настоящей пояснительной записке.
Соотношение расходов средств избирательных фондов политических партий (с учетом избирательных фондов региональных отделений), получивших депутатские мандаты, приведено в приложении N 7 к настоящей пояснительной записке. "Стоимость" одного мандата составила у Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 8,8 млн. рублей, Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - 16,3 млн. рублей, Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России - 20,7 млн. рублей. Самыми "дорогими" являются депутатские мандаты, полученные Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: стоимость одного мандата составила 52,9 млн. рублей.
После дня голосования 18 сентября 2016 года политическими партиями и их региональными отделениями неизрасходованные средства на общую сумму 95,9 млн. рублей, оставшиеся на специальных избирательных счетах, перечислены гражданам и юридическим лицам, внесшим добровольные пожертвования либо осуществившим перечисления в соответствующие избирательные фонды. Наибольшая сумма денежных средств была перечислена Всероссийской политической партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и ее региональными отделениями - 89,5 млн. рублей.
Остатки неизрасходованных средств на специальном избирательном счете Регионального отделения в Ростовской области Политической партии "Гражданская Платформа" составили 1 060 рублей, которые в соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона перечислены в доход федерального бюджета.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 74 Федерального закона еженедельно направляли в средства массовой информации подлежащие обязательному опубликованию сведения о поступлении средств на специальные избирательные счета политических партий, региональных отделений политических партий и расходовании этих средств. Также указанная информация размещалась избирательными комиссиями на соответствующих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
17 политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, представили в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации итоговые финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств созданных ими избирательных фондов в установленные законом сроки. С нарушением срока представлен отчет ранее ликвидированной Общероссийской политической партии "ВОЛЯ".
В избирательные комиссии субъектов Российской Федерации представлены итоговые финансовые отчеты 434 региональных отделений политических партий. Кабардино-Балкарское региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА" не выполнило требования Федерального закона по представлению итогового финансового отчета о поступлении и расходовании средств своего избирательного фонда. В отношении избирательного объединения составлен протокол об административном правонарушении, который направлен в суд.
При проверке итоговых финансовых отчетов о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов политических партий установлено, что расходы на проведение избирательной кампании в основном носят целевой характер, обоснованы и подтверждены первичными финансовыми документами. Частично не представлена первичная финансовая документация Всероссийской политической партией "РОДИНА" и Всероссийской политической партией "ПАРТИЯ РОСТА".
Отсутствуют замечания по оформлению итоговых финансовых отчетов и первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов, представленных политическими партиями: Всероссийской политической партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России, Политической партией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. Стоит отметить, что из политических партий, впервые принявших участие в выборах, практически отсутствуют замечания к отчетности Политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС).
К отчетности остальных политических партий имелись отдельные замечания, которые были устранены в ходе проверки итоговых финансовых отчетов.
3. Специальные избирательные счета для формирования избирательных фондов открыли в филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России" и иной кредитной организации (РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество) 2410 кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Сведения об открытии специальных избирательных счетов кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, приведены в приложении N 8 к настоящей пояснительной записке.
В соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона избирательные фонды кандидатов формировались за счет следующих источников:
собственных средств кандидатов (в совокупности не более 20 млн. рублей);
собственных средств политических партий, выдвинувших кандидатов (в совокупности не более 20 млн. рублей);
добровольных пожертвований граждан и юридических лиц (в совокупности 0,8 и 8 млн. рублей соответственно для каждого гражданина, юридического лица).
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не должна была превышать 40 млн. рублей.
Сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов приведены в приложении N 3 к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (без учета данных об избирательных фондах кандидатов, не представивших в установленный законом срок итоговых финансовых отчетов).
За период избирательной кампании в избирательных фондах кандидатов было аккумулировано 3 690,3 млн. рублей, поступивших в установленном порядке. Структура поступлений средств в избирательные фонды кандидатов приведена в приложении N 9 к настоящей пояснительной записке. Собственные средства кандидатов, политических партий, выдвинувших кандидатов по одномандатным избирательным округам, и пожертвования от юридических лиц поступили в избирательные фонды почти в равном объеме - 1 037,8, 1 100,5 и 1 286,9 млн. рублей соответственно, пожертвования от граждан составили около 7,2 процента от общей суммы поступлений - 264,5 млн. рублей.
Из общей суммы средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов, 211,6 млн. рублей пришлось на пожертвования, внесенные с нарушением требований Федерального закона.
Проверка сведений о юридических лицах и гражданах, осуществивших пожертвования в избирательные фонды кандидатов, баллотировавшихся по одномандатным избирательным округам, проводилась по запросам окружных избирательных комиссий территориальными органами Федеральной налоговой службы и Министерства юстиции Российской Федерации (в отношении сведений о некоммерческих организациях) и Главного управления по вопросам миграции МВД России.
Основные нарушения связаны с перечислением пожертвований гражданами и юридическими лицами, которым законом запрещено осуществлять пожертвования либо не указавшим обязательные сведения о себе в платежном документе, а также с превышением допустимого законом размера пожертвований.
Наибольшие суммы неправомерных пожертвований выявлены в одномандатных избирательных округах: Город Санкт-Петербург - Восточный одномандатный избирательный округ N 211, Город Санкт-Петербург - Западный одномандатный избирательный округ N 212 и Город Санкт-Петербург - Южный одномандатный избирательный округ N 218 - 12,3, 8,0 и 14,0 млн. рублей соответственно. От 6,0 до 10,0 млн. рублей неправомерных пожертвований были выявлены у кандидатов в Республике Саха (Якутия), в Чувашской Республике, в Красноярском и Пермском краях, Московской и Челябинской областях.
В среднем доля неправомерных пожертвований, поступивших в избирательные фонды кандидатов, составила 6,2 процента от всех поступлений.
По решению кандидатов из их избирательных фондов был осуществлен возврат пожертвований, поступивших в установленном порядке. Общая сумма таких средств составила 50,6 млн. рублей.
Всего из избирательных фондов кандидатов было израсходовано 3 651,6 млн. рублей. Сведения о структуре расходов средств избирательных фондов кандидатов приведены в приложении N 10 к настоящей пояснительной записке.
На финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей в поддержку своего выдвижения, кандидатами было израсходовано 26,7 млн. рублей (менее 1% от всех израсходованных средств избирательных фондов кандидатов).
Наибольшие суммы денежных средств избирательных фондов кандидатов были израсходованы на проведение предвыборной агитации - 2 416,4 млн. рублей, или 66,9 процента всех расходов. Наиболее активно кандидаты проводили агитацию за счет выпуска и распространения агитационных материалов (листовок, плакатов, рекламных щитов и т.п.). На эти цели было израсходовано 1 794,5 млн. рублей, или 49,7 процента от всех расходов. Через средства массовой информации - организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий - агитация проводилась менее активно, было израсходовано 580,8 млн. рублей (16% от всех расходов).
Значительные по объему средства избирательных фондов кандидатов были направлены на оплату работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, всего на общую сумму 833,8 млн. рублей. На проведение публичных предвыборных мероприятий затрачено 1,1 процента всех расходов из избирательного фонда - 41,0 млн. рублей.
Итоговые финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств избирательных фондов не представили 114 кандидатов.
Наибольшее количество кандидатов, не представивших итоговые финансовые отчеты, баллотировалось по избирательным округам города Москвы (19 человек), Московской и Ленинградской областей (по 15 человек). В отношении граждан, не выполнивших требования Федерального закона, будут применены меры административного воздействия.
- Приложение N 1. Сведения об открытии специальных избирательных счетов региональных отделений политических партий в субъектах Российской Федерации
- Приложение N 2. Сведения о поступлении средств в избирательные фонды политических партий, их региональных отделений и расходовании этих средств
- Приложение N 3. Сведения о поступлении средств в избирательные фонды политических партий, региональных отделений политических партий в установленном порядке (собственные средства, пожертвования граждан и юридических лиц)
- Приложение N 4. Сведения о поступлении средств, превышающих 400 тыс. рублей, в избирательные фонды политических партий от юридических лиц (с учетом возвратов из избирательных фондов)
- Приложение N 5. Сведения о поступлении средств в избирательные фонды политических партий от некоммерческих организаций (с учетом возвратов из избирательных фондов)
- Приложение N 6. Сведения о структуре расходов средств избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий
- Приложение N 7. Расходы средств избирательных фондов политических партий, принявших участие в распределении депутатских мандатов
- Приложение N 8. Сведения об открытии специальных избирательных счетов кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам
- Приложение N 9. Структура поступления средств в избирательные фонды кандидатов (собственные средства, пожертвования граждан и юридических лиц)
- Приложение N 10. Сведения о структуре расходов средств избирательных фондов кандидатов
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей