4.4. Методы и подходы, применяемые при проведении аудита эффективности
4.4.1. Счетной палатой при проведении аудита эффективности используются методы осуществления деятельности Счетной палаты, определенные в статье 16 Закона о Счетной палате, применение которых зависит от особенностей соответствующего мероприятия.
4.4.2. В зависимости от того, какие аспекты использования федеральных и иных ресурсов или особенности деятельности объектов являются предметом аудита эффективности, могут использоваться следующие подходы, которые направлены на проверку:
организации и процессов использования федеральных и иных ресурсов;
результатов использования федеральных и иных ресурсов;
отдельных аспектов использования федеральных и иных ресурсов;
проблем в организации, процессах и результатах использования федеральных и иных ресурсов или в деятельности объектов аудита эффективности по их использованию.
4.4.3. В случае если предметом аудита эффективности являются организация и процессы использования федеральных и иных ресурсов, в соответствии с установленными критериями оценки эффективности изучаются и проверяются системы управления, планирования, внутреннего финансового контроля и (или) внутреннего финансового аудита, существующие в проверяемой сфере использования федеральных и иных ресурсов.
При этом определяются наличие, надежность и результативность функционирования на объектах аудита эффективности внутреннего финансового контроля и (или) внутреннего финансового аудита, его способность обеспечивать достижение запланированных результатов использования федеральных и иных ресурсов. Как правило, тщательно проверяются и анализируются только те элементы системы внутреннего финансового контроля и (или) внутреннего финансового аудита, в которых может существовать высокая степень риска их ненадежности. При проверке необходимо учитывать влияние того или иного элемента системы внутреннего финансового контроля и (или) внутреннего финансового аудита на достижение запланированных результатов.
Если установлено, что система внутреннего финансового контроля и (или) внутреннего финансового аудита функционирует достаточно эффективно, можно предполагать, что конечные результаты, достигнутые в проверяемой сфере использования федеральных и иных ресурсов или в деятельности объекта аудита эффективности по их использованию, вполне удовлетворительны и не требуют специальной проверки в ходе аудита эффективности.
Определение наличия, надежности и функционирования на объекте аудита эффективности системы внутреннего финансового контроля и (или) внутреннего финансового аудита при проведении аудита эффективности осуществляется с учетом положений Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 "Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита".
4.4.4. В случае если предметом аудита эффективности являются результаты использования федеральных и иных ресурсов, проводится сравнительная оценка фактических и запланированных результатов, причем на начальном этапе проверяются и изучаются результаты деятельности по их использованию, а не применявшиеся для достижения данных результатов методы и процессы. Для такого подхода также необходимы соответствующие критерии в целях качественной и количественной оценки достигнутых результатов использования федеральных и иных ресурсов.
Если в ходе аудита эффективности установлено, что достигнутые результаты деятельности объекта аудита эффективности являются неудовлетворительными, то есть не соответствуют критериям оценки эффективности, проверка должна быть продолжена в той мере, в какой это необходимо для выявления конкретных причин, приведших к возникновению недостатков и, соответственно, неудовлетворительным результатам, а также для установления лиц, допустивших указанные недостатки. В этом случае инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты определяется наличие резервов для получения объектом аудита эффективности более высоких результатов и формулируются соответствующие рекомендации объекту аудита эффективности по повышению эффективности использования федеральных и иных ресурсов.
4.4.5. В случае если предметом аудита эффективности являются отдельные аспекты использования федеральных и иных ресурсов, выбор конкретных аспектов осуществляется с учетом степени их влияния на результаты использования указанных ресурсов в проверяемой сфере или на деятельность объектов аудита эффективности. Если в результате проверки выбранных аспектов выявлены серьезные проблемы и недостатки, это является основанием для вывода о неэффективном использовании федеральных и иных ресурсов в рамках проверяемой сферы.
4.4.6. В случае если предметом аудита эффективности являются проблемы в сфере организации, процессов и результатов использования федеральных и иных ресурсов или деятельности объектов аудита эффективности по их использованию, его проведение в первую очередь должно быть направлено на выявление наличия самих проблем (или признаков таких проблем), а затем проводиться их изучение.
Такой подход проведения аудита эффективности применяется при изучении проблем в использовании федеральных и иных ресурсов, причины возникновения которых невозможно установить в процессе предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности. В процессе предварительного изучения определяются лишь признаки возможных проблем в сфере его предмета или в деятельности объектов аудита эффективности, что является исходным пунктом аудита эффективности, а не результатом его проведения.
Основная задача аудита эффективности при таком подходе заключается в подтверждении предполагаемых проблем в сфере предмета или в деятельности объекта, относящихся к эффективности использования федеральных и иных ресурсов, в установлении причин возникновения и последствий этих проблем для разработки соответствующих рекомендаций по их устранению.
4.4.7. При проведении аудита эффективности указанные подходы могут быть использованы при рассмотрении его предмета в различном сочетании:
проверка в последовательности "организация и процессы использования федеральных и иных ресурсов - результаты использования федеральных и иных ресурсов - отдельные аспекты использования федеральных и иных ресурсов - проблемы в организации, процессах и результатах использования федеральных и иных ресурсов или в деятельности объектов аудита эффективности по их использованию";
проверка в последовательности "проблемы в организации, процессах и результатах использования федеральных и иных ресурсов или в деятельности объектов аудита эффективности по их использованию - отдельные аспекты использования федеральных и иных ресурсов - результаты использования федеральных и иных ресурсов - организация и процессы использования федеральных и иных ресурсов".
Проверку вопросов эффективности использования федеральных и иных ресурсов начиная с организации и процессов использования федеральных и иных ресурсов и заканчивая изучением существующих проблем в их использовании целесообразно проводить в случае необходимости оценки достижения целей и выполнения задач, установленных органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, а оценка эффективности использования федеральных и иных ресурсов осуществляется в соответствии с установленными ими ожидаемыми результатами.
В рамках поставленных целей аудита эффективности использование федеральных и иных ресурсов также возможно оценить в обратной последовательности. При этом проведение такого аудита эффективности целесообразно в случаях оценки эффективности использования федеральных и иных ресурсов в социальной и иных сферах.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей