Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Определение эффективности использования федеральных и иных ресурсов

3. Определение эффективности использования федеральных

и иных ресурсов

3.1. Эффективность использования федеральных и иных ресурсов характеризуется соотношением результатов достижения целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации с затратами федеральных и иных ресурсов на их достижение, которое включает определение экономности и (или) результативности использования федеральных и иных ресурсов.

3.2. Экономность характеризуется достижением объектом аудита эффективности заданных результатов с использованием наименьшего объема федеральных и иных ресурсов.

Определение экономности использования федеральных и иных ресурсов осуществляется посредством проверки способов достижения необходимых результатов (например, сравнение затраченных объектом аудита эффективности ресурсов на приобретение товаров, работ, услуг с аналогичными показателями предыдущего периода или с показателями других организаций).

Для оценки экономности использования федеральных и иных ресурсов необходимо установить, имелись ли у объекта аудита эффективности возможности достижения заданных результатов наименее затратным способом и их более рационального использования для того, чтобы достигнуть поставленных целей на основе использования меньшего объема указанных ресурсов.

3.3. Результативность характеризуется достижением объектом аудита эффективности наилучших результатов с использованием определенного объема федеральных и иных ресурсов.

Для оценки результативности использования федеральных и иных ресурсов необходимо установить, имелись ли у объекта аудита эффективности возможности достижения наилучших результатов с использованием определенного объема ресурсов на указанные цели.

В процессе определения результативности использования федеральных и иных ресурсов целесообразно провести по методологии стратегического аудита анализ достижения установленных документами стратегического планирования и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были использованы федеральные и иные ресурсы.

При проведении указанного анализа следует учитывать и оценивать влияние различных факторов на достижение целей и решение задач социально-экономического развития Российской Федерации.

В случаях, когда федеральные и иные ресурсы использованы в полном объеме на закупку определенных товаров, выполнение конкретных работ, оказание услуг, результатом их использования будет наличие данных товаров, работ, услуг в запланированном количестве и требуемого качества, но если эти товары, работы, услуги не обеспечивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены, необходимо с учетом особенностей проверяемой сферы использования федеральных и иных ресурсов отметить недостижение или достижение не в полной мере целей и нерешение или решение не в полной мере задач социально-экономического развития Российской Федерации, установленных документами стратегического планирования или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3.4. Оценка эффективности использования федеральных и иных ресурсов может включать определение продуктивности их использования посредством установления использованного объектом аудита эффективности объема ресурсов в расчете на единицу выполненной работы, оказанной услуги. При этом в качестве основы для расчета продуктивности использования федеральных и иных ресурсов в определенных сферах использования ресурсов могут применяться нормативы и показатели, используемые участниками бюджетного процесса при планировании бюджетных ассигнований. В частности, могут использоваться нормативы финансовых затрат в случае оценки степени и полноты оказания государственных услуг, показатели государственных программ и другие.

3.5. Оценка эффективности использования федеральных и иных ресурсов в части бюджетных средств может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

оценка эффективности использования бюджетных средств на реализацию государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности;

оценка эффективности использования бюджетных средств на выполнение мероприятий;

оценка эффективности использования бюджетных средств по отдельным видам расходов классификации расходов бюджетов <4>.

--------------------------------

<4> В случае проведения оценки эффективности использования бюджетных средств по указанным взаимосвязанным направлениям следует также руководствоваться Критериями и методикой оценки эффективности бюджетных расходов с учетом особенностей, определенных видом расходов, подготовленными во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 октября 2013 г. N Пр-2451ГС и утвержденными сопредседателями Рабочей группы по вопросам разработки критериев и методики оценки эффективности бюджетных расходов заместителем Министра финансов Российской Федерации А.М. Лавровым и руководителем аппарата Счетной палаты Ю.В. Ворониным.

При проведении аудита эффективности следует учитывать, что:

оценка планируемой эффективности проектов государственных программ Российской Федерации осуществляется при проведении экспертизы их проектов и с учетом Методических указаний по проведению экспертизы проектов государственных программ Российской Федерации;

оценка эффективности государственных программ Российской Федерации осуществляется в ходе оценки качества их формирования и реализации, проводимой при аудите государственных программ Российской Федерации, с учетом положений Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 301 "Аудит государственных программ Российской Федерации";

оценка эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также эффективности системы управления контрактами осуществляется с учетом Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 302 "Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)";

оценка эффективности реализации совокупности федеральных инновационных проектов, обладающих схожими целями и характеристиками, осуществляется с учетом положений Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 310 "Оценка федеральных инновационных проектов".