5.1. Сбор фактических данных и информации. Получение доказательств
5.1.1. Сбор фактических данных и информации в ходе основного этапа аудита эффективности осуществляется посредством:
проведения контрольных действий на объектах аудита эффективности;
получения информации из других источников, в том числе по запросам, направляемым адресатам в порядке, установленном в Счетной палате.
В процессе сбора фактических данных и информации, как правило, проводится значительный объем аналитических и оценочных процедур, изучаются данные и результаты финансового аудита (контроля), собирается информация и изучаются документы и материалы в целях формирования доказательств.
5.1.2. Фактические данные и информация о результатах использования федеральных и иных ресурсов собираются посредством проведения проверки деятельности объектов аудита эффективности, а также посредством изучения документов и материалов, имеющих отношение к его предмету, в том числе получаемых из различных источников.
5.1.3. В аудите эффективности доказательства представляют собой достаточные фактические данные и достоверную информацию, которые:
подтверждают выявленные недостатки в организации, процессах и результатах использования федеральных и иных ресурсов, а также в деятельности объектов аудита эффективности по их использованию;
обосновывают заключения, выводы и рекомендации по результатам аудита эффективности.
5.1.4. Доказательства используются для обоснования:
соответствия или несоответствия организации, процессов и результатов использования федеральных и иных ресурсов, а также деятельности объектов аудита эффективности по их использованию установленным критериям оценки эффективности;
обоснования недостатков и проблем в организации, процессах и результатах использования федеральных и иных ресурсов, а также в деятельности объектов аудита эффективности по их использованию;
заключений и выводов по результатам аудита эффективности;
выявленных возможностей совершенствования деятельности объектов аудита эффективности по использованию федеральных и иных ресурсов и повышению эффективности их использования, а также соответствующих рекомендаций.
5.1.5. Процесс получения доказательств в ходе аудита эффективности предполагает:
сбор фактических данных и информации в соответствии с целями и вопросами аудита эффективности, определение их полноты и приемлемости;
анализ собранных фактических данных и информации и определение, являются ли они достаточными для того, чтобы оценить организацию, процессы, результаты использования федеральных и иных ресурсов и деятельность объекта аудита эффективности по их использованию на основе критериев оценки эффективности;
проведение дополнительного сбора фактических данных и информации в случае их недостаточности для формирования доказательств.
Фактические данные и информацию инспектор и иной сотрудник аппарата Счетной палаты собирают на основе письменных и устных запросов в формах:
копий документов, представленных объектом аудита эффективности;
подтверждающих документов, представленных независимой (третьей) стороной;
статистических данных, сравнений, результатов анализа, расчетов и других материалов.
5.1.6. Доказательства получают путем проведения:
инспектирования, которое заключается в проверке документов, полученных от объекта аудита эффективности;
аналитических процедур, представляющих собой анализ и оценку полученной информации, исследование показателей деятельности объекта аудита эффективности в целях выявления недостатков, а также причин их возникновения;
подтверждения, представляющего процедуру запроса и получения письменного подтверждения необходимой информации от независимой (третьей) стороны.
В качестве доказательств также должны использоваться фактические данные и информация, собранные в процессе предварительного изучения организации, процессов и результатов использования федеральных и иных ресурсов.
5.1.7. Доказательства, получаемые в процессе проведения аудита эффективности, должны быть достаточными, достоверными и относящимися к выявленным недостаткам.
Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы по результатам аудита эффективности.
Доказательства являются достоверными, если они соответствуют фактическим данным и информации, полученным в ходе аудита эффективности. При оценке достоверности доказательств следует исходить из того, что более надежными являются доказательства, собранные непосредственно инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты, подтвержденные документально.
Доказательства считаются относящимися к выявленным недостаткам, если они имеют логическую, разумную связь с ними.
5.1.8. Получаемые в ходе проведения аудита эффективности доказательства должны убеждать в наличии недостатков в деятельности объектов аудита эффективности, которые привели к неэффективному использованию федеральных и иных ресурсов.
Для того чтобы доказательства, используемые для обоснования заключений и выводов по результатам аудита эффективности, являлись убедительными, целесообразно, чтобы они были получены из различных источников (бюджетной и статистической отчетности, первичных бухгалтерских и других документов) и представлены в разнообразных формах, совокупность которых включает документальные, материальные и аналитические доказательства.
Документальные доказательства могут быть получены от объекта аудита эффективности и независимой (третьей) стороны на бумажных носителях или в электронном виде в установленном порядке. При сборе и анализе документальных доказательств полученные фактические данные и информацию следует рассматривать с учетом целей, вопросов аудита эффективности и критериев оценки эффективности.
Материальные доказательства могут быть получены в процессе осуществления контрольных действий при наблюдении за событиями на объекте аудита эффективности, действиями должностных лиц объекта аудита эффективности и представлены в виде фотографий, схем или в ином графическом виде.
Аналитические доказательства получают в результате проведенного инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты анализа отдельных показателей, их совокупности или различных данных об организации, процессах, результатах использования федеральных и иных ресурсов, а также о деятельности объекта аудита эффективности по их использованию.
5.1.9. Если в ходе аудита эффективности получены какие-либо фактические данные или выявлены проблемы, которые не могут быть оценены с точки зрения утвержденных критериев оценки эффективности, следует провести дополнительное изучение вопроса, в процессе которого необходимо:
определить, имеют ли эти данные случайный характер, или же они свидетельствуют о наличии общей либо системной проблемы в проверяемой сфере;
оценить фактическое или возможное влияние данной проблемы на результаты использования федеральных и иных ресурсов в проверяемой сфере;
установить причины наличия данной проблемы, для того чтобы подготовить соответствующие рекомендации по ее устранению;
проанализировать возможности устранения выявленной проблемы самим объектом аудита эффективности, поскольку эта проблема может быть результатом действий или событий, которые от него не зависят;
обсудить данную проблему с внешними экспертами (в случае их привлечения) и при необходимости, по решению члена Коллегии Счетной палаты, ответственного за проведение мероприятия, - с руководством объекта аудита эффективности;
собрать при необходимости дополнительные фактические данные и информацию.
На основе анализа собранного дополнительного материала определяются характер, значимость и причины выявленных проблем, которые формулируются в выводах по результатам аудита эффективности. Если руководство объекта аудита эффективности знает о существовании этих проблем и предпринимает меры по их устранению, это следует учитывать при формулировании выводов, подготовленных по результатам аудита эффективности.
5.1.10. Для подтверждения собранных доказательств в процессе аудита эффективности может формироваться рабочая документация с учетом положений СГА 101.
5.1.11. Фактические данные и информация, полученные по результатам осуществления контрольных действий, в том числе на объектах аудита эффективности, отражаются в актах, которые оформляются в соответствии с требованиями СГА 101.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей