Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращен 31 декабря 2020 года (Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 N 1013).

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:

культурную и социальную среду общества;

изобразительное искусство;

медиасферу;

издательскую деятельность;

искусство кино и телевидения;

культурно-просветительскую деятельность;

систему художественного образования и художественно-эстетического воспитания.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:

окружающая пространственная среда (естественная, проектируемая, искусственно созданная);

архитектурная среда;

процесс воздействия искусства на культурную и социальную среду общества;

авторы произведений искусств и их творчество;

авторские произведения искусства;

средства массовой информации и визуальных коммуникаций, периодическая печать, печатные и электронные издания и издательская деятельность;

памятники и произведения искусства и культуры, относящиеся к мировому художественно-историческому наследию и требующие профессионального изучения;

социальная и культурная жизнь общества и ее влияние на художественно-творческий процесс в сфере культуры и искусства;

обучающиеся изобразительному искусству и процесс обучения определенным видам деятельности в сфере изобразительного искусства;

обучающиеся в системе профессионального художественного образования и художественно-эстетического воспитания;

процессы функционирования творческих союзов и объединений, государственных, общественных и коммерческих организаций, способствующих созданию и распространению продуктов творчества;

процессы научного изучения искусства и художественной критики;

сфера музеев;

процессы организационно-управленческой деятельности в сфере культуры и искусства.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

художественно-творческая;

научно-исследовательская;

педагогическая;

художественно-просветительская.

Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

специализация N 1 "Художник-график (станковая графика)";

специализация N 2 "Художник-график (искусство книги)";

специализация N 3 "Художник-график (искусство графики и плаката)";

специализация N 4 "Художник-график (оформление печатной продукции)";

специализация N 5 "Художник анимации и компьютерной графики";

специализация N 6 "Художник мультипликационного фильма".

При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист, и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:

в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

художественно-творческая деятельность:

наблюдение, анализ и обобщение явлений окружающей действительности и выражение их через художественные образы для последующего создания на высоком профессиональном уровне авторских художественных произведений в области изобразительного искусства, оформления печатной продукции, в кино и на телевидении, в искусстве мультипликации;

создание на высоком профессиональном уровне авторских художественных произведений в области изобразительного искусства и других областях профессиональной деятельности;

работа во взаимодействии с работодателями, заказчиками, соавторами, исполнителями в пространстве единых задач и единого художественного замысла в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности;

научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований и методических разработок по отдельным разделам, этапам, заданиям, темам, связанным с конкретными видами профессиональной деятельности;

сбор, обработка, анализ и обобщение научной информации, передового отечественного и зарубежного опыта, результатов экспериментов и наблюдений, связанных с профессиональной деятельностью;

ведение библиографической и исследовательской работы с привлечением современных информационных технологий;

участие во внедрении результатов научных исследований и разработок во всех видах профессиональной деятельности;

представление итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, методических разработок, научных статей;

педагогическая деятельность:

преподавание дисциплин (модулей) изобразительного искусства и смежных с ним вспомогательных дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществление функции современного квалифицированного педагога-наставника, на высоком научно-методическом и педагогическом уровне вести процесс обучения и воспитания личности обучающегося в области изобразительного искусства различным художественным дисциплинам (модулям) и видам творчества;

планирование и осуществление учебной (преподавательской) и воспитательной работы, разработка и внедрение инновационных (в том числе авторских) технологий обучения и воспитания для формирования у обучающихся профессиональных умений, навыков, компетенций и современных художественно-эстетических взглядов;

формирование системы контроля качества образования обучающихся, опираясь на подходы и методики (в том числе авторские), в соответствии с современными требованиями развития изобразительного искусства и педагогики;

соблюдение прав и академических свобод обучающихся, содействие поддержанию учебной дисциплины, уважения человеческого достоинства обучающихся;

соблюдение требований безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе и во время прохождения практик;

повышение уровня профессиональной квалификации в соответствии с требованиями ФГОС ВО;

художественно-просветительская деятельность:

формирование художественно-эстетических взглядов общества через профессиональную, педагогическую, общественную и просветительскую деятельность;

использование новых научных фактов, сведений, учебно-познавательной информации в сфере изобразительного искусства с целью распространения художественно-эстетических знаний среди населения, повышения его общеобразовательного, общенаучного и культурного уровня;

проведение экскурсий, выступлений с общедоступными лекциями, сообщениями, подготовка выставок, экспозиций, проведение информационно-консультативных мероприятий;

содействие сохранению и развитию собственного творческого потенциала и профессионального мастерства, участие в мероприятиях по повышению уровня профессиональной компетентности творческого, педагогического, научного и руководящего интеллектуального кадрового корпуса России, стран ближнего и дальнего зарубежья в сфере изобразительного искусства;

соучастие в накоплении, сохранении и приумножении культурно-просветительских, духовно-нравственных и интеллектуальных ценностей, создании и продвижении высокохудожественной продукции изобразительного искусства;

реализация совместно с профессиональным сообществом современных форм и технологий художественного образования и эстетического воспитания, стажировок и иных образовательных профессионально ориентированных (творческие, учебные, научные) программ с активным использованием социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидения и технических средств коммуникации;

формирование общемирового образовательного и культурно-просветительского пространства, вмещающего в себя все многообразие современных достижений национальной художественной практики;

в соответствии со специализациями:

специализация N 1 "Художник-график (станковая графика)":

владение средствами, техниками и технологиями изобразительного искусства в области живописи и рисунка, станковой графики, печатной графики, эстампа;

создание на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области станковой графики, уникальной и печатной графики, эстампа, используя чувственно-художественное восприятие окружающей действительности, образное и креативное композиционное мышление и умение выражать свой творческий замысел средствами изобразительного искусства;

наблюдение, анализ и обобщение явлений окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения в области станковой графики;

применение художественных материалов, техники и технологии, используемых в творческом процессе художника (в области станковой графики, уникальной и печатной графике, эстампе);

применение в своей творческой работе полученные теоретические знания в области перспективы, анатомии, теории и истории искусств и мировой материальной культуры;

использование в своей творческой практике знания основных памятников искусства и культуры, выдающихся произведений живописи, скульптуры, графики, книги, плаката, полиграфического искусства как мирового, так и национального значения, знание истории книгопечатания, орнамента и шрифта;

использование архивных материалов при изучении, копировании произведений графического искусства и книгопечатания, при создании образного строя художественного произведения в области станковой графики;

владение техникой и технологией при создании станкового произведения, уникальной или печатной графики;

владение техникой и технологией создания печатной формы (офорт, гравюра, литография, шелкография) для графического произведения;

работа с современными компьютерными технологиями и программами в профессиональной деятельности при сборе информативного материала;

знание и владение техникой безопасности при создании печатной формы, работе на станках;

преподавание дисциплин (модулей) в области изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция) и смежных с ней дисциплин (модулей) в области графического искусства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществление процесса обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области станковой графики, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики;

использование традиционных и инновационных подходов к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного искусства - станковой графики, уникальной и печатной графики;

планирование и реализация собственной исследовательской деятельности, работа с литературой и информационными источниками, осуществление подбора соответствующих средств при проведении исследования;

применение в научном исследовании методологических теорий и принципов современной науки с привлечением современных информационных технологий;

владение в письменной и устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области культуры, графического изобразительного искусства;

проведение художественно-эстетического анализа и оценки отдельных произведений и явлений графического изобразительного искусства;

специализация N 2 "Художник-график (искусство книги)":

владение средствами, техниками и технологиями изобразительного искусства в области живописи и рисунка, искусства книги, печатной графики, эстампа;

создание на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области искусства книги, уникальной и печатной графики, эстампа;

наблюдение, анализ и обобщение явлений окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения в области искусства книги;

применение художественных материалов, техники и технологии, используемых в творческом процессе художника (в области искусства книги, уникальной и печатной графике, эстампе);

применение в своей творческой работе полученных теоретических знаний в области перспективы, анатомии, теории и истории искусств и мировой материальной культуры;

использование в своей творческой практике знаний основных памятников искусства и культуры, выдающихся произведений живописи, скульптуры, графики, книги, плаката, полиграфического искусства как мирового, так и национального значения, знание истории книгопечатания, орнамента и шрифта;

использование архивных материалов при изучении, копировании произведений графического искусства и книгопечатания, при создании образного строя художественного произведения в области искусства книги;

владение техникой и технологией при создании макета будущего произведения печатной или электронной продукции или книги;

владение техникой и технологией создания печатной формы (офорт, гравюра, литография, шелкография) для графического произведения, знание процессов типографской печати и основных принципов технологии печатной продукции;

работа с современными компьютерными технологиями и программами в профессиональной деятельности при сборе информативного материала;

знание и владение техникой безопасности при создании печатной формы, работе на станках и в полиграфическом производстве;

преподавание дисциплин (модулей) в области изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция) и смежных с ней дисциплин (модулей) в области графического искусства и полиграфического производства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществление процесса обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области искусства книги, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики;

использование традиционных и инновационных подходов к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного искусства - станковой графики, искусства книги, уникальной и печатной графики;

планирование и реализация собственной исследовательской деятельности, работа с литературой и информационными источниками, осуществление подбора соответствующих средств при проведении исследований;

владение в письменной и устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области культуры, графического изобразительного искусства и книгоиздания;

проведение художественно-эстетического анализа и оценка отдельных произведений и явлений графического изобразительного искусства и книгоиздания, художественного творчества в этих областях;

специализация N 3 "Художник-график (искусство графики и плаката)":

владение средствами, техниками и технологиями изобразительного искусства в области живописи и рисунка, искусства графики и плаката, печатной графики, эстампа;

создание на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области искусства графики и плаката, уникальной и печатной графики, эстампа, используя чувственно-художественное восприятие окружающей действительности, образное и креативное композиционное мышление и умение выражать свой творческий замысел средствами изобразительного искусства;

наблюдение, анализ и обобщение явлений окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения в области искусства графики и плаката;

применение художественных материалов, техники и технологии, используемых в творческом процессе художника (в области искусства графики и плаката, уникальной и печатной графике, эстампе);

применение в своей творческой работе полученных теоретических знаний в области перспективы, анатомии, теории и истории искусств и мировой материальной культуры;

использование в своей творческой практике знаний основных памятников искусства и культуры, выдающихся произведений живописи, скульптуры, графики, книги, плаката, полиграфического искусства как мирового, так и национального значения, знание истории книгопечатания, орнамента и шрифта;

использование архивных материалов при изучении, копировании произведений графического искусства и книгопечатания, при создании образного строя художественного произведения в области искусства графики и плаката;

работа в творческом коллективе с соавторами и исполнителями в пределах единого художественного замысла в целях совместного достижения высоких качественных результатов профессиональной деятельности в области изобразительного искусства и издательской деятельности;

владение техникой и технологией при создании оригинала плаката для издания, знанием основных принципов типографики как процесса художественного формообразования в искусстве печатной графики и визуальных коммуникаций;

владение техникой и технологией создания печатной формы (офорт, гравюра, литография, шелкография) для графического произведения, знанием процессов типографской печати и основных принципов технологии печатной продукции;

работа с современными компьютерными технологиями и программами в профессиональной деятельности при сборе информативного материала;

знание и владение техникой безопасности при создании печатной формы, работе на станках и в полиграфическом производстве;

преподавание дисциплин (модулей) в области изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция) и смежных с ней дисциплин (модулей) в области графического искусства и полиграфического производства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществление процесса обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области станковой графики, искусства графики и плаката, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики;

использование традиционных и инновационных подходов к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного искусства - станковой графики, искусства графики и плаката, уникальной и печатной графики;

планирование и реализация собственной научно-исследовательской деятельности, работа с литературой и информационными источниками, осуществление подбора соответствующих средств при проведении научного исследования, формулирование выводов;

применение в научном исследовании методологических теорий и принципов современной науки с привлечением современных информационных технологий;

владение методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области культуры, графического изобразительного искусства и полиграфии;

использование приобретенных знания для популяризации станковой графики, искусства графики и плаката, уникальной и печатной графики, эстампа;

проведение художественно-эстетического анализа и оценки отдельных произведений и явлений графического изобразительного искусства и полиграфии, художественного творчества в этих областях;

специализация N 4 "Художник-график (оформление печатной продукции)":

владение средствами, техниками и технологиями изобразительного искусства в области живописи и рисунка, оформления печатной продукции, печатной графики, эстампа;

создание на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области оформления печатной продукции и книгоиздания, уникальной и печатной графики, эстампа, используя чувственно-художественное восприятие окружающей действительности, образное и креативное композиционное мышление и умение выражать свой творческий замысел средствами изобразительного искусства;

наблюдение, анализ и обобщение явлений окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения в области оформления печатной продукции;

применение художественных материалов, техники и технологии, используемых в творческом процессе художника (в области оформления печатной продукции, уникальной и печатной графике, эстампе);

применение в своей творческой работе полученных теоретических знаний в области перспективы, анатомии, теории и истории искусств и мировой материальной культуры;

использование в своей творческой практике знаний основных памятников искусства и культуры, выдающихся произведений живописи, скульптуры, графики, книги, плаката, полиграфического искусства как мирового, так и национального значения, знание истории книгопечатания, орнамента и шрифта;

использование архивных материалов при создании образного строя художественного произведения в области оформления печатной продукции;

работа в творческом коллективе с соавторами и исполнителями в пределах единого художественного замысла в целях совместного достижения высоких качественных результатов профессиональной деятельности в области изобразительного искусства и издательской деятельности;

знание основных принципов типографики как процесса художественного формообразования в искусстве печатной графики и визуальных коммуникаций;

владение техникой и технологией создания печатной формы (офорт, гравюра, литография, шелкография) для графического произведения, знание процессов типографской печати и основных принципов технологии печатной продукции;

работа с современными компьютерными технологиями и программами в профессиональной деятельности при сборе информативного материала;

знание и владение техникой безопасности при создании печатной формы, работе на станках и в полиграфическом производстве;

преподавание дисциплин (модулей) в области изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция) и смежных с ней дисциплин (модулей) в области графического искусства и полиграфического производства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществление процесса обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области оформления печатной продукции, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики;

осознание цели, задач, логики и этапов научного познания, современных методов, средств и этапов планирования и организации научно-исследовательской деятельности;

планирование и реализация собственной научно-исследовательской деятельности, осуществление подбора соответствующих средств при проведении исследования;

применение в научном исследовании методологической теории и принципов современной науки с привлечением современных информационных технологий;

владение в письменной и устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области культуры, книгоиздания и полиграфии;

проведение экскурсий, выступление с лекциями, сообщениями, формирование выставок и экспозиций;

проведение художественно-эстетического анализа и оценка отдельных произведений и явлений графического изобразительного искусства, книгоиздания и полиграфии, художественного творчества в этих областях, осуществление редакторской работы;

специализация N 5 "Художник анимации и компьютерной графики":

владение средствами, техниками и технологиями изобразительного искусства, способностью через чувственно-художественное восприятие окружающей действительности, креативное композиционное и образное мышление выражать свой творческий замысел при создании на высоком художественном уровне авторских произведений в области графического изобразительного искусства, анимации и компьютерной графики, используя специфику их выразительных средств;

наблюдение, анализ и обобщение явлений окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения в области графического искусства, анимации и компьютерной графики;

применение художественных материалов, техники и технологии, используемых в творческом процессе художника-графика при создании авторских произведений и произведений в области анимации и компьютерной графики;

применение в своей творческой работе полученных теоретических знаний в области перспективы, анатомии, основ архитектуры и макетирования, методику и технологию создания декораций в кино и на телевидении;

использование в своей творческой практике знаний основных произведений анимационного киноискусства, истории кино, основных произведений мирового и национального киноискусства и особенностей стилевых течений в киноискусстве;

применение на практике методики проведения комбинированных съемок, знанием принципов действия кинотехники и освещения;

проведение анализа кино- и телесценариев, их драматургического построения, литературно-художественных особенностей и выразительных средств;

использование архивных материалов создании произведений в области анимации и компьютерной графики;

владение техникой и технологией создания кукол, основами изобразительного мультдвижения и компьютерной графикой;

владение лидерскими качествами, работа в творческом коллективе с соавторами и исполнителями в процессе создания художественного произведения в кино и на телевидении в целях совместного достижения высоких качественных результатов профессиональной деятельности;

использование в практической деятельности знаний о порядке работы цехов и подразделений, обеспечивающих съемочный процесс на киностудии;

работа с современными компьютерными технологиями и программами в области анимации и компьютерной графики;

использование знаний техники безопасности при работе в павильоне и на съемочной площадке;

преподавание основ изобразительного искусства, технологий и методов работы художника анимации и компьютерной графики и смежные с ними дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

планирование и реализация собственной научно-исследовательской деятельности, работа с литературой и информационными источниками, осуществление подбора соответствующих средств при проведении научного исследования;

применение в научном исследовании методологической теории и принципов современной науки с привлечением современных информационных технологий;

владение в изобразительной, письменной или устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области культуры и искусства, расширения знаний в сфере искусства анимации, телевидения и киноискусства;

специализация N 6 "Художник мультипликационного фильма":

владение средствами, техниками и технологиями изобразительного искусства, способностью через чувственно-художественное восприятие окружающей действительности, креативное композиционное и образное мышление выражать свой творческий замысел при создании на высоком художественном уровне авторских произведений в области графического изобразительного искусства и мультипликации, используя специфику их выразительных средств;

наблюдение, анализ и обобщение явлений окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения в области графического искусства и мультипликации;

применение художественных материалов, техники и технологии, используемых в творческом процессе художника-графика при создании авторских произведений и произведений в области мультипликации;

применение в своей творческой работе полученных теоретических знаний в области перспективы, анатомии, основ архитектуры и макетирования, методики и технологии создания декораций в кино и на телевидении;

использование в своей творческой практике знаний основных произведений мультипликационного киноискусства, истории кино, основных произведений мирового и национального киноискусства и особенностей стилевых течений в киноискусстве;

применение на практике методики проведения комбинированных съемок, знаний принципов действия кинотехники и освещения;

проведение анализа кино- и телесценариев, их драматургического построения, литературно-художественных особенностей и выразительных средств;

использование архивных материалов при создании произведений в области мультипликации;

владение техникой и технологией создания кукол, основами изобразительного мультдвижения;

владение лидерскими качествами, работа в творческом коллективе с соавторами и исполнителями в процессе создания художественного произведения в кино и на телевидении в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности;

использование в практической деятельности знаний о порядке работы цехов и подразделений, обеспечивающих съемочный процесс на киностудии;

работа с современными компьютерными технологиями и программами в области мультипликации;

использование знаний техники безопасности при работе в павильоне и на съемочной площадке;

преподавание основ изобразительного искусства, технологий и методов работы художника-мультипликатора и смежные с ними дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществление процесса обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области художественного творчества в кино и на телевидении, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики;

планирование и реализация собственной научно-исследовательской деятельности, работа с литературой и информационными, источниками, осуществление подбора соответствующих средств при проведении научного исследования, формулирование выводов;

применение в научном исследовании методологических теорий и принципов современной науки с привлечением современных информационных технологий;

владение в изобразительной, письменной или устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области культуры и искусства, расширения знаний в сфере искусства мультипликации, телевидения и киноискусства;

консультирование в сферах художественной деятельности, киноискусства и телевидения, проведение художественно-эстетического анализа и оценка работ художников кино и телевидения.