Решение Верховного Суда РФ от 18.11.2016 N АКПИ16-1103 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца пятого подпункта "в" пункта 25 Временных критериев, утв. Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 N 56>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 ноября 2016 г. N АКПИ16-1103

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению М.А. о признании частично недействующим абзаца пятого подпункта "в" пункта 25 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56,

установил:

в соответствии с абзацем пятым подпункта "в" пункта 25 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 40 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случае, если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на две категории тяжести.

Гражданин М.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца пятого подпункта "в" пункта 25 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Временные критерии) в части установления степени утраты профессиональной трудоспособности в зависимости от способности пострадавшего выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 57, 195.1, 195.2 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 16 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789, а также пунктам 13 и 14 Временных критериев, нарушают его права на страховое обеспечение в полном объеме, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Представитель административного истца М.А. по доверенности М.Е. поддержала в суде заявленные требования.

Представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации С., Фонда социального страхования Российской Федерации М.О., Министерства юстиции Российской Федерации Ч. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Министерство здравоохранения Российской Федерации просило суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Выслушав объяснения представителей административного истца М.Е., административных ответчиков Минтруда России С., Фонда социального страхования Российской Федерации М.О., Минюста России Ч., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоит из Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в редакции, действовавшей до 22 февраля 2005 г., Министерству труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации было поручено утвердить критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Во исполнение вышеназванных предписаний Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановлением от 18 июля 2001 г. N 56 утвердило Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (действуют с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Минтруда России от 30 декабря 2003 г. N 92, от 26 апреля 2004 г. N 61, приказов Минздравсоцразвития России от 13 мая 2005 г. N 329, от 18 апреля 2007 г. N 280, от 24 сентября 2007 г. N 620). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 августа 2001 г., регистрационный номер 2876, опубликован в "Российской газете" 29 августа 2001 г., Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 3 сентября 2001 г., N 36.

Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривают определение степени утраты профессиональной трудоспособности у пострадавшего, исходя из оценки имеющихся у него профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях (пункт 12). Согласно пункту 16 названных Правил в случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60 процентов.

В абзаце пятом подпункта "в" пункта 25 Временных критериев установлен такой критерий оценки способности к профессиональной деятельности пострадавшего, как возможность продолжения им неквалифицированного физического труда, выполнявшегося до страхового случая, со снижением разряда работ на две категории тяжести.

Указанный критерий учитывается при определении степени утраты профессиональной трудоспособности рабочих неквалифицированного физического труда, выполняющих простой физический труд, отличающийся показателем его тяжести, что соответствует пункту 16 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и не предполагает учитывать при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности иную, не выполнявшуюся до страхового случая профессиональную деятельность.

Временные критерии разработаны для использования учреждениями медико-социальной экспертизы при определении степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, нуждаемости их в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" определяет профессиональную трудоспособность как способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества (абзац семнадцатый статьи 3).

Профессиональная деятельность представляет собой род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений, навыков, полученных в результате образования.

Квалификация работника характеризуется уровнем его подготовленности, мастерства, степени годности к выполнению труда по определенной специальности (виду профессиональной деятельности), определяемым разрядом, знанием и другими квалификационными категориями.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" под степенью утраты профессиональной трудоспособности понимает выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая (абзац восемнадцатый статьи 3).

Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 195.1 определяет квалификацию работника как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Квалификация работника характеризуется уровнем его подготовленности, мастерства, степени годности к выполнению труда по определенной специальности (виду профессиональной деятельности), определяемым разрядом и другими квалификационными категориями.

Поскольку способность застрахованного лица осуществлять профессиональную деятельность характеризуется его способностью выполнять работу определенной квалификации, объема и качества, то и степень утраты пострадавшим профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания определяется исходя из тех же критериев с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда.

Доводы административного истца о противоречии абзаца пятого подпункта "в" пункта 25 Временных критериев статьям 57, 195.1, 195.2 Трудового кодекса Российской Федерации являются несостоятельными. Предметом регулирования указанных статей Трудового кодекса Российской Федерации является установление условий содержания трудового договора, определение понятий "квалификация работника", "профессиональный стандарт". Указанные нормы Трудового кодекса Российской Федерации не регулируют вопросы установления степени утраты профессиональной трудоспособности.

Статья 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую ссылается административный истец, касается определения заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья, и не содержит положений, регулирующих вопросы определения степени утраты профессиональной трудоспособности.

Согласно пунктам 13 и 14 Временных критериев профессии рабочих квалифицированного физического труда классифицируются шестью тарифно-квалификационными разрядами. Тарифно-квалификационный разряд указывает на соответствие квалификации рабочего сложности выполняемой работы, а также уровню его знаний, умений и трудовых навыков. Если пострадавший не может выполнять работу прежней сложности, то возникает вопрос о переводе его на работу меньшей сложности в соответствии с видами работ, предусмотренных ЕТКС, с оптимальной или допустимой нагрузкой, не содержащую противопоказаний и соответствующую возможностям пострадавшего.

Ссылка административного истца на противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта пунктам 13 и 14 Временных критериев не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ по делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления М.А. о признании частично недействующим абзаца пятого подпункта "в" пункта 25 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ