II. Внутренний финансовый аудит ФАС России
3. Внутренний финансовый аудит осуществляется аудиторской группой, состоящей из уполномоченных должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России, наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
4. Руководитель аудиторской группы назначается приказом руководителя ФАС России. Руководитель аудиторской группы планирует, координирует, контролирует работу группы.
5. В состав аудиторской группы включаются не менее 3-х гражданских служащих. В состав аудиторской группы включаются сотрудники Контрольно-финансового управления ФАС России без предъявления требований к должности и стажу, а также сотрудники структурных подразделений центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России (должность не ниже советника отдела, стаж работы в антимонопольных органах не менее одного года).
(в ред. Приказа ФАС России от 14.12.2015 N 1252/15)
(см. текст в предыдущей редакции)
При организации внутреннего финансового аудита исключается участие должностных лиц аудиторской группы в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
(абзац введен Приказом ФАС России от 22.07.2016 N 1031/16)
6. Аудиторская группа при проведении внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю ФАС России.
7. Деятельность аудиторской группы основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
8. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
9. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения центрального аппарата ФАС России, территориальные органы ФАС России, подведомственные государственные учреждения (далее - объекты аудита).
(п. 9 в ред. Приказа ФАС России от 22.07.2016 N 1031/16)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем ФАС России, согласно Приложению N 1 к настоящему Положению.
11. Аудиторские проверки подразделяются:
а) на камеральные проверки, которые проводятся в здании ФАС России на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения территориальных органов ФАС России, подведомственных государственных учреждений;
(в ред. Приказа ФАС России от 14.12.2015 N 1252/15)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) на комбинированные проверки, которые проводятся как в здании ФАС России, так и по месту нахождения территориальных органов ФАС России, подведомственных государственных учреждений.
(в ред. Приказа ФАС России от 14.12.2015 N 1252/15)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Должностные лица аудиторской группы при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов.
13. Срок направления и исполнения запроса, указанного в подпункте а) пункта 12 настоящего Положения, устанавливается руководителем аудиторской группы ФАС России.
14. Аудиторская группа обязана:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки согласно Приложению N 2 к настоящему Положению.
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо территориального органа ФАС России, подведомственного государственного учреждения с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);
(в ред. Приказа ФАС России от 14.12.2015 N 1252/15)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
(пп. "г" введен Приказом ФАС России от 22.07.2016 N 1031/16)
15. Проект плана аудиторских проверок на предстоящий год разрабатывается Контрольно-финансовым управлением ФАС России и не позднее 15 декабря текущего года представляется на утверждение руководителю ФАС России.
(п. 15 в ред. Приказа ФАС России от 21.11.2016 N 1644/16)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Включение территориальных органов в проект плана аудиторских проверок производится при наличии одного из следующих оснований:
- наличие нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, установленных органами финансово-бюджетного надзора (иными проверяющими органами) в предыдущие периоды;
- неэффективное использование средств федерального бюджета в предыдущие периоды, обращения контролирующих органов;
- мотивированные предложения структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
- решение Президиума ФАС России.
План внутреннего финансового аудита утверждается до начала очередного финансового года приказом руководителя ФАС России. Утвержденный план внутреннего финансового аудита доводится до сведения структурных подразделений центрального аппарата ФАС России, руководителей объектов аудита и размещается на внутреннем портале ФАС России. По решению руководителя ФАС России в утвержденный план внутреннего финансового аудита могут вноситься изменения или дополнения, утверждаемые приказом ФАС России.
17. В целях составления плана внутреннего финансового аудита Контрольно-финансовое управление ФАС России проводит предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (иных проверяющих органов) в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
(в ред. Приказа ФАС России от 22.07.2016 N 1031/16)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. Аудиторская проверка назначается приказом руководителя ФАС России.
19. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем аудиторской группы.
20. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
21. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля;
б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение, исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
22. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры, и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам, в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
23. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
24. Предельный срок проведения аудиторской проверки - 30 календарных дней. По письменному мотивированному ходатайству руководителя аудиторской группы решением руководителя ФАС России проведение аудиторской проверки может быть продлено на 30 календарных дней. По решению руководителя ФАС России проведение аудиторской проверки может быть приостановлено.
25. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки. Акт аудиторской проверки оформляется в соответствии с формой, приведенной в Приложении N 3 к настоящему Положению.
26. Акт аудиторской проверки должен быть составлен не позднее срока окончания аудиторской проверки, установленного приказом ФАС России. Акт аудиторской проверки составляется в 2-х экземплярах, подписывается всеми членами аудиторской группы. Руководитель объекта аудита либо уполномоченное лицо объекта аудита под роспись знакомится с актом аудиторской проверки.
27. Руководитель объекта аудита (уполномоченное лицо объекта аудита) в срок не позднее 3-х рабочих дней вправе представить письменные возражения (замечания) к акту аудиторской проверки.
28. На основании акта аудиторской проверки в срок не позднее пяти рабочих дней руководитель аудиторской группы составляет отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки. Отчет о результатах аудиторской проверки оформляется по форме согласно Приложению N 4 к настоящему Положению.
29. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю ФАС России. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель ФАС России вправе принять одно или несколько решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
(пп. "в" в ред. Приказа ФАС России от 22.07.2016 N 1031/16)
(см. текст в предыдущей редакции)
30. В случае если в результате аудиторской проверки установлены факты (признаки) неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданскими служащими ФАС России должностных обязанностей, руководитель ФАС России по итогам рассмотрения материалов проверки может принять решение о проведении служебной проверки в отношении должностных лиц, допустивших выявленные нарушения, и применить к ним дисциплинарное взыскание в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В случае назначения руководителем ФАС России служебной проверки заверенная копия акта аудиторской проверки (а при необходимости и копии материалов аудиторской проверки) передаются в Управление государственной службы ФАС России.
31. Решение руководителя ФАС России, принятое по итогам рассмотрения отчета и акта аудиторской проверки, направляется руководителем аудиторской группы не позднее пяти рабочих дней с момента принятия решения руководителю объекта аудита для исполнения.
32. Руководитель объекта аудита в срок не позднее одного месяца с момента получения решения руководителя представляет отчет о мерах, принятых в соответствии с решением.
33. Руководитель аудиторской группы формирует номенклатурное дело, которое содержит:
а) копию приказа ФАС России о проведении аудиторской проверки;
б) акт аудиторской проверки и приложения к нему;
в) отчет о результатах аудиторской проверки;
г) решение руководителя ФАС России;
д) отчет объекта аудита о принятых мерах по устранению нарушений и недостатков;
е) иные документы и материалы, имеющие отношение к аудиторской проверке.
Сформированное дело хранится в Контрольно-финансовом управлении ФАС России в течение срока, установленного номенклатурой дел.
34. Руководитель аудиторской группы в течение трех рабочих дней с момента направления решения, указанного в пункте 31 Положения, представляет в Контрольно-финансовое управление ФАС России сформированное дело для хранения и учета.
35. Контрольно-финансовое управление ФАС России проводит анализ и обобщение материалов аудиторских проверок и ежегодно в срок до 15 февраля текущего года представляет руководителю ФАС России отчет о проведенных мероприятиях.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей