См. Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов.

5.6. Международный стандарт аудита 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности"

5.6.1

пункт 6

МСА 250

При проведении аудита финансовой отчетности индивидуальный аудитор или аудиторская организация не рассмотрели соблюдения аудируемым лицом двух категорий законов и нормативных актов:

(a) положения законов и нормативных актов, которые обычно признаются оказывающими непосредственное влияние на определение существенных показателей и раскрытие информации в финансовой отчетности

(b) прочие законы и нормативные акты, которые не оказывают непосредственного влияния на определение показателей и раскрытие информации в финансовой отчетности, но соблюдение которых может оказаться основополагающим по отношению к операционным аспектам бизнеса, к способности организации продолжать ее деятельность или избежать существенных штрафных санкций.

Примечание: По категории, упомянутой в пункте 6(a), ответственность аудитора состоит в том, чтобы собрать достаточное количество надлежащих аудиторских доказательств в отношении соблюдения положений этих законов и нормативных актов. По категории, упомянутой в пункте 6(b), ответственность аудитора ограничивается проведением конкретных аудиторских процедур, направленных на выявление несоблюдения тех законов и нормативных актов, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность.

+

(п. 5.6.1 в ред. Изменений от 23.12.2021 N 62)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.6.1.1

пункты 12 - 14

МСА 250

Индивидуальный аудитор или аудиторская организация в процессе получения понимания организации и ее окружения не рассмотрели нормативно-правовую базу, применимую к организации, и то, каким образом организация соблюдает ее требования, включая влияние на финансовую отчетность, и (или) не направили запросы в адрес руководства (лиц, отвечающих за корпоративное управление) относительно соблюдения законов и нормативных актов и (или) не изучили переписку с соответствующими лицензирующими и регулирующими органами.

+

(менее трех случаев в проверяемом периоде)

+

(три и более случаев в проверяемом периоде)

(п. 5.6.1.1 введен Изменениями от 23.12.2021 N 62)

5.6.2

пункт 16

МСА 250

Индивидуальный аудитор или аудиторская организация не запросили у руководства и, если уместно, у лиц, отвечающих за корпоративное управление, письменные заявления о том, что все известные случаи несоблюдения или подозрения в несоблюдении законов и нормативных актов, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой отчетности, были раскрыты аудитору.

+

5.6.3

пункты 18, 29

МСА 250

Индивидуальный аудитор или аудиторская организация не включили в аудиторскую документацию ставшие известными сведения о несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов, и (или) не оценили возможное влияние такого несоблюдения на финансовую отчетность.

+

(п. 5.6.3 в ред. Изменений от 23.12.2021 N 62)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.6.4

пункты 19, 29

МСА 250

Индивидуальный аудитор или аудиторская организация не обсудили с руководством и, если уместно, с лицами, отвечающими за корпоративное управление, выявленные случаи подозрения несоблюдения законов и нормативных актов, не включили результаты обсуждения в аудиторскую документацию и (или) не рассмотрели вопрос о целесообразности получения юридической консультационной помощи.

+

5.6.5

пункт 21

МСА 250

Индивидуальный аудитор или аудиторская организация не оценили последствия несоблюдения законов и нормативных актов в отношении аудиторской оценки риска и надежности письменных заявлений, и (или) не приняли надлежащие меры.

+

5.6.6

пункт 22

МСА 250

Индивидуальный аудитор или аудиторская организация не довели до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление, информацию о фактах, связанных с несоблюдением законов и нормативных актов (за исключением явно малозначительных фактов, или когда все лица, отвечающие за корпоративное управление, участвуют в руководстве организацией).

+

5.6.7

пункт 24

МСА 250

Индивидуальный аудитор или аудиторская организация не довели до лиц следующего уровня корпоративной системы управления организации сведения о подозрениях вовлеченности членов руководства или лиц, отвечающих за корпоративное управление, в несоблюдение организацией законов и нормативных актов или при отсутствии более высокого уровня корпоративной иерархии не рассмотрели вопрос о целесообразности получения юридической помощи.

+

5.6.8

пункт 25

МСА 250

Индивидуальный аудитор или аудиторская организация не выразили мнение с оговоркой или отрицательное мнение о финансовой отчетности в случае если аудиторская группа пришла к выводу, что несоблюдение законов и нормативных актов оказывает существенное влияние на финансовую отчетность и надлежащим образом не отражено в ней.

+

(менее трех случаев в проверяемом периоде)

+

(три и более случаев в проверяемом периоде)

5.6.9

пункт 26

МСА 250

Индивидуальный аудитор или аудиторская организация не выразили мнение с оговоркой или не отказались от выражения мнения о финансовой отчетности на основании ограничения объема аудита в случае если руководство или лица, отвечающие за корпоративное управление, препятствуют аудитору в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств для оценки существенности искажений в финансовой отчетности вследствие несоблюдения организацией законов и нормативных актов.

+

(менее трех случаев в проверяемом периоде)

+

(три и более случаев в проверяемом периоде)

5.6.10

пункт 28

МСА 250

Индивидуальный аудитор или аудиторская организация не определили, есть ли у них обязанность доложить о выявленном несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов сторонним по отношению к организации лицам в случае если аудитор выявил или подозревает несоблюдение законов и нормативных актов, в том числе в отношении законодательства по противодействию легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

+