III. Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации
III. Общие требования к учету и контролю радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов в организации
9. Учетными единицами РВ и РАО при учете и контроле являются:
отдельные ЗРИ, имеющий паспорт (сертификат);
упаковка однотипных ЗРИ, имеющая единый паспорт или другой учетный документ до момента ее разукомплектования;
отдельное изделие с РВ, имеющее заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат) или другой учетный документ;
определенное по массе, объему, виду соединения, радионуклидному составу количество РВ в упаковке, имеющей заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат) или другой учетный документ;
партия РВ или партия однотипных упаковок РВ (изделий с РВ) однородного радионуклидного состава, находящаяся в опломбированной таре, имеющей заводской (эксплуатационный) номер и паспорт (сертификат) или другой учетный документ на партию или на каждую упаковку (изделие);
партия РВ, находящаяся в ограниченном контролируемом объеме, позволяющем обеспечить контроль доступа к РВ и идентификацию партии (в том числе по пункту хранения или месту хранения), и имеющая паспорт или другой учетный документ;
для РАО не в виде отработавших ЗРИ:
совокупность РАО, масса, объем, физические свойства и радионуклидный состав которых определены на основании единого набора данных и результатов измерений, имеющая паспорт или другой учетный документ, находящаяся в опломбированной либо в неопломбированной таре, имеющей заводской (эксплуатационный) номер, из которой РАО не могут быть извлечены без нарушения целостности учетной единицы, либо находящаяся в ограниченном контролируемом объеме;
законсервированный пункт хранения РАО <1>;
--------------------------------
<1> Хранилище РАО, размещение РАО в котором более не производится и для которого обеспечивается контроль целостности хранилища.
отдельный участок радиационно загрязненной территории либо отдельные зоны радиационно загрязненной территории (если проводилось зонирование участка территории в соответствии с диапазоном загрязнения);
для РАО в виде отработавшего ЗРИ:
упаковка с отработавшими ЗРИ в опломбированной таре;
для РВ в ядерном топливе - облученные в активной зоне ядерного реактора и выгруженные в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора:
тепловыделяющие сборки ядерного реактора (далее - ОТВС), имеющие индивидуальный номер;
отдельный тепловыделяющий элемент (далее - ТВЭЛ), имеющий индивидуальный номер;
фрагменты ОТВС, пучок ТВЭЛов, отдельные части ТВЭЛов или измельченные части ТВЭЛов, находящиеся в опломбированной таре (упаковке, пенале), имеющей индивидуальный номер, либо в неопломбированной таре (упаковке, пенале), имеющей индивидуальный номер, из которой указанные изделия не могут быть извлечены без нарушения целостности такой неопломбированной тары (упаковки, пенала).
для ЗРИ изготовителем должна устанавливаться и указываться в паспорте (сертификате) на ЗРИ категория по радиационной опасности согласно методике категорирования ЗРИ, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам. Если категория ЗРИ по радиационной опасности не была установлена изготовителем, то ее должна устанавливать организация-владелец ЗРИ в паспорте (сертификате) либо в отдельном документе;
для ЗРИ с ЯМ, подлежащим учету в СГУК ЯМ, в рамках СГУК РВ и РАО должно обеспечиваться предоставление отчетности по формам, введенным в действие в СГУК РВ и РАО для ЗРИ.
11. В организации (филиале, территориально обособленном подразделении) приказом руководителя организации должны быть назначены лица, ответственные за учет и контроль РВ и РАО в каждом структурном подразделении организации, осуществляющем обращение с РВ и РАО.
12. В организации (филиале, территориально обособленном подразделении) приказом руководителя организации должна быть создана централизованная служба (назначено структурное подразделение) по учету и контролю РВ и РАО (далее - централизованная служба) и определен состав такой службы. Допускается организовывать отдельно централизованные службы по учету и контролю РВ и по учету и контролю РАО.
Допускается вместо централизованной службы назначать должностное лицо, ответственное за учет и контроль, при наличии следующих условий:
в организации имеется не более четырех филиалов (территориально обособленных подразделений), осуществляющих обращение с РВ и РАО;
в филиале (территориально обособленном подразделении) имеется не более пяти структурных подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО.
13. Основные функции (обязанности) централизованной службы:
организация и осуществление учета и контроля РВ и РАО на уровне организации;
методическое руководство вопросами учета и контроля РВ и РАО в организации и ее подразделениях;
разработка соответствующих нормативных документов организации в области учета и контроля РВ и РАО;
проверка ведения учетной документации в подразделениях, осуществляющих обращение с РВ и РАО (в том числе проверка функционирования автоматизированной системы учета при ее наличии в организации);
представление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;
проверка соблюдения требований по учету и контролю РВ и РАО в подразделениях организации (в том числе сверка данных учетных документов, проверка порядка организации и проведения инвентаризаций РВ и РАО в структурных подразделениях, проверка порядка применения пломб, проверка наличия РВ и РАО в местах их нахождения, сверка данных учета и фактического наличия РВ и РАО, проверка соблюдения процедур оценки потерь РВ и РАО для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);
участие в проведении расследований причин и обстоятельств нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО и контроль принятия необходимых мер по их устранению;
контроль мероприятий по устранению недостатков в системе учета и контроля РВ и РАО, выявленных при осуществлении административного контроля.
Основные функции (обязанности) централизованной службы (или должностных лиц, на которых возложены соответствующие функции, далее по тексту под централизованной службой понимается централизованная служба или соответствующее должностное лицо) должны быть определены в Положении (Инструкции) по учету и контролю РВ и РАО в организации (далее - Положение).
14. Учет и контроль РВ и РАО в организации должен осуществляться на всех стадиях обращения с РВ и РАО в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, нормативной и технической документацией, разрабатываемой и утверждаемой этими организациями.
15. В организации должно быть разработано Положение, которое утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным (далее - руководитель организации). В данном Положении следует определить:
перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО;
структуру и состав персонала, занятого учетом и контролем, в том числе функции централизованной службы по учету и контролю РВ и РАО и распределение ответственности и обязанностей за учет и контроль РВ и РАО в организации;
типы учетных единиц РВ и РАО в организации;
порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО, в том числе при:
приемке и передаче РВ и РАО (от других организаций и внутри организации между подразделениями);
изготовлении РВ, образовании РАО;
переводе из одной категории в другую (РВ, РАО) или из одной системы учета в другую (СГУК РВ и РАО, СГУК ЯМ);
завершении технологических операций с РВ и РАО;
технологических потерях РВ и РАО (для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);
истечении назначенного срока службы ЗРИ, срока эксплуатации изделий с РВ;
утере РВ и/или РАО, обнаружении ранее неучтенных, бесхозяйных РВ и/или РАО;
снижении активностей РВ до значений ниже минимально значимых или снижении активности РАО до уровней, при которых они не относятся к РАО в соответствии с критериями отнесения отходов к радиоактивным;
сведения об организации системы измерений РВ и РАО;
сведения о мерах контроля доступа и СКД к РВ и РАО, в том числе:
об административно-технических мерах по ограничению доступа к РВ и РАО;
о порядке применения СКД в целях учета и контроля РВ и РАО;
о порядке действий в случае индикации СКД несанкционированного доступа;
перечень и формы учетных и отчетных документов в организации, порядок ведения учетных документов, в том числе:
перечень учетных документов, которые ведутся в организации;
порядок и сроки подготовки и предоставления отчетных документов от подразделений организации в централизованную службу, перечень и формы таких отчетных документов;
порядок внесения изменений и исправлений в учетные и отчетные документы;
сроки хранения учетных документов;
порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю, в том числе:
список лиц, которым поручен административный контроль выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
порядок организации и осуществления административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
порядок документального оформления результатов административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
порядок устранения замечаний, выявленных в ходе проведения административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
порядок расследования нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО:
порядок действий работника при обнаружении нарушений и аномалий;
порядок проведения расследования нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО;
порядок информирования и отчетности по фактам нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО;
порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО, в том числе организация процесса подготовки, поддержания квалификации, проверки знаний работников, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО, и должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в организации;
порядок проведения инвентаризаций РВ и РАО, в том числе:
периодичность проведения инвентаризаций;
порядок подготовки к проведению инвентаризации;
порядок проведения инвентаризации;
порядок оформления результатов инвентаризации;
процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО (для предприятий, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО):
места образования технологических потерь;
методики (методы) измерений или расчетные методы для определения технологических потерь;
порядок документального оформления технологических потерь.
При наличии в организации отдельных документов, в которых отражены вопросы, указанные в настоящем пункте (например, отдельный документ по проведению инвентаризации РВ и РАО), допускается указание в Положении ссылок на соответствующие документы.
16. Требования и процедуры, установленные в Положении и других документах организации, должны соответствовать требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии. Положение должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Положения по учету и контролю для РВ и для РАО могут быть разработаны в виде отдельных документов.
17. При наличии в организации трех и более структурных подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ и РАО, для каждого такого подразделения должна быть утверждена руководителем организации инструкция по учету и контролю РВ и РАО, в которой должны быть определены:
организация работ по учету и контролю РВ и РАО в структурном подразделении, в том числе состав и функции персонала структурного подразделения, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО;
процедуры учета и контроля РВ и РАО в структурном подразделении, в том числе постановки на учет и снятия с учета;
процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО в структурном подразделении (для производств, в процессе технологической деятельности которых производятся, образуются, перерабатываются РВ или перерабатываются РАО);
применяемые в структурном подразделении методики (методы) и средства измерений РВ и РАО в целях учета и контроля;
перечень и формы учетных документов в структурном подразделении и порядок их ведения;
особенности проведения инвентаризаций РВ и РАО в структурном подразделении.
Инструкция должна содержать особенности учета и контроля РВ и РАО в конкретном структурном подразделении (по сравнению с общим порядком учета и контроля РВ и РАО в организации, определенным в Положении по учету и контролю РВ и РАО в организации) и пересматриваться не реже одного раза в пять лет.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей