Письмом Рособрнадзора от 26.04.2018 N 10-268 направлены актуализированные методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2018 году.

1. Русский язык

ГВЭ по русскому языку (письменная форма) проводится в нескольких форматах в целях учета возможностей разных категорий его участников:

участников без ОВЗ;

обучающихся с ОВЗ.

В зависимости от выбора формата ГВЭ по русскому языку и номера варианта ЭМ должна быть реализована рассадка участников экзамена по аудиториям.

При организации экзамена следует учесть, что для его проведения необходимы разные аудитории для проведения сочинения и изложения с творческим заданием.

Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием (номера вариантов ЭМ содержат литеру "А").

Разработаны следующие ЭМ:

1. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащих и позднооглохших обучающиеся - изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. ЭМ аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ (номера вариантов ЭМ с литерой "А").

2. Для слепых, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, владеющих шрифтом Брайля - по выбору выпускника: изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение (номера вариантов ЭМ с литерой "С").

ЭМ аналогичны ЭМ для участников ГВЭ без ОВЗ, однако визуальные образы в текстах сведены к минимуму.

ЭМ переведены на шрифт Брайля.

3. Для глухих обучающихся, обучающихся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи - по выбору выпускника: изложение (сжатое или подробное - по выбору выпускника) с творческим заданием или сочинение (номера вариантов ЭМ с литерой "К").

Данный ЭМ имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории экзаменуемых; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям, отражающие специфику той или иной категории обучающихся с ОВЗ.

Для проведения экзамена у глухих и слабослышащих обучающихся привлекаются сурдопедагоги, работающие с данным контингентом обучающихся, но не ведущие данный предмет (учитель географии, учитель истории, учитель индивидуальных коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения и др.). При желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается сурдоперевод текста изложения.

Текст изложения (для всех категорий участников экзамена) читается организатором три раза.

Глухим и слабослышащим обучающимся, обучающимся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи предоставляется (после второго чтения текста) текст изложения для чтения и проведения подготовительной работы к изложению на 40 минут. По истечении этого времени организатор забирает текст изложения у участников экзамена.

4. Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - диктант (номера вариантов ЭМ с литерой "Д").

Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для обучающегося.