IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:
решение комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей, подростков и взрослых, профилактики девиантного поведения;
сопровождения детей и подростков группы риска;
коррекции и реабилитации детей, подростков и взрослых с девиантным поведением;
психолого-педагогической экспертизы и прогнозирования;
психолого-педагогическое обеспечение социальной работы по защите прав и законных интересов детей и подростков, социальному оздоровлению семьи, предупреждению безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения детей и подростков;
профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе учреждений образования;
социальная защита населения, правоохранительных органов и организаций, работающих с детьми, подростками и взрослыми с проблемами в поведении;
психолого-педагогическое образование.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:
общественные отношения в сфере воспитания детей и подростков, защиты их прав и законных интересов профилактики социального неблагополучия семьи правонарушений несовершеннолетних;
процессы социализации и развития личности;
психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в условиях девиантного поведения личности, межличностных и социально-педагогических взаимодействий, факторы, способствующие возникновению девиантного поведения и противодействующие его развитию на индивидуальном, семейном, групповом и общесоциальном уровнях.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
воспитательная (социально-педагогическая);
организационно-управленческая;
Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
специализация N 1 "Социальная педагогика";
специализация N 2 "Пенитенциарная педагогика";
специализация N 3 "Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения";
специализация N 4 "Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска";
специализация N 5 "Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением".
Специализации N 1 "Социальная педагогика" и N 2 "Пенитенциарная педагогика" реализуются в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:
в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
воспитательная (социально-педагогическая) деятельность:
программирование и прогнозирование процессов воспитания, социализации и развития личности на основе всестороннего анализа социально-педагогической ситуации;
социально-педагогическая поддержка и решение проблем семьи, детей и подростков, контроль за кризисными ситуациями в целях защиты прав детей и подростков, предупреждение и позитивное разрешение конфликтов, оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов;
координация деятельности организаций и служб по защите прав и законных интересов детей и подростков, социальному оздоровлению семьи;
коррекция воспитательных воздействий (в целях усиления позитивных, нейтрализации или переключения негативных), оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе неформальной;
формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, ценностей здорового образа жизни, гармоничного развития, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей, создание условий для самореализации, развития творческого потенциала личности, разработка, реализация и мониторинг эффективности психолого-педагогических профилактических программ для детей и подростков;
организация досуга детей и подростков, формирование сети социальной и психолого-педагогической поддержки детей и подростков группы риска;
обеспечение ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе в процессе отбывания наказания, и последующей адаптации после освобождения из пенитенциарного учреждения или выпуска из специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;
диагностико-коррекционная деятельность:
разработка моделей диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбор методов сбора первичных данных, их анализ и интерпретация, психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, составление диагностических заключений и рекомендаций по их использованию;
мониторинг личностного развития и социального поведения детей и подростков групп риска с целью профилактики девиантного поведения;
установление причин девиантного поведения детей и подростков, социального неблагополучия семьи;
выбор и реализация адекватных форм, методов и программ коррекционных мероприятий, программ педагогического сопровождения и психологической помощи лицам, склонным к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения;
коррекция состояний нервно-психической дезадаптации;
правоохранительная деятельность:
обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства, охрана общественного порядка;
правовое обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних;
разработка и психолого-педагогическое обоснование программ профилактики девиантного поведения в детско-подростковом возрасте, организация системы мер по предупреждению безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения несовершеннолетних;
пресечение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
выявление и учет несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей;
общая профилактика правонарушений несовершеннолетних, индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями, родителями, отрицательно влияющими на детей;
работа с несовершеннолетними, доставленными в органы внутренних дел;
осуществление производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;
осуществление производства по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;
выявление несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
организация системы мер по оказанию социально-правовой помощи семьям и детям групп социального риска;
экспертно-консультационная деятельность:
психолого-педагогическая экспертиза личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер;
консультирование по проблемам прав ребенка, семейное консультирование с целью разрешения семейных конфликтов, нормализации детско-родительских отношений и снижения уровня дисфункционального поведения, консультативная помощь детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
психолого-педагогическое консультирование в области социальной и образовательной деятельности, индивидуальное консультирование в области межличностных отношений, профориентации, личностного роста;
консультирование по проблемам предупреждения и преодоления девиантного поведения, формирования в коллективах детей и подростков благоприятного морально-психологического климата;
консультирование по проблемам детей с отклонениями или задержками в развитии с целью профилактики их дезадаптации и девиантного поведения;
осуществление социально-педагогической и психологической экспертиз нормативных актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, правил и норм охраны труда несовершеннолетних;
научно-исследовательская деятельность:
проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
разработка и внедрение практических рекомендаций по результатам научно-исследовательской работы в сфере педагогики и психологии девиантного поведения;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
организация межведомственного полипрофессионального взаимодействия при решении задач комплексной профилактики девиантного поведения, сопровождения, коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением;
преподавание психолого-педагогических дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
организация и проведение работы, направленной на повышение психолого-педагогической и правовой компетентности взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков, в работе с лицами, склонными к девиантному поведению;
осуществление правового воспитания;
в соответствии со специализациями:
профессиональные задачи в соответствии со специализациями N 1 "Социальная педагогика" и N 2 "Пенитенциарная педагогика" определяются квалификационными требованиями к военно-профессиональной, специальной профессиональной подготовке выпускников, установленными федеральными государственными органами, в ведении которых находятся федеральные государственные организации;
специализация N 3 "Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения":
использование в профессиональной деятельности концепций и теоретических принципов психического и личностного развития детей и подростков, особенностей развития на различных возрастных этапах;
разработка программ развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения, а также коррекция первичных признаков такого поведения;
учет современных социальных и психологических условий формирования детей и подростков, особенности образовательной среды;
устанавливание причин и закономерностей развития семейной, школьной, социальной дезадаптации и девиантного поведения, его различных видов;
применение развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения, проведение психологической консультативной работы с детьми, подростками и их семьями;
проведение психологической диагностики с целью выявления признаков отклоняющегося личностного развития, дезадаптации и девиантного поведения, их причин;
проведение оценки рисков и ресурсов позитивного развития социальной и образовательной среды;
проведение психолого-педагогической экспертизы личностного и социального развития детей, подростков и взрослых, профилактических программ и мероприятий, воспитательных мер, образовательной среды с позиций профилактики девиантного поведения детей и подростков;
владение методами экспертной психолого-педагогической деятельности;
разработка и использование программ оказания психологической помощи осужденным и коррекции их девиантного поведения;
применение навыков междисциплинарного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, участвующими в работе с детьми и подростками;
специализация N 4 "Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска":
использование концепций и теоретических принципов психического и личностного развития детей и подростков, особенностей развития на различных возрастных этапах;
устанавливание основных признаков и видов девиантного поведения детей и подростков, факторов, условий и закономерностей их развития;
диагностирование признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми и подростками в семьях;
учет правовых и организационных основ психолого-педагогической и комплексной системной помощи детям и подросткам группы риска;
устанавливание контакта с детьми и подростками группы риска и формирование у них мотивацию к сотрудничеству;
применение методов психолого-педагогической диагностики психосоциальных проблем и отклонений социального и личностного развития детей и подростков, признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми в семье;
использование методов анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития;
планирование и реализация программ системного пролонгированного психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска в целях их полноценной социальной адаптации и личностного развития;
проведение психолого-педагогической консультационной работы с детьми, подростками и их родителями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации;
проведение психолого-педагогической экспертизы личностного и социального развития детей и подростков, социальной и образовательной среды;
организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска формирования девиантного поведения;
применение методологии и методов составления программ и реализации психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска;
создание социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска.
специализация N 5 "Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением":
диагностирование и идентификация психосоциальных проблем и отклонений психического, личностного и социального развития лиц с девиантным поведением;
диагностирование основных признаков и видов девиантного поведения, факторов, условий их развития;
применение методов психодиагностики личностных и социальных отклонений у лиц с девиантным поведением;
владение концептуальными основами и принципами комплексной реабилитационной работы в контексте оказания помощи лицам с девиантным поведением;
учет правовых и организационных основ оказания реабилитационной и профилактической помощи лицам с девиантным поведением в контексте различных ведомств и учреждений;
устанавливание контактов с лицами с девиантным поведением и выработка у них мотивацию к сотрудничеству;
использование методов оценки риска рецидива девиантного поведения;
планирование и реализация программ групповой и индивидуальной психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением с учетом их личностных особенностей, этнокультуральной специфики, вида девиаций и организационно-ведомственного контекста работы;
проведение мониторинга и оценки эффективности коррекционно-реабилитационных программ;
координирование психолого-педагогической коррекционно-реабилитационной работы с деятельностью других специалистов, учреждений и ведомств, участвующих в комплексной коррекции, реабилитации и социальной реадаптации лиц с девиантным поведением;
проведение образовательной, психолого-педагогической консультативной работы с персоналом коррекционных учреждений для повышения эффективности его деятельности и профилактики профессионального выгорания;
проведение образовательной, психолого-педагогической консультативной работы с персоналом специальных учебно-воспитательных учреждений для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением для повышения эффективности деятельности и профилактики профессионального выгорания.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей