Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2021 года (Приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 N 297).

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:

решение комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей, подростков и взрослых, профилактики девиантного поведения;

сопровождения детей и подростков группы риска;

коррекции и реабилитации детей, подростков и взрослых с девиантным поведением;

психолого-педагогической экспертизы и прогнозирования;

психолого-педагогическое обеспечение социальной работы по защите прав и законных интересов детей и подростков, социальному оздоровлению семьи, предупреждению безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения детей и подростков;

профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе учреждений образования;

социальная защита населения, правоохранительных органов и организаций, работающих с детьми, подростками и взрослыми с проблемами в поведении;

психолого-педагогическое образование.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:

общественные отношения в сфере воспитания детей и подростков, защиты их прав и законных интересов профилактики социального неблагополучия семьи правонарушений несовершеннолетних;

процессы социализации и развития личности;

психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в условиях девиантного поведения личности, межличностных и социально-педагогических взаимодействий, факторы, способствующие возникновению девиантного поведения и противодействующие его развитию на индивидуальном, семейном, групповом и общесоциальном уровнях.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

воспитательная (социально-педагогическая);

диагностико-коррекционная;

правоохранительная;

экспертно-консультационная;

научно-исследовательская;

организационно-управленческая;

педагогическая.

Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

специализация N 1 "Социальная педагогика";

специализация N 2 "Пенитенциарная педагогика";

специализация N 3 "Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения";

специализация N 4 "Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска";

специализация N 5 "Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением".

Специализации N 1 "Социальная педагогика" и N 2 "Пенитенциарная педагогика" реализуются в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:

в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

воспитательная (социально-педагогическая) деятельность:

программирование и прогнозирование процессов воспитания, социализации и развития личности на основе всестороннего анализа социально-педагогической ситуации;

социально-педагогическая поддержка и решение проблем семьи, детей и подростков, контроль за кризисными ситуациями в целях защиты прав детей и подростков, предупреждение и позитивное разрешение конфликтов, оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов;

координация деятельности организаций и служб по защите прав и законных интересов детей и подростков, социальному оздоровлению семьи;

коррекция воспитательных воздействий (в целях усиления позитивных, нейтрализации или переключения негативных), оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе неформальной;

формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, ценностей здорового образа жизни, гармоничного развития, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей, создание условий для самореализации, развития творческого потенциала личности, разработка, реализация и мониторинг эффективности психолого-педагогических профилактических программ для детей и подростков;

организация досуга детей и подростков, формирование сети социальной и психолого-педагогической поддержки детей и подростков группы риска;

обеспечение ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе в процессе отбывания наказания, и последующей адаптации после освобождения из пенитенциарного учреждения или выпуска из специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;

диагностико-коррекционная деятельность:

разработка моделей диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбор методов сбора первичных данных, их анализ и интерпретация, психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, составление диагностических заключений и рекомендаций по их использованию;

мониторинг личностного развития и социального поведения детей и подростков групп риска с целью профилактики девиантного поведения;

установление причин девиантного поведения детей и подростков, социального неблагополучия семьи;

выбор и реализация адекватных форм, методов и программ коррекционных мероприятий, программ педагогического сопровождения и психологической помощи лицам, склонным к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения;

коррекция состояний нервно-психической дезадаптации;

правоохранительная деятельность:

обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства, охрана общественного порядка;

правовое обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних;

разработка и психолого-педагогическое обоснование программ профилактики девиантного поведения в детско-подростковом возрасте, организация системы мер по предупреждению безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения несовершеннолетних;

пресечение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

выявление и учет несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей;

общая профилактика правонарушений несовершеннолетних, индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями, родителями, отрицательно влияющими на детей;

работа с несовершеннолетними, доставленными в органы внутренних дел;

осуществление производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

осуществление производства по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;

выявление несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

организация системы мер по оказанию социально-правовой помощи семьям и детям групп социального риска;

экспертно-консультационная деятельность:

психолого-педагогическая экспертиза личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер;

консультирование по проблемам прав ребенка, семейное консультирование с целью разрешения семейных конфликтов, нормализации детско-родительских отношений и снижения уровня дисфункционального поведения, консультативная помощь детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

психолого-педагогическое консультирование в области социальной и образовательной деятельности, индивидуальное консультирование в области межличностных отношений, профориентации, личностного роста;

консультирование по проблемам предупреждения и преодоления девиантного поведения, формирования в коллективах детей и подростков благоприятного морально-психологического климата;

консультирование по проблемам детей с отклонениями или задержками в развитии с целью профилактики их дезадаптации и девиантного поведения;

осуществление социально-педагогической и психологической экспертиз нормативных актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, правил и норм охраны труда несовершеннолетних;

научно-исследовательская деятельность:

проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

разработка и внедрение практических рекомендаций по результатам научно-исследовательской работы в сфере педагогики и психологии девиантного поведения;

организационно-управленческая деятельность:

организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;

организация межведомственного полипрофессионального взаимодействия при решении задач комплексной профилактики девиантного поведения, сопровождения, коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением;

педагогическая деятельность:

преподавание психолого-педагогических дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

организация и проведение работы, направленной на повышение психолого-педагогической и правовой компетентности взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков, в работе с лицами, склонными к девиантному поведению;

осуществление правового воспитания;

в соответствии со специализациями:

профессиональные задачи в соответствии со специализациями N 1 "Социальная педагогика" и N 2 "Пенитенциарная педагогика" определяются квалификационными требованиями к военно-профессиональной, специальной профессиональной подготовке выпускников, установленными федеральными государственными органами, в ведении которых находятся федеральные государственные организации;

специализация N 3 "Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения":

использование в профессиональной деятельности концепций и теоретических принципов психического и личностного развития детей и подростков, особенностей развития на различных возрастных этапах;

разработка программ развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения, а также коррекция первичных признаков такого поведения;

учет современных социальных и психологических условий формирования детей и подростков, особенности образовательной среды;

устанавливание причин и закономерностей развития семейной, школьной, социальной дезадаптации и девиантного поведения, его различных видов;

применение развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения, проведение психологической консультативной работы с детьми, подростками и их семьями;

проведение психологической диагностики с целью выявления признаков отклоняющегося личностного развития, дезадаптации и девиантного поведения, их причин;

проведение оценки рисков и ресурсов позитивного развития социальной и образовательной среды;

проведение психолого-педагогической экспертизы личностного и социального развития детей, подростков и взрослых, профилактических программ и мероприятий, воспитательных мер, образовательной среды с позиций профилактики девиантного поведения детей и подростков;

владение методами экспертной психолого-педагогической деятельности;

разработка и использование программ оказания психологической помощи осужденным и коррекции их девиантного поведения;

применение навыков междисциплинарного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, участвующими в работе с детьми и подростками;

специализация N 4 "Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска":

использование концепций и теоретических принципов психического и личностного развития детей и подростков, особенностей развития на различных возрастных этапах;

устанавливание основных признаков и видов девиантного поведения детей и подростков, факторов, условий и закономерностей их развития;

диагностирование признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми и подростками в семьях;

учет правовых и организационных основ психолого-педагогической и комплексной системной помощи детям и подросткам группы риска;

устанавливание контакта с детьми и подростками группы риска и формирование у них мотивацию к сотрудничеству;

применение методов психолого-педагогической диагностики психосоциальных проблем и отклонений социального и личностного развития детей и подростков, признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми в семье;

использование методов анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития;

планирование и реализация программ системного пролонгированного психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска в целях их полноценной социальной адаптации и личностного развития;

проведение психолого-педагогической консультационной работы с детьми, подростками и их родителями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации;

проведение психолого-педагогической экспертизы личностного и социального развития детей и подростков, социальной и образовательной среды;

организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска формирования девиантного поведения;

применение методологии и методов составления программ и реализации психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска;

создание социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска.

специализация N 5 "Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением":

диагностирование и идентификация психосоциальных проблем и отклонений психического, личностного и социального развития лиц с девиантным поведением;

диагностирование основных признаков и видов девиантного поведения, факторов, условий их развития;

применение методов психодиагностики личностных и социальных отклонений у лиц с девиантным поведением;

владение концептуальными основами и принципами комплексной реабилитационной работы в контексте оказания помощи лицам с девиантным поведением;

учет правовых и организационных основ оказания реабилитационной и профилактической помощи лицам с девиантным поведением в контексте различных ведомств и учреждений;

устанавливание контактов с лицами с девиантным поведением и выработка у них мотивацию к сотрудничеству;

использование методов оценки риска рецидива девиантного поведения;

планирование и реализация программ групповой и индивидуальной психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением с учетом их личностных особенностей, этнокультуральной специфики, вида девиаций и организационно-ведомственного контекста работы;

проведение мониторинга и оценки эффективности коррекционно-реабилитационных программ;

координирование психолого-педагогической коррекционно-реабилитационной работы с деятельностью других специалистов, учреждений и ведомств, участвующих в комплексной коррекции, реабилитации и социальной реадаптации лиц с девиантным поведением;

проведение образовательной, психолого-педагогической консультативной работы с персоналом коррекционных учреждений для повышения эффективности его деятельности и профилактики профессионального выгорания;

проведение образовательной, психолого-педагогической консультативной работы с персоналом специальных учебно-воспитательных учреждений для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением для повышения эффективности деятельности и профилактики профессионального выгорания.