"Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита"
- Концепция
- Введение
- Обзор
- Исходные параметры
- Параметры процесса
- Результаты
- Основные виды взаимодействия в процессе подготовки финансовой отчетности
- Факторы внешней среды
- 1. Исходные параметры
- 1.1 Ценности, этические нормы и подходы - уровень задания
- 1.2 Ценности, этические нормы и подходы - уровень аудиторской организации
- 1.3 Ценности, этические нормы и подходы - уровень страны
- 1.4 Знания, навыки, опыт и время - уровень задания
- 1.5 Знания, навыки, опыт и время - уровень аудиторской организации
- 1.6 Знания, навыки, опыт и время - национальный уровень
- 2. Параметры процесса
- 2.1 Процесс аудита и контроля качества - уровень задания
- 2.2 Процесс аудита и контроля качества - уровень аудиторской организации
- 2.3 Процесс аудита и контроля качества - национальный уровень
- 3. Результаты
- 3.1 Результаты - уровень задания
- 3.1.1 Аудиторское заключение для пользователей проаудированной финансовой отчетности
- 3.1.2 Аудиторское заключение для лиц, отвечающих за корпоративное управление
- 3.1.3 Аудиторское заключение для руководства
- 3.1.4 Аудиторское заключение для органов финансового и пруденциального надзора
- 3.1.5 Проаудированная финансовая отчетность
- 3.1.6 Отчеты лиц, отвечающих за корпоративное управление, включая комитеты по аудиту
- 3.1.7 Предоставление регулирующими органами информации по конкретным фактам проведения аудита
- 3.2 Результаты - на уровне аудиторской организации и на национальном уровне
- 4. Основные виды взаимодействия в процессе подготовки финансовой отчетности
- 4.1 Виды взаимодействия между аудиторами и руководством
- 4.2 Виды взаимодействия между аудиторами и лицами, отвечающими за корпоративное управление
- 4.3 Виды взаимодействия между аудиторами и пользователями финансовой отчетности
- 4.4 Виды взаимодействия между аудиторами и регулирующими органами
- 4.5 Виды взаимодействия между руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление
- 4.6 Виды взаимодействия между руководством и регулирующими органами
- 4.7 Виды взаимодействия между руководством и пользователями финансовой отчетности
- 4.8 Виды взаимодействия между лицами, отвечающими за корпоративное управление, и регулирующими органами
- 4.9 Виды взаимодействия между лицами, отвечающими за корпоративное управление, и пользователями финансовой отчетности
- 4.10 Виды взаимодействия между регулирующими органами и пользователями финансовой отчетности
- 5. Факторы внешней среды
- 5.1 Нормы ведения бизнеса и коммерческое право
- 5.2 Законы и нормативные акты, касающиеся финансовой отчетности
- 5.3 Применимая концепция подготовки финансовой отчетности
- 5.4 Информационные системы
- 5.5 Корпоративное управление
- 5.6 Культурные факторы более общего характера
- 5.6.1 Отношение к власти
- 5.6.2 Неприятие неопределенности
- 5.6.3 Коллективное поведение
- 5.6.4 Прозрачность
- 5.7 Регулирование аудиторской деятельности
- 5.8 Судебная практика
- 5.9 Привлечение в профессию
- 5.10 Сроки подготовки финансовой отчетности
- Приложение 1. Трудности определения качества аудита
- Наличие или отсутствие существенных искажений в проаудированной финансовой отчетности дает лишь частичное представление о качестве аудита
- Все аудиторские задания разные, и вопрос о том, какие аудиторские доказательства будут достаточными и надлежащими для подтверждения мнения аудитора, в некоторой степени является предметом суждения
- Разные заинтересованные стороны имеют разные представления о качестве аудита
- Доступна ограниченная информация о выполненной работе и результатах аудита
- Приложение 2. Атрибуты качества, связанные с исходными параметрами, а также параметрами процесса
- Исходные параметры
- 1.1 Ценности, этические нормы и подходы - уровень задания
- 1.1.1 Аудиторская группа осознает, что аудит выполняется в интересах широкой общественности, и понимает, как важно соблюдать этические требования
- 1.1.2 Аудиторская группа проявляет объективность и честность
- 1.1.3 Аудиторская группа независима
- 1.1.4 Аудиторская группа проявляет профессиональную компетентность и должную тщательность
- 1.1.5 Аудиторская группа сохраняет профессиональный скептицизм
- 1.2 Ценности, этические нормы и подходы - уровень аудиторской организации
- 1.2.1 Существование системы корпоративного управления, создающей надлежащую позицию руководства и нацеленной на защиту независимости аудиторской организации
- 1.2.2 Поощрение определенных личностных характеристик за счет систем оценки и вознаграждения, ориентированных на обеспечение качества аудита
- 1.2.3 Отсутствие влияния финансовых соображений при принятии решений и совершении действий, способных отрицательно сказаться на качестве аудита
- 1.2.4 Осознание аудиторской организацией важности создания для партнеров и сотрудников возможностей непрерывного профессионального развития и получения доступа к высококачественной поддержке по техническим вопросам аудита
- 1.2.5 Поощрение в аудиторской организации консультирования по сложным вопросам
- 1.2.6 Наличие эффективных систем принятия и продолжения отношений с клиентами
- 1.3 Ценности, этические нормы и подходы - уровень страны
- 1.3.1 Установление этических требований, четко очерчивающих этические принципы, а также конкретные требования, применимые в тех или иных случаях
- 1.3.2 Активная деятельность регулирующих органов, национальных органов, устанавливающих стандарты, и профессиональных бухгалтерских организаций, направленная на разъяснение этических принципов и обеспечение последовательного применения требований
- 1.3.3 Обмен между аудиторскими организациями информацией, важной для принятия решений относительно сотрудничества с клиентом
- 1.4 Знания, навыки, опыт и время - уровень задания
- 1.4.1 Наличие у партнера и сотрудников необходимых профессиональных качеств
- 1.4.2 Понимание партнерами и сотрудниками деятельности организации клиента
- 1.4.3 Формирование партнерами и сотрудниками обоснованных профессиональных суждений
- 1.4.4 Активное участие руководителя аудита в оценке рисков, планировании, надзоре и проверке выполняемой работы
- 1.4.5 Наличие достаточного опыта у сотрудников, выполняющих более детальную аудиторскую работу на местах, надлежащее руководство их работой, контроль и проверка ее результатов, а также наличие необходимой преемственности между сотрудниками
- 1.4.6 Наличие у партнеров и сотрудников достаточного времени для проведения эффективного аудита
- 1.4.7 Наличие взаимодействия между руководителем аудита и другими опытными членами аудиторской группы и руководством, а также лицами, отвечающими в организации клиента за корпоративное управление
- 1.5 Знания, навыки, опыт и время - уровень аудиторской организации
- 1.5.1 Наличие у партнеров и сотрудников достаточного времени для решения сложных вопросов, возникающих в процессе аудита
- 1.5.2 Надлежащая структура аудиторских групп
- 1.5.3 Партнерами и старшими членами аудиторской группы в отношении менее опытных сотрудников осуществляется своевременная оценка их работы, наставничество и обучение в процессе работы
- 1.5.4 Наличие достаточных возможностей для обучения партнеров по аудиту и сотрудников по вопросам аудита, бухгалтерского учета и, если уместно, специализированным отраслевым вопросам
- 1.6 Знания, навыки, опыт и время - уровень страны
- 1.6.1 Наличие эффективных механизмов лицензирования аудиторских организаций и частных аудиторов
- 1.6.2 Четкая формулировка требований к обучению и предоставление необходимых ресурсов для эффективного обучения
- 1.6.3 Наличие возможностей информирования аудиторов по актуальным вопросам и проведения тренингов для них по новым нормативным требованиям в сфере бухгалтерского учета, аудита и другим
- 1.6.4 Укрепление репутации аудиторской профессии с целью привлечения и удержания специалистов, обладающих нужными качествами
- Параметры процесса
- 1.7 Процесс аудита и процедуры контроля качества - уровень задания
- 1.7.1 Соблюдение аудиторской группой стандартов аудита, соответствующих законов и нормативных актов, а также процедур контроля качества аудиторской организации
- 1.7.2 Надлежащее использование аудиторской группой информационных технологий
- 1.7.3 Эффективное взаимодействие с другими лицами, участвующими в аудите
- 1.7.4 Наличие надлежащих договоренностей с руководством организации клиента, способствующих проведению эффективного и результативного аудита
- 1.8 Процесс аудита и процедуры контроля качества - уровень аудиторской организации
- 1.8.1 Адаптация методологии аудита в соответствии с изменениями в профессиональных стандартах и результатами внутренних обзорных проверок в рамках контроля качества и внешнего инспектирования
- 1.8.2 Включение в методологию аудита требования о применении членами аудиторской группы профессионального скептицизма и вынесении надлежащих профессиональных суждений
- 1.8.3 Включение в методологию требования об эффективном надзоре и проверке выполняемой аудиторской работы
- 1.8.4 Включение в методологию требования о подготовке надлежащей аудиторской документации
- 1.8.5 Внедрение строгих процедур контроля качества, мониторинг качества аудита и принятие соответствующих мер
- 1.8.6 Проведение при необходимости эффективных проверок качества выполнения задания
- 1.9 Процесс аудита и процедуры контроля качества - уровень страны
- 1.9.1 Внедрение стандартов аудита и других стандартов, четко обозначающих цели и конкретные требования, применимые в тех или иных случаях
- 1.9.2 Анализ соответствующих атрибутов качества аудита как в аудиторских организациях, так и при выполнении конкретных аудиторских заданий со стороны органов, отвечающих за внешнее инспектирование аудита
- 1.9.3 Наличие эффективных систем расследования случаев ненадлежащего проведения аудита и принятие дисциплинарных мер при необходимости
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей