Введение

Финансовая информация должна быть уместной, своевременной и надежной для того, чтобы отвечать потребностям пользователей. Национальные законы и нормативные акты, а также заинтересованные лица организации часто требуют проведения внешнего аудита отдельных элементов финансовой информации организации, чтобы пользователи могли убедиться, что в такой информации можно быть уверенными. Однако для того, чтобы внешний аудит мог выполнить свою задачу, необходимо дать пользователям проаудированной финансовой отчетности четко понять, что аудитор работал с соблюдением соответствующих стандартов и ему удалось провести качественный аудит.

Термин "качество аудита" часто используется в обсуждениях заинтересованных сторон, а также в информационном взаимодействии регулирующих органов, органов, устанавливающих стандарты, аудиторских и прочих организаций, при проведении исследований и разработке политики в данной сфере. Качество аудита - это сложное понятие, и, как указано в Приложении 1, на данный момент не существует его четкого определения, которое имело бы всеобщее признание.

По этой причине Совет по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB) разработал Концепцию качества аудита (Концепция), описывающую исходные параметры, а также параметры процесса и результаты, оказывающие влияние на качество аудита финансовой отчетности на уровне отдельного аудиторского задания, аудиторской организации и на уровне страны в целом. Концепция также подчеркивает значимость взаимодействия между заинтересованными сторонами и важность других факторов внешней среды.

IAASB убежден, что такая Концепция служит общественным интересам, поскольку она направлена на то, чтобы:

- стимулировать национальные аудиторские организации, международные сети аудиторских организаций и профессиональные бухгалтерские организации к поиску способов повышения качества аудита и улучшения информационного взаимодействия по вопросу качества аудита;

- повысить уровень осведомленности о важных элементах качества аудита и понимания этих элементов среди заинтересованных сторон;

- способствовать тому, чтобы заинтересованные стороны признали приоритетное значение ряда факторов в вопросе повышения качества аудита. Например, Концепция может быть использована для информирования лиц, отвечающих за корпоративное управление, чтобы тем самым стимулировать их к осознанию своей роли в этом процессе;

- способствовать установлению соответствующих стандартов как на международном, так и на национальном уровне. Например, IAASB намеревается использовать Концепцию при пересмотре Международного стандарта контроля качества (МСКК) 1 <1>, а также Международных стандартов аудита (МСА). Также Концепция может быть использована Советом по международным стандартам этики для бухгалтеров (СМСЭБ) и Советом по международным образовательным стандартам в области финансового учета и отчетности (IAESB) при рассмотрении вопроса о внесении улучшений в их официальные документы;

--------------------------------

<1> Международный стандарт контроля качества (МСКК) 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг".

- способствовать развитию диалога и установлению более тесных рабочих взаимоотношений между IAASB и основными заинтересованными сторонами, а также между самими основными заинтересованными сторонами;

- стимулировать проведение академических исследований по данной теме;

- помочь студентам, изучающим аудит, лучше понять основы профессии, которую они стремятся получить.