5.7 Регулирование аудиторской деятельности
121. Регулирование аудиторской деятельности предполагает выдачу аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам лицензий на проведение аудита, установление стандартов, проверку качества аудита, а также принятие дисциплинарных мер в случае несоблюдения стандартов и ненадлежащего проведения аудита. На уровне страны эти функции, как правило, выполняются независимыми регулирующими органами или профессиональными бухгалтерскими организациями либо и теми, и другими.
122. Нормативно-правовые акты, а также стандарты аудита и этики создают основу для многих аспектов регулирования. Хотя аудиторские и этические стандарты принимаются на уровне страны, при разработке национальных стандартов все чаще используются международные стандарты, принимаемые Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB) и Советом по международным стандартам этики для бухгалтеров (IESBA).
123. Требования стандартов аудита и других аналогичных стандартов наиболее эффективны, если они надлежащим образом обеспечены возможностью принудительного исполнения. Это предполагает придание стандартам необходимого правового статуса, инспектирование аудита, расследование заявлений о фактах ненадлежащего проведения аудита и, при необходимости, принятие дисциплинарных мер.
124. На уровне страны инспектирование аудита (экспертная оценка) обычно проводится другой аудиторской организацией, профессиональной бухгалтерской организацией, которой иногда делегируются полномочия регулирующим органом, или независимыми органами, регулирующими аудиторскую деятельность. Все чаще в законах и нормативных актах предусматривается, что инспектирование аудита организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а иногда аудита и других общественно значимых организаций проводится независимым органом, регулирующим аудиторскую деятельность.
125. Инспектирование аудита - важный механизм для оценки соблюдения аудиторами стандартов аудита, а также, в зависимости от полномочий, других аспектов качества аудита. Меры, предпринятые аудиторскими организациями с целью устранения недочетов, выявленных в ходе инспектирования аудита, могут способствовать повышению качества аудита. Значимые результаты инспектирования аудита за определенный промежуток времени необходимо фиксировать и передавать органам, устанавливающим стандарты.
126. Результаты инспектирования аудита часто публикуются. Публикация результатов инспектирования аудита позволит повысить осведомленность заинтересованных сторон относительно вопросов качества аудита.
127. Эффективные дисциплинарные меры не только побуждают аудиторские организации соблюдать применимые стандарты, но и придают другим заинтересованным сторонам уверенность в качестве аудита. Чтобы дисциплинарные меры были эффективными, у лиц, отвечающих за расследование и исполнение дисциплинарных функций, должны быть четкие полномочия и достаточные ресурсы для выполнения своей работы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей