ОСОБОЕ МНЕНИЕ

СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. КОНОНОВА

Как представляется, пункт 1 резолютивной части определения Конституционного Суда и соответствующий ему раздел мотивировочной части необоснованно ограничительно истолковывают правовые последствия разъясняемого Постановления от 24 февраля 1998 года.

Так, в соответствии с данным разъяснением суммы страховых взносов за 1997 год в Пенсионный фонд Российской Федерации, внесенные или взысканные в размере, определенном пунктами "б" и "в" статьи 1 Федерального закона о тарифах на 1997 год, после 10 февраля 1997 года (дата опубликования Закона) и до 24 февраля 1998 года (дата вступления в силу решения Конституционного Суда) не подлежат возврату или зачету в счет текущих и будущих платежей. Это утверждение не обосновывается какими-либо аргументами и не вытекает ни из разъясняемого Постановления, ни из Закона о Конституционном Суде.

Постановлением от 24 февраля 1998 года Конституционный Суд признал положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Закона о тарифах на 1997 год, как нарушающие принципы равенства плательщиков страховых взносов и соразмерности ограничений прав и свобод граждан (статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации), не соответствующими Конституции Российской Федерации. Из этого следует, что в конституционном смысле указанные тарифы нельзя считать законно установленными, и произведенные выплаты, таким образом, не имели законных оснований.

Конституционный Суд не оговорил определенных условий и сроков исполнения пункта 1 резолютивной части Постановления от 24 февраля 1998 года, как он это специально сделал в отношении аналогичных положений Закона о тарифах на 1998 год. Не были пересмотрены дисквалифицированные Конституционным Судом положения и в законодательном порядке.

Таким образом, правовые последствия данного решения для плательщиков взносов должны быть аналогичны тем, которые Конституционный Суд применил к периоду с 1 января по 10 февраля 1997 года (пункт 2 резолютивной части определения). Признав, что законодатель не только чрезмерно ограничил права плательщиков взносов, но и вопреки положениям статей 54 и 57 Конституции Российской Федерации придал этому ухудшению обратную силу, Конституционный Суд разъяснил, что уплаченные за период с 1 января по 10 февраля 1997 года страховые взносы подлежат зачету в счет текущих и будущих платежей, не пояснив, почему в этом случае в отличие от предыдущего он применил иной подход. Представляется, однако, что независимо от того, по каким основаниям то или иное нормативное положение признается не соответствующим Конституции, правовые последствия такого признания для решения вопроса о восстановлении нарушенного права не могут быть различными.

В соответствии с частью третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" "решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными... должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях". Так, во всяком случае, на основании части второй статьи 100 того же Закона должны быть пересмотрены дела заявителей, обратившихся с жалобами в Конституционный Суд, о чем в решении имеется отдельная резолюция. Однако и все остальные плательщики страховых взносов, чьи права были нарушены признанными неконституционными положениями Закона, также вправе на основании этого решения Конституционного Суда обратиться в компетентные органы за защитой своих прав - в данном случае с требованием о возврате или зачете взносов за весь период 1997 года. Иное противоречило бы конституционному принципу равных для всех гарантий защиты прав и свобод (статьи 19, 45, 46 Конституции Российской Федерации).