Постановление Пленума ВАС РФ от 12.11.1998 N 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации"
ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 ноября 1998 г. N 18
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ АРБИТРАЖНЫХ
СУДОВ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ТРАНСПОРТНОГО
УСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. При разрешении споров, связанных с применением Транспортного устава железных дорог Российской Федерации (далее - Транспортный устав), следует исходить из того, что он введен в действие в соответствии со статьей 143 Транспортного устава, со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 17.01.98).
Транспортный устав применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По возникшим до введения его в действие правоотношениям Транспортный устав применяется только к тем правам и обязанностям, которые возникли после его введения в действие.
2. Согласно статье 144 Транспортного устава изданные до введения в действие Транспортного устава нормативные правовые акты, в том числе акты законодательства Союза ССР по вопросам, которые должны регулироваться согласно Транспортному уставу нормативными правовыми актами Российской Федерации, действуют впредь до принятия соответствующих актов.
В других случаях за пользование вагонами, контейнерами с грузоотправителя, грузополучателя в соответствии с Транспортным уставом взимается только плата за пользование этими вагонами, контейнерами.
Статьей 7 Транспортного устава предусмотрено, что порядок исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и сборов утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Арбитражным судам при разрешении споров следует учитывать, что в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 года N 1029 "О правилах исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте" определен порядок исчисления и утверждения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте.
Министерству путей сообщения Российской Федерации и железным дорогам не предоставлено право утверждать такие ставки.
Арбитражным судам следует также иметь в виду, что штраф, предусмотренный статьями 156, 156.1, 156.2, 157 Устава железных дорог Союза ССР, может быть взыскан только в случае, когда задержка вагонов свыше установленных сроков была допущена грузоотправителем, грузополучателем, портом до введения в действие Транспортного устава.
Договор об организации перевозок не освобождает грузоотправителя от представления заявки на перевозку грузов в порядке и сроки, предусмотренные статьей 18 Транспортного устава, а также не заменяет договор на перевозку конкретного груза и не освобождает стороны от обязанности заключить договор, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути или с подачей и уборкой вагонов в установленных Транспортным уставом случаях.
При принятии железной дорогой заявки, поданной с нарушением порядка и сроков, либо несообщении дорогой грузоотправителю в установленный срок об отказе в принятии такой заявки последующие ссылки впоследствии железной дороги на нарушения грузоотправителем порядка и сроков представления заявки арбитражным судам принимать не следует.
Поэтому, если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности вагона, контейнера, ответственность должна нести железная дорога. Она может быть освобождена от ответственности, если докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело, а также в случае представления доказательств, подтверждающих, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя.
Погрузка грузоотправителем грузов в поданные дорогой технически неисправные вагоны, контейнеры не освобождает железную дорогу от ответственности за несохранность груза.
Если при перевозке произошла утрата, недостача, повреждение (порча) груза вследствие того, что он был погружен грузоотправителем в коммерчески непригодный вагон (контейнер), от погрузки в который грузоотправитель не отказался, железная дорога может быть освобождена арбитражным судом от ответственности за несохранность этого груза. Грузоотправитель может быть освобожден от ответственности только в случае, когда докажет вину железной дороги в недостаче, утрате, повреждении (порче) груза.
За взвешивание грузов грузоотправитель уплачивает железной дороге сборы, указанные в тарифном руководстве.
Определение массы груза при погрузке в местах общего пользования производится грузоотправителем в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 32 Транспортного устава.
Министром путей сообщения Российской Федерации или исполняющим его обязанности заместителем министра может быть в письменной форме в исключительных случаях временно прекращена погрузка грузов, грузобагажа и в случаях, указанных в абзаце втором статьи 35 Транспортного устава.
Прекращение или ограничение погрузки грузов, грузобагажа, установленное другими должностными лицами Министерства путей сообщения Российской Федерации или железной дороги, арбитражным судам во внимание принимать не следует.
Поскольку в настоящее время законодательством ответственность в связи с несвоевременными расчетами за перевозку грузов не установлена, применяется ответственность, предусмотренная статьей 395 ГК РФ, если об этом просит истец.
12. При применении статьи 39 Транспортного устава следует иметь в виду, что абзац шестой в части фронтов выгрузки применяется в том случае, когда фронт выгрузки занят по причинам, зависящим от грузополучателя.
14. При рассмотрении споров, связанных с реализацией грузов, грузобагажа, в случаях, предусмотренных статьей 49 Транспортного устава, следует учитывать, что реализация таких грузов, грузобагажа может осуществляться только на основании решения Министра путей сообщения Российской Федерации или исполняющего его обязанности заместителя министра (статья 51 Транспортного устава).
Под иными обстоятельствами, указанными в абзаце первом этой статьи, понимаются такие, которые делают невозможным исполнение обязательств по перевозке груза по не зависящим от железной дороги причинам.
Арбитражным судам следует принимать к производству и заявления о рассмотрении разногласий по таким договорам без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда, если начальник железной дороги и владелец железнодорожного подъездного пути не пришли к соглашению по имеющимся между ними разногласиям.
Арбитражным судам следует иметь в виду, что Транспортный устав не предоставляет начальнику отделения железной дороги права подписывать ни договор, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, ни договор, связанный с подачей и уборкой вагонов. Такие договоры, как указано в статье 67 Транспортного устава, со стороны железной дороги подписываются начальником железной дороги (лицом, исполняющим его обязанности) или по его поручению начальником железнодорожной станции и владельцем железнодорожного подъездного пути (по его поручению обслуживающей его организацией).
В случае спора между железной дорогой и ветвевладельцем по договору, подписанному начальником железнодорожной станции, железная дорога должна представить арбитражному суду поручение на подписание договора начальником железнодорожной станции.
Если после принятия к производству заявления об обязании ветвевладельца заключить договор, связанный с эксплуатацией подъездного пути или с подачей и уборкой вагонов, у арбитражного суда возникнут сомнения о наличии у начальника железнодорожной станции поручения подписать договор, начальнику станции предлагается представить соответствующие доказательства о наличии такого поручения.
Контрагент может быть освобожден от обязанности заключить договор в случае, когда представит доказательства, свидетельствующие о том, что он не осуществляет и не будет осуществлять работы, связанные с погрузкой и выгрузкой грузов в свои склады и на подъездных путях и перевозкой их по железной дороге.
Факт аварии и срок прекращения основной производственной деятельности должен доказать грузоотправитель.
Если авария у грузоотправителя не привела к прекращению основной производственной деятельности, оснований к его освобождению от уплаты штрафа не имеется.
Если железная дорога ссылается на абзац пятый статьи 107 Транспортного устава как на основание освобождения ее от уплаты штрафа, она обязана представить арбитражному суду доказательства того, что неподача ею вагонов и контейнеров произошла по причинам, зависящим от грузоотправителя, задержавшего вагоны и контейнеры в связи с их погрузкой, выгрузкой, очисткой и промывкой.
Однако штраф за отправление запрещенного к перевозке груза подлежит взысканию, если нарушение обнаружено железной дорогой после заключения договора перевозки (статья 31 Транспортного устава).
23. Согласно статье 133 Транспортного устава участники перевозочного процесса не вправе ограничить или устранить имущественную ответственность, возложенную на них Транспортным уставом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Это ограничение не распространяется на арбитражные суды, рассматривающие споры, связанные с взысканием установленных Транспортным уставом штрафов.
Если арбитражный суд при рассмотрении конкретного спора установит явную несоразмерность подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства, он вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.
24. Железная дорога обязана проверить на железнодорожной станции назначения при выдаче груза его состояние, массу и количество мест в случаях, перечисленных в статье 45 Транспортного устава.
По просьбе грузополучателя железная дорога может принимать участие в соответствии с договором в проверке состояния груза, его массы, количества мест и в других случаях.
Если при такой проверке будет обнаружена недостача, повреждение (порча) груза либо такие обстоятельства установлены в пути следования, то железная дорога в соответствии со статьями 46 и 134 Транспортного устава обязана определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, составить и выдать грузополучателю коммерческий акт.
Необоснованный отказ железнодорожной станции от составления или выдачи коммерческого акта либо оформление его с нарушением установленных требований грузополучатель вправе обжаловать в отделение или управление железной дороги. Возражения железной дороги против иска по мотиву направления заявления на отказ железнодорожной станции составить или выдать коммерческий акт не в отделение железной дороги, а в управление железной дороги арбитражным судам во внимание принимать не следует.
25. Арбитражные суды должны исходить из того, что, если отделение (управление) железной дороги признает обоснованным заявление грузополучателя о неосновательном отказе станции в составлении и выдаче коммерческого акта, с грузополучателя за все время задержки составления и выдачи коммерческого акта не могут быть взысканы как сбор за хранение груза, так и плата за пользование вагонами, контейнерами.
26. При применении статьи 135 Транспортного устава арбитражным судам следует иметь в виду, что претензии по поводу недостачи, повреждения (порчи) груза или его утраты могут предъявлять как грузополучатель, так и грузоотправитель при условии представления соответствующих документов. Копии необходимых документов могут представляться только в случаях, прямо предусмотренных в Транспортном уставе.
Передача прав грузополучателем и грузоотправителем в порядке, предусмотренном статьей 135 Транспортного устава, не является уступкой прав требования по обязательствам, связанным с перевозкой груза.
Требования к железным дорогам, возникающие в связи с осуществлением перевозки груза, могут быть предъявлены грузоотправителем или грузополучателем.
Однако если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом предусмотренных статьей 139 Транспортного устава сроков на предъявление претензии к железной дороге, то арбитражный суд в соответствии с частью 3 статьи 95 АПК РФ вправе отнести на истца судебные расходы независимо от исхода спора.
Соблюдение предприятиями железнодорожного транспорта претензионного порядка обязательно, если он предусмотрен договором железной дороги с грузоотправителем, грузополучателем.
Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ
судья Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.КОЗЛОВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей