1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда при производстве работ на лавиноопасных участках железнодорожного полотна ОАО "РЖД" (далее - Инструкция) устанавливает основные требования охраны труда для работников ОАО "РЖД" (далее - работник) на лавиноопасных участках железнодорожного полотна ОАО "РЖД" (далее - лавиноопасный участок).

1.2. В структурных подразделениях ОАО "РЖД" разрабатывают инструкции по охране труда на каждый лавиноопасный участок с учетом местных условий, а также требований настоящей Инструкции.

1.3. К самостоятельной работе на лавиноопасных участках допускаются лица, работающие в ОАО "РЖД", не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие в установленном порядке:

медицинские осмотры (предварительный, периодический);

вводный инструктаж по охране труда;

первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, с практическим показом безопасных приемов и методов работы;

стажировку на рабочем месте;

вводный противопожарный инструктаж;

прошедшие обучение мерам пожарной безопасности в объеме первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте и пожарно-технического минимума без отрыва от производства в комиссии структурного подразделения;

обучение и проверку знаний требований охраны труда и электробезопасности;

обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;

профессиональную аттестацию согласно нормативным документам, действующим в ОАО "РЖД".

При исполнении служебных обязанностей работники должны иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о присвоении группы по электробезопасности (согласно должностным обязанностям), удостоверение о проверке знаний по охране труда, предупредительный талон по охране труда.

1.4. Дорожный мастер или бригадир пути, назначенный руководителем работ (далее - руководитель работ), должен иметь знания и опыт работы на лавиноопасных участках железнодорожного полотна не менее года.

1.5. Работникам запрещается находиться на работе и выполнять работу в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.6. Работники должны знать (в объеме должностных обязанностей):

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;

правила по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов по территории станций, структурного подразделения, негабаритные места;

правила по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД";

правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (при проведении работ на скоростных и высокоскоростных линиях);

правила по охране труда при работах на высоте;

правила электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи;

инструкцию по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД";

инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;

требования охраны труда, пожарной и электробезопасности;

безопасные методы выполнения поручаемой работы;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, знаки безопасности и порядок ограждения места возникшего препятствия для движения поездов;

порядок применения первичных средств пожаротушения;

инструкцию о мерах пожарной безопасности;

правила внутреннего трудового распорядка;

правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы и меры защиты от их воздействия;

правила производственной санитарии и личной гигиены;

порядок действий по системе информации "Человек на пути";

места с плохой видимостью (на участках выполнения работ);

места с особо сложными условиями выполнения работ;

правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты (далее - СИЗ);

правила пользования альпинистским снаряжением;

телефоны экстренных служб;

место расположения медицинской аптечки;

действия при несчастном случае, произошедшем на производстве, и способы оказания первой помощи пострадавшим;

свои обязанности при ликвидации последствий схода лавины или аварии;

требования настоящей Инструкции.

1.7 Работники в процессе работы обязаны:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;

соблюдать требования безопасности при следовании на работу, с работы при нахождении на железнодорожных путях, при подъеме на путевую машину или сходе с нее;

выполнять только входящую в его обязанности работу, а дополнительно поручаемую работу выполнять только после проведения целевого инструктажа по охране труда;

применять безопасные приемы выполнения работ;

носить во время работы специальную одежду, специальную обувь, содержать ее в исправном состоянии и чистоте, а при необходимости пользоваться СИЗ;

иметь при себе радиомаячки или лавинные шнуры при работе на лавиноопасном участке железнодорожного полотна;

соблюдать правила личной гигиены и производственной санитарии;

соблюдать требования охраны труда и электробезопасности;

руководствоваться в работе требованиями запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, звуковых и световых сигналов;

принимать меры, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;

соблюдать требования настоящей Инструкции.

Работникам запрещается:

нахождение и выполнение работы на лавиноопасном участке железнодорожного полотна в одно лицо, без наблюдателя;

исполнять обязанности в болезненном или утомленном состоянии;

пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами, не предусмотренными производственным процессом, во время производства работ и при нахождении на железнодорожных путях и лавиноопасных участках;

приступать к выполнению новой, не связанной с их прямыми обязанностями, работы без получения от руководителя целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

пользоваться неисправными СИЗ;

нарушать требования охраны труда, пожарной и электробезопасности.

1.8. В процессе трудовой деятельности работники должны проходить все виды обучения, инструктажей и проверки знаний, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО "РЖД" и другими организационно-распорядительными документами, а также обязательные периодические медицинские осмотры.

1.9. Режимы труда и отдыха работников должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденными приказом N 44 Министерства транспорта Российской Федерации 9 марта 2016 г., а также с правилами внутреннего трудового распорядка.

1.10. Во время работы на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав);

подвижные части оборудования и рабочие органы путевой машины;

перемещающиеся снежные массы;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

пониженная температура воздуха рабочей зоны;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

превышение предельно-допустимых концентраций по химическим факторам и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

расположение рабочего места на высоте относительно земли (существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более).

1.11. Работники должны обеспечиваться специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ согласно своей профессии в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Выдаваемые специальная одежда и обувь, СИЗ должны быть подобраны по росту, размерам и не сковывать движения работника.

Дополнительно работникам должны выдавать защитные и регенерирующие кремы, очищающие пасты для рук при выполнении работ, связанных с трудно смываемыми смазками, маслами и нефтепродуктами.

Работникам, участвующим в искусственном обрушении снежных лавин, дополнительно выдают:

лопаты металлические штыковые;

лопаты металлические совковые;

ломики остроконечные диаметром 20 - 25 мм, длиной 1,2 м;

топоры плотничьи;

предохранительные пояса с карабинами;

сапоги кожаные на шипах или ботинки с триконями;

наколенники;

костюмы брезентовые;

рукавицы комбинированные;

каски фиберглассовые;

веревка капроновая толщиной 12 - 15 мм, длиной 30 м;

бинокли полевые;

медицинскую аптечку.

1.11.1. Утратил силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 22.10.2020 N 2337/р.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.11.1. В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации или региона согласно требованиям законодательства Российской Федерации и органов местного самоуправления, рекомендациям Роспотребнадзора и нормам, определенным в ОАО "РЖД", работник, исходя из характера выполняемой им работы, обязан:

использовать выдаваемые ему дополнительные средства защиты в соответствии с рекомендациями по их применению;

выполнять требования по соблюдению личной и общественной гигиены (в том числе социальное дистанцирование), дезинфекционные и другие рекомендованные профилактические мероприятия;

при появлении соответствующих признаков заболевания в процессе работы: работу прекратить, незамедлительно проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя.

При появлении соответствующих признаков заболевания, ухудшения состояния здоровья в нерабочее время, работник должен проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя, далее действовать в соответствии с установленным порядком.

(п. 1.11.1 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 22.10.2020 N 2337/р)

1.12. Работники должны соблюдать правила личной гигиены:

хранить личную и специальную одежду и обувь раздельно в специально оборудованных для этого работодателем санитарно-бытовых помещениях, в отдельных шкафчиках;

содержать места для хранения спецодежды и спецобуви в чистоте и порядке;

следить за исправностью специальной одежды и обуви (их хранение, ремонт, стирка и химчистка осуществляется за счет средств работодателя);

использовать разрешенные к применению очищающие пасты, после работ с вредными веществами;

мыть руки с мылом перед приемом пищи;

принимать пищу только в оборудованных для этого местах;

использовать для питья воду из специально предназначенных для этой цели емкостей.

Запрещается:

использовать для питья воду из случайных источников;

принимать пищу и хранить пищевые продукты на рабочих местах;

хранить или сушить специальную одежду и обувь в не предназначенных для этого местах.

1.13. В случае возникновения любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, получения травмы, появления признаков отравления, ухудшения состояния здоровья работники должны сообщить о происшествии непосредственному руководителю и руководителю работ и по его указанию приступить к спасению и оказанию первой помощи.

Пострадавшие работники, по возможности, должны обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

При попадании работника в лавину ему следует воспользоваться рекомендациями, приведенными в п. 4.3.

Члены бригады или группы, в которую входил пострадавший, должны:

проследить за направлением падения пострадавшего, чтобы определить место его поисков;

уведомить дежурного соседней станции и немедленно приступить к спасательным работам, руководствуясь рекомендациями, изложенными в п. 4.4;

при обнаружении и освобождении пострадавшего оказать ему первую помощь.

1.14. Работник должен сообщать руководителю работ и непосредственному руководителю обо всех нарушениях, в том числе настоящей Инструкции, обнаруженных неисправностях оборудования, механизмов, инвентаря, инструмента, приспособлений, первичных средств пожаротушения, СИЗ.

1.15. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях работники должны соблюдать следующие требования безопасности:

быть одетыми в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами с нанесенным трафаретом, указывающим принадлежность к структурному подразделению;

проходить от места сбора на место работ и обратно должны в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса под наблюдением руководителя работ или специально выделенного работника (старшего группы). Проход к месту работ и обратно в пределах железнодорожной станции (далее - станции) должен осуществляться по маршрутам служебного прохода с учетом местных условий (в случае, если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2 метров от крайнего рельса, то идти нужно в направлении вероятного появления поезда);

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;

пользоваться переходными площадками вагонов при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона следует осмотреть место схода на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, в темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом следует идти посередине разрыва;

обходить подвижной состав и локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы, а также на запрещающие, предупреждающие, указательные и предписывающие знаки безопасности и надписи;

сходить с путей при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава. Сходить следует на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - сходить на обочину смежного пути, на расстояние:

не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;

не менее 5 м от крайнего рельса за 10 минут до прохода подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч);

не менее чем на 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда или засорителей при пропуске снегоуборочных и снегоочистительных машин.

При нахождении на путях станций допускается отойти на середину междупутья, обеспечивающего указанные выше минимально допустимые безопасные расстояния.

При невозможности своевременного выхода за пределы снежной траншеи (после очистки пути снегоочистителем) для пропуска подвижного состава работники должны укрыться в нишах снегового откоса, а оператор дефектоскопной или путемерной тележки и сопровождающие его работники дополнительно должны снять с пути тележку.

Запрещается:

находиться на междупутье при следовании подвижных составов по смежным путям. Если избежать этого не удалось, необходимо присесть или лечь посередине междупутья и находиться в таком положении до прохода подвижного состава;

находиться в местах, отмеченных знаками "Негабаритное место";

находиться впереди и сзади рабочих органов работающего путевого струга на расстоянии ближе 10 м, перед работающими питателем или боковыми щетками снегоуборочного поезда на расстоянии ближе 15 м, впереди работающих роторных снегоочистителей на расстоянии менее 30 м;

выполнять работу, находясь на междупутье, при следовании подвижного состава по смежному пути;

становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

ходить внутри рельсовой колеи и по концам шпал;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;

подниматься в вагон, на дрезину, мотовоз, автомотрису и другой подвижной состав и сходить во время движения;

пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент, приборы и материалы;

садиться и проезжать на подножках подвижного состава;

прислоняться к стоящему подвижному составу;

стоять на настиле у перил моста вне площадки убежища во время прохода поезда;

находиться на территории железнодорожной станции, дистанций пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава.

1.16. При следовании на работу и с работы, к месту стоянки путевой машины или передвижениях по территории железнодорожной станции работникам следует соблюдать следующие требования:

проходить к месту стоянки путевой машины необходимо по маршруту служебного прохода, разработанному и утвержденному установленным порядком (пешеходные мосты и настилы, тоннели, переезды, путепроводы и др.);

переходить железнодорожные пути по установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", по пешеходным мостам и настилам, тоннелям, переездам, путепроводам;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю, убедившись в том, что к нему не приближается подвижной состав;

проходить по мосту по исправным тротуарам или настилам;

выходя из помещения или иного ярко освещенного места в ночное время, остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте;

смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия;

следить за передвижением подвижных составов и выходить на путь, убедившись в их отсутствии;

следить за состоянием проходящего подвижного состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых, и оторванных лестниц, подножек;

соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов.

1.17. Работники должны соблюдать следующие общие требования электробезопасности:

не наступать на электрические провода и кабели;

не прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования, находящегося под напряжением;

Запрещается на электрифицированных участках железных дорог:

приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети и воздушной линий электропередач (далее - ВЛ) на расстояние менее 2 м;

касаться электроприборов, их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода следует считать находящимися под напряжением. К ним нельзя допускать людей и приближаться самому на расстояние менее 8 м. Необходимо принять меры к ограждению опасного места и сообщить о случившемся в район контактной сети, дежурному по железнодорожной станции, диспетчеру дистанции пути, энергодиспетчеру.

1.18. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда и пожарной безопасности, работники имеют право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.19. Ответственность за правильную организацию работы и за соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности на лавиноопасном участке несет руководитель работ.

1.20. Ответственность за правильную эксплуатацию и обслуживание путевой машины несет машинист.

1.21. Работники, не выполняющие требования настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.