Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год.

Банковская система

Ситуация в банковской системе России до августа 1998 года определялась тенденциями, сложившимися в 1995 - 1997 годах. Банковская система была в значительной степени ориентирована по активам на развитие операций на финансовых рынках, прежде всего на рынке государственного долга, а по источникам привлеченных средств - на привлечение вкладов населения и ресурсов с международного рынка капиталов.

При этом с конца 1997 года банковская система стала испытывать негативное влияние кризиса на российском финансовом рынке из-за падения цен на государственные ценные бумаги.

Ограниченность сфер применения банковского капитала на отечественных рынках не позволила банкам своевременно изменить стратегию своего рыночного поведения в условиях нарастания кризисных явлений.

Доля кредитов хозяйству в течение 1998 года осталась на уровне 32 - 33% от банковских активов, государственных ценных бумаг (без учета Сбербанка России) - 7 - 10%. При этом российские банки к началу 1998 года накопили значительные обязательства перед банками - нерезидентами по кредитам в иностранной валюте (12,7% пассивов), которые сохранялись и в 1998 году. Обеспеченность данных кредитов залогом, как правило, российских государственных ценных бумаг усилила зависимость финансового положения банков от ситуации на рынке государственного долга.

В условиях ухудшения финансового состояния реального сектора экономики практически отсутствовала возможность расширения ресурсной базы банков за счет иных источников. Так, за период с января по август 1998 года средства, привлеченные от предприятий, организаций, населения, снизились на 7 млрд. рублей, а их доля в пассивах осталась практически неизменной - 32%.

Другой причиной повышенной зависимости банков от ситуации на финансовом рынке стало то, что банки, в основном крупные, взяли на себя хеджирование валютных рисков нерезидентов, вложивших средства в ГКО - ОФЗ, путем проведения с ними срочных сделок на поставку иностранной валюты. При этом обе стороны ориентировались на пределы колебаний валютного курса, определенные установленным Банком России валютным коридором. Общий объем обязательств российских банков (без Сбербанка России) на поставку иностранной валюты нерезидентам по состоянию на 01.08.98 составил 87,9 млрд. рублей, или 86% к их совокупному капиталу. В то же время крупные российские банки хеджировали свои валютные риски в средних и малых банках. Сложившаяся система хеджирования валютных рисков в условиях финансового кризиса поставила под угрозу стабильность всей банковской системы.

К середине 1998 года финансовое состояние банков все более дифференцировалось (с преобладанием негативных тенденций), даже в условиях относительной финансовой стабильности. Если на 01.01.98 доля финансово стабильных банков в общем количестве действующих кредитных организаций составляла 66%, то на 01.08.98 она снизилась до 61,5%; доля проблемных банков, наоборот, увеличилась с 32,4 до 36,7%. При этом доля активов финансово стабильных банков в совокупных активах действующих кредитных организаций снизилась с 68,3% на 01.01.98 до 61,3% на 01.08.98.

Банковская система, ориентировавшаяся на стабильность валютного курса, активно работая на рынке государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, оказалась не в состоянии противостоять негативным воздействиям финансового кризиса. Операции, которые достаточно долгое время предопределяли относительно более благоприятные по сравнению с другими секторами российской экономики финансовые результаты деятельности банковской системы, оказали в период кризиса разрушительное воздействие на финансовое состояние значительной части банков, в первую очередь крупнейших. Одновременно кризис способствовал выявлению неверных управленческих решений, в существенной мере предопределивших высокий уровень рисков проводимых операций.

Финансовый кризис нанес серьезный удар по устойчивости российских банков. Реализация объявленной в августе схемы обмена ГКО - ОФЗ привела к фактическому замораживанию около 7% банковских активов (без учета Сбербанка России). При этом необходимо учитывать, что именно ГКО - ОФЗ использовались банками как основной инструмент регулирования текущей ликвидности и являлись важным источником их доходов. За август - сентябрь совокупный банковский капитал (без учета Сбербанка России) сократился на 38,4 млрд. рублей, или на 37,6%, включая убытки в сумме 31,4 млрд. рублей. Средства на расчетных, текущих счетах, депозиты предприятий и организаций за этот же период сократились в рублях на 4,5 млрд. рублей, или на 6,9%, в валюте - на 1,1 млрд. долл., или на 13,6%.

Сужение ресурсной базы кредитных организаций привело к свертыванию программ кредитования реального сектора экономики. В августе - сентябре текущего года объем кредитов, предоставленных банками предприятиям и организациям, в рублях сократился на 15,5 млрд. рублей, или на 16,3%, в валюте - на 1,9 млрд. долл., или на 14,7%.

Резкое снижение уровня доверия к части банков со стороны корпоративных клиентов вызвало масштабный переход клиентов на обслуживание из одних банков в другие. В свою очередь недоверие банков друг к другу привело к замораживанию операций на межбанковском кредитном рынке и невозможности рационального перераспределения денежных ресурсов в финансовом секторе экономики. За август - сентябрь объем привлеченных межбанковских кредитов и депозитов снизился в рублях на 8,2 млрд. рублей, или на 52,5%, в валюте - на 2,6 млрд. долл., или на 19,9%.

Резкое снижение валютного курса рубля явилось решающим фактором неисполнения рядом крупнейших банков обязательств по срочным контрактам в иностранной валюте.

Ситуация в банковской системе усугубилась оттоком средств населения из банков в условиях фактической девальвации рубля и роста недоверия к банкам. За август - сентябрь текущего года вклады населения сократились в рублях на 11,1 млрд. рублей, или на 33,5%, в валюте - на 1,1 млрд. долл., или на 28,7% (без учета Сбербанка России). В результате действия всех факторов банковская система в августе - сентябре испытывала дефицит ликвидности.

Кроме прямых потерь банковская система понесла потери, связанные с вынужденной ликвидацией активов для удовлетворения ажиотажного спроса на денежную наличность, недополучением доходов от государственных ценных бумаг, резким сужением возможностей использования государственных бумаг в качестве залога, свертыванием кредитных линий западных банков.

В результате в общем количестве действующих банков резко (с 37% на 01.08.98 до 42% на 01.10.98) повысился удельный вес финансово неустойчивых банков (банков, испытывающих серьезные финансовые трудности или находящихся в критическом финансовом положении), а доля активов, приходящаяся на эту группу банков, выросла за тот же период с 16,4 до 70,9% совокупных активов банковской системы.

Ухудшающееся качество кредитного портфеля (доля стандартных ссуд в общем объеме ссудной задолженности снизилась с 89,3% на 01.01.98 до 76,6% на 01.10.98) предопределяет обострение ситуации с возвратом кредитов и выплатой процентов по ним и, следовательно, - потенциальный рост потерь банковской системы. Кроме того, погашение кредитов может осложниться из-за высокой доли валютных кредитов в их общей сумме (72% на 01.10.98). Доля просроченных ссуд в общей сумме ссудной задолженности выросла по рублевым кредитам с 5,5% на 01.08.98 до 10,9% на 01.10.98, а по валютным - соответственно с 5,0 до 6,5%. Предварительные расчеты показывают, что при неблагоприятном развитии событий, связанных с финансовым кризисом и предполагающих реализацию схемы реструктуризации ГКО - ОФЗ в соответствии с заявлением Правительства Российской Федерации и Банка России от 17.08.98, исполнение банками в полном объеме срочных сделок, заключенных до 17.08.98, и резкое увеличение объема невозвращенных кредитов приведет к тому, что банковская система утратит капитал.

Существенные финансовые трудности уже испытывают даже те банки, чья устойчивость ранее не внушала опасений. В группе 30 крупнейших банков резко снизилось (с 30 на 01.08.98 до 7 на 01.10.98) количество финансово устойчивых банков (банки без признаков финансовых затруднений и банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности). При неблагоприятном развитии событий только у 6 банков из 27 крупнейших (без Сбербанка России и Внешторгбанка) достаточность капитала составит более 7% от активов, взвешенных по риску, у 5 кредитных организаций этот показатель окажется менее 7%, а у 16 банков капитал станет отрицательным.

Кризис нанес существенный урон крупнейшим банкам, в основном московским, в силу специфики структуры их балансов (преобладание операций на рынках ГКО - ОФЗ, валютном рынке и операций с вкладами населения). Так, капитал банков Московского региона сократился за август - сентябрь текущего года на 46%.

По другим экономическим регионам положение несколько лучше. Так, по 3 экономическим регионам (Центральному (без Москвы и Московской области), Поволжскому, Дальневосточному) совокупный капитал банков региона за август - сентябрь даже вырос, по 6 регионам (Северному, Волго - Вятскому, Северо - Кавказскому, Уральскому, Западно - Сибирскому, Восточно - Сибирскому) снижение капитала составило не более 10%, и лишь по Северо - Западному и Центрально - Черноземному району капитал снизился соответственно на 47 и 13%.

В рамках мер по стабилизации банковской системы Банком России введены специальные нормы регулирования деятельности банков в условиях финансового кризиса, которые позволят банкам, пострадавшим от кризиса, но сохраняющим хорошие перспективы для восстановления деятельности, принимать на себя риски, исходя из значений их капиталов по состоянию на 01.08.98. Они включают порядок расчета экономических нормативов в абсолютной величине, ряд изменений в расчете отдельных экономических нормативов, порядок применения мер воздействия. При этом Банк России исходит из необходимости сохранения действующего порядка расчета собственных средств (капитала), поскольку он обеспечивает наличие адекватной и сопоставимой информации о финансовом состоянии кредитных организаций.