1. Задачи макроэкономической политики в 1999 году
Денежно - кредитная политика наряду с фискальной политикой является основным инструментом осуществления экономической политики государства.
В любом государстве главными стратегическими целями экономической политики должны быть повышение благосостояния населения (рост доходов) и обеспечение максимальной занятости. Имея в виду эту долгосрочную стратегию, российское государство в сложившихся условиях реально может поставить целями экономической политики на 1999 год максимальное ограничение спада ВВП и сдерживание инфляции. Эта задача предусмотрена мерами Правительства Российской Федерации и Банка России по стабилизации социально - экономического положения в стране.
Развитие российской экономики в 1999 году в значительной степени определяется последствиями экономического кризиса середины 1998 года, девальвации рубля и последовавшего за этим резкого всплеска потребительских цен. Несмотря на обострение негативных процессов в экономике, падение, по итогам 1998 года, не приобретет обвального характера, что не исключает возможности некоторого улучшения ситуации в 1999 году.
Основными задачами макроэкономической политики на 1999 год являются удержание инфляционных процессов на уровне, ограничивающем рост цен в пределах до 30%, а также ограничение спада в экономике в пределах 3%. С учетом складывающейся динамики цен производителей промышленной продукции и потребительских цен номинальное значение ВВП составит порядка 3800 - 4000 млрд. рублей. Выполнение намеченных задач будет способствовать поддержанию реальных располагаемых доходов населения на уровне 1998 года и ограничению роста численности безработных. Постановка таких целей макроэкономической политики может быть обоснована следующими ожидаемыми тенденциями.
Изменение условий внешней торговли, девальвация рубля и связанное с этим сокращение импорта создают предпосылки для улучшения условий производства и реализации продукции отечественными предприятиями. Однако этому процессу может препятствовать сокращение внутреннего спроса как со стороны сектора домашних хозяйств, так и со стороны органов государственного управления.
В 1999 году ожидается, что характерное для предшествующего года сильное снижение производительности труда (рассчитываемой как отношение ВВП в постоянных ценах к численности занятых в экономике) может быть приостановлено. Наряду с сокращением темпов падения фондоотдачи это будет способствовать ограничению падения производства.
Нерешенность проблем с налоговой дисциплиной и эффективным налоговым законодательством ведет к сокращению в реальном выражении расходов бюджета, учитываемых при расчете конечного потребления этого сектора. Сокращение доходов бюджета и проблемы привлечения ресурсов для финансирования бюджетного дефицита ограничат государственные возможности по финансированию инвестиционных программ. В совокупности с сужением ресурсов банковской системы и увеличившимися рисками кредитования хозяйствующих субъектов, реальным снижением прибыли в основных отраслях экономики это приведет к сокращению источников финансирования инвестиций в основной капитал. По итогам года сокращение инвестиций в основной капитал может составить 5 - 6%.
ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
┌──────────────────────────────────────┬───────────┬─────────────┐
│ │ (оценка) │ (прогноз) │
├──────────────────────────────────────┼───────────┼─────────────┤
│ВВП, млрд. руб. │2750 - 2800│3800 - 4000 │
│в % к предыдущему году │94 - 95 │97 - 99 │
├──────────────────────────────────────┼───────────┼─────────────┤
│Объем промышленной продукции, млрд. │ │ │
│руб. │1610 - 1640│2100 - 2430 │
│в % к предыдущему году │94 │97 - 99 │
├──────────────────────────────────────┼───────────┼─────────────┤
│Индекс потребительских цен, в % │170 - 180 │120 - 130 │
│декабрь к декабрю предыдущего года │ │ │
├──────────────────────────────────────┼───────────┼─────────────┤
│Индекс цен предприятий - │ │ │
│производителей промышленной продукции,│ │ │
│в % │119 - 125 │125 - 135 │
│декабрь к декабрю предыдущего года │ │ │
└──────────────────────────────────────┴───────────┴─────────────┘
Последствия кризиса существенно деформировали структуру использования денежных доходов населения. Для поддержания необходимого уровня потребления население более 80% своих доходов использует на эти цели. В 1999 году при сокращении темпов инфляции и постепенном восстановлении нормального функционирования банковской системы можно ожидать, что начнет расти степень доверия населения к организованным сбережениям. В результате в структуре использования денежных доходов населения в 1999 году доля сбережений увеличится при соответствующем сокращении доли расходов на покупку товаров и услуг. Это может привести к сокращению расходов на конечное потребление домашних хозяйств в сопоставимых ценах на 1 - 2%.
Сокращение конечного потребления сектора государственного управления составит около 2 - 3%.
Рост экспорта в 1999 году будет стимулятором динамики реального ВВП, однако он не компенсирует снижения спроса со стороны потребления и накопления.
Бюджетная политика на 1999 год по проекту Минфина России предусматривает доходы федерального бюджета в сумме 485,9 млрд. рублей, расходы федерального бюджета - в сумме 580,8 млрд. рублей.
Дефицит федерального бюджета прогнозируется в размере 94,9 млрд. рублей, в том числе источники его финансирования определены в сумме 67,1 млрд. рублей, из которых внутренние составляют 12,1 млрд. рублей и внешние - 55,0 млрд. рублей, недостаток источников покрытия дефицита федерального бюджета составит 27,8 млрд. рублей.
В связи с предполагаемым переходом с 1999 года на международную методологию учета доходов бюджета и источников финансирования его дефицита в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1999 год учтены доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также доходы от реализации государственных запасов с соответствующим исключением их из состава доходов федерального бюджета.
Налоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета в 1999 году в условиях действующего налогового законодательства составят 428,2 млрд. рублей, или 88,1% от общей суммы доходов федерального бюджета.
Уровень доходов федерального бюджета в ВВП в 1999 году составит 12,8%, или выше уровня ожидаемого исполнения за 1998 год на 3,5 пункта, в том числе налоговых доходов - 11,3%, или с ростом, соответственно, на 3,6 пункта.
В 1999 году прогнозируется изменение структуры налоговых доходов. В частности, в структуре налоговых доходов в значительной мере возрастают доходы от внешнеэкономической деятельности, а также произойдет рост прямых налогов и снижение доли косвенных налогов в общем объеме налоговых доходов, что обусловлено внесенными изменениями в налоговое законодательство в ходе исполнения бюджета в 1998 году.
В общей сумме расходов федерального бюджета на 1999 год расходы по обслуживанию государственного долга составляют 161,3 млрд. рублей, или 27,8%, в том числе расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга составляют 61,4 млрд. рублей, или 10,6%, расходы по обслуживанию государственного внешнего долга - 99,9 млрд. рублей, или 17,2%.
При увеличении удельного веса суммы расходов по обслуживанию государственного долга в общей сумме расходов федерального бюджета по сравнению с 1998 годом на 3 пункта удельный вес расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга сократится на 5,7 пункта, а удельный вес расходов по обслуживанию государственного внешнего долга возрастет на 8,7 пункта.
ИНФЛЯЦИЯ И УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ (%)
ДИНАМИКА ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА (% К ВВП)
И САЛЬДО ПО СЧЕТУ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ
(МЛРД. ДОЛЛ. США)
Значительную роль в 1999 году в процессе формирования макроэкономической политики будет играть банковская система. В условиях экономического кризиса кризис самой банковской системы может надолго затормозить возможности вывода российской экономики на траекторию экономического роста. Тем самым задача оздоровления банковской системы приобретает в 1999 году особое значение. Для ее последовательного решения необходимы определенная компенсация убытков, понесенных банками вследствие финансового кризиса 1998 года, а также преодоление недоверия населения и повышение привлекательности вкладов в банках. Банк России будет стремиться использовать такие методы и инструменты, которые не повлекут за собой значительного падения валютного курса и ускорения инфляции.
Развитие российской экономики в предыдущий период убедительно показывает, что реальные экономические процессы в решающей степени зависят от комбинации факторов, связанных как с проводимой экономической политикой, так и с политическими, институциональными, а также социальными предпосылками ее реализации. В связи с этим Банком России проведены экспертные оценки основных макроэкономических показателей в случае изменения целевых установок по инфляции.
Развитие российской экономики в 1999 году можно оценить исходя из целевых установок на максимально возможное снижение инфляции. В этом случае можно предположить возможность снижения инфляции до уровня 12 - 16% (из расчета декабрь к декабрю). Для достижения этого уровня инфляции должна быть предельно жесткой политика в отношении регулирования цен естественных монополий, необходимы и крайне непопулярные методы, связанные с ограничением роста доходов населения. Кроме того, население в целях поддержания приемлемого уровня потребления сохранит в структуре использования доходов высокую долю расходов на покупку товаров и услуг, оставляя тем самым низкой долю сбережений, что ограничивает общие сбережения в экономике.
В этом случае жесткость политики денежного предложения, высокие спросовые ограничения и снижение прибыли основных товаропроизводителей приведут к усилению экономического спада до 8 - 9%, и в первую очередь в промышленности, сельскохозяйственном производстве и инвестиционных отраслях. Падение производства будет сопровождаться ростом задолженности по заработной плате, ростом скрытой безработицы (в этих условиях произойдет рост и официально зарегистрированных безработных). Ввиду сокращения у предприятий денежных средств возрастет объем неплатежей, увеличится доля бартера в расчетах. Реальные доходы населения могут в этом случае снизиться на 9 - 10%.
Следует также оценить ключевые макроэкономические индикаторы, характеризующие развитие российской экономики в условиях более высокой инфляции (50 - 55% из расчета декабрь к декабрю).
Основной причиной такого развития может послужить недостаточная эффективность осуществления намеченных мер по преодолению кризиса середины 1998 года.
Развитие российской экономики в 1999 году в условиях высокой инфляции может иметь место в случае более значительного превышения расходов бюджета над доходами и возможного сокращения, или даже отсутствия, внутренних и внешних займов и вынужденного осуществления значительного необеспеченного роста денежной базы, что чревато более тяжелыми инфляционными последствиями.
Вследствие существенного необеспеченного роста денежной базы и опережающего в этом случае роста цен степень реальной обеспеченности экономики деньгами сокращается. Результатом сжатия реальной денежной массы и возникновения трудностей в платежной системе в этом случае будут достаточно высокие темпы экономического спада (4 - 5%). В этих же пределах прогнозируется падение реальных доходов населения. Следует также ожидать сохранения значительного давления на курс рубля со стороны населения и банков.
Таким образом, рассмотренные оба альтернативных варианта экономической политики на 1999 год являются неприемлемыми с точки зрения задач максимального ограничения спада в экономике и поддержания доходов населения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей