Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год.

1. Цели и результаты денежно - кредитной политики в 1998 году

1. Цели и результаты денежно - кредитной

политики в 1998 году

Основные цели денежно - кредитной политики на 1998 год были определены в "Основных направлениях единой государственной денежно - кредитной политики на 1998 год". В них была зафиксирована задача снижения инфляции до 5 - 8% в целом за год. При этом валовой внутренний продукт должен был составить 2840 - 2930 млрд. рублей, или 100 - 102% в реальном выражении к уровню предыдущего года. Предполагалось, что предельный размер дефицита федерального бюджета в 1998 году составит 132,4 млрд. рублей, или 4,7% ВВП. В этих условиях индикативный прирост денежной массы М2 <*> в 1998 году мог составить от 22 до 30% за год. Параметры валютной политики были зафиксированы в Совместном заявлении Правительства Российской Федерации и Банка России о валютной политике на 1998 - 2000 годы. В соответствии с Заявлением в этот период центральный курс рубля должен был составить 6,2 рубля за доллар США с предельными отклонениями от него не более 15%. В 1998 году среднее значение обменного курса должно было составить 6,1 рубля за доллар США.

--------------------------------

<*> Денежная масса (М2) включает наличные деньги в обращение вне банковской системы и остатки средств на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.

Однако с начала года финансовая система России испытывала нарастание негативного воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Основополагающими причинами нестабильности явились:

- налогово - бюджетные проблемы, связанные с низким уровнем собираемости налогов, увеличением задолженности по заработной плате и социальным выплатам, ростом расходов по обслуживанию и рефинансированию внутреннего государственного долга;

- рост взаимных неплатежей и фактическое банкротство многих предприятий реального сектора;

- резкое ухудшение состояния платежного баланса, обусловленное неблагоприятным изменением конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов, ростом расходов по обслуживанию внешнего государственного долга и поддержанием завышенного курса рубля;

- обострение ситуации на мировых финансовых рынках, выразившееся в оттоке международного капитала из стран с формирующимися рынками;

- нарастание негативных ожиданий со стороны экономических агентов в отношении способности Правительства Российской Федерации выполнять свои финансовые обязательства.

Необходимость постоянного реагирования на угрозу, а затем и проявления финансового кризиса не позволила органам денежно - кредитного регулирования обеспечить выполнение задач, определенных "Основными направлениями единой государственной денежно - кредитной политики на 1998 год".

В первые семь месяцев 1998 года Банк России осуществлял денежно - кредитную политику в условиях поддержания динамики курса рубля к доллару США в заданных пределах. Особенностью такой политики является то, что главным целевым ориентиром становится валютный курс, а динамика других характеристик денежной сферы, таких, как денежная масса и процентные ставки, формируется, исходя из задачи поддержания заданной динамики валютного курса.

При росте доходности на внутреннем рынке государственных заимствований неоднократно повышалась ставка рефинансирования (ее максимум пришелся на конец мая - начало июня, когда она составила 150%), ставки по ломбардным кредитам, а также ставки по привлечению средств в депозиты Банка России. В результате Банку России в первом полугодии удалось сохранить объявленную динамику валютного курса (снижение валютного курса рубля за семь месяцев составило 4,03%, а прирост инфляции - 4,2%). Однако это происходило в условиях сокращающихся золотовалютных резервов Банка России: за первые шесть месяцев 1998 года они снизились на 12,8%. Ситуация осложнялась и уменьшением внутренних источников пополнения валютных резервов страны вследствие того, что в результате ухудшения условий внешней торговли России в первом квартале 1998 года сложилось отрицательное сальдо по счету текущих операций. За семь месяцев 1998 года отмечалось и абсолютное сокращение денежной массы М2 на 3,8%, а широкие деньги М2Х (денежная масса с учетом валютных депозитов) уменьшились на 5,2%.

Таким образом, сложившееся в первой половине 1998 года положение свидетельствовало о существенном изменении макроэкономических условий, которым соответствовал иной, более низкий обменный курс рубля.

В этот период стало очевидным, что государственные краткосрочные обязательства из инструмента, предназначенного для привлечения средств в федеральный бюджет, стали, наоборот, механизмом, поглощающим средства из бюджета. Вследствие чего Правительством Российской Федерации было принято решение об отказе от заимствований на этом рынке и о переоформлении государственных ценных бумаг (ГКО - ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 года в новые ценные бумаги.

Летом 1998 года поддержание стабильного реального обменного курса осуществлялось в основном за счет резервов Банка России, а суммы, выплаченные Правительством Российской Федерации в результате погашения государственных ценных бумаг, в условиях отказа от новых займов стали оказывать дополнительное давление на валютный рынок. Продолжение политики искусственного поддержания валютного курса путем проведения валютных интервенций могло привести к катастрофическому истощению золотовалютных резервов Банка России.

Продолжающееся снижение стоимости такого банковского актива, как государственные ценные бумаги, обострило трудности с рублевой ликвидностью банков. Кроме того, падение стоимости российских ценных бумаг на внешнем рынке привело к необходимости пополнения залога под кредиты в иностранной валюте, предоставленные российским банкам нерезидентами.

В этих условиях появилась реальная угроза неплатежеспособности российской банковской системы в целом.

В этот период режим привязки курса рубля к доллару США, с одной стороны, был элементом политики, направленной на привлечение в экономику иностранных инвестиций, но, с другой стороны, ее следствием стало то, что банки не могли адекватно оценивать возникающие потенциальные риски. Банки хеджировали валютные риски нерезидентов путем проведения с ними срочных сделок на поставку иностранной валюты, в ряде случаев в значительных объемах. В результате дестабилизации ситуации на финансовых рынках финансовое состояние банков резко ухудшилось.

17 августа 1998 года было принято решение о введении 90-дневного моратория на возврат финансовых кредитов, полученных от нерезидентов Российской Федерации, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченных залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным контрактам.

Начиная с 17 августа 1998 года Банк России изменил границы валютного коридора. Был также изменен механизм установления валютного курса рубля по отношению к доллару США. Официальный курс рубля стал определяться в результате торгов на ММВБ. Отказ Правительства Российской Федерации от заимствований на внутреннем рынке означал, что в условиях экономической неопределенности вложения в иностранную валюту, прежде всего в доллар США, стали наиболее привлекательным видом активов практически для всех экономических агентов, включая население. Это усилило давление на рубль и способствовало сохранению высоких девальвационных ожиданий. В этих условиях Банк России оставался практически единственным продавцом иностранной валюты на валютной бирже. Ажиотажный спрос на валюту усилился после отставки Правительства Российской Федерации. Золотовалютные резервы Банка России продолжали уменьшаться. В июле - августе Банк России израсходовал на поддержку курса рубля около 9 млрд. долларов валютных резервов. Однако ни валютные интервенции, ни увеличение ставок по кредитам Банка России, ни его действия по изъятию ликвидности путем привлечения средств в депозиты Банка России не могли удержать ситуацию. 1 сентября Банк России объявил об отказе от политики поддержания курса за счет значительных валютных интервенций, ограничив их роль сглаживанием крайне резких колебаний курса рубля, и перешел к режиму плавающего валютного курса.

Такая политика позволяет осуществлять более гибкое управление совокупным денежным предложением. Экономически обоснованный валютный курс создает условия для стабилизации покупательной способности национальной валюты на основе самостоятельной денежно - кредитной политики.

Основное преимущество денежно - кредитной политики, проводимой в условиях плавающего валютного курса, состоит в том, что устраняется опасность возникновения дисбаланса, связанного с несоответствием валютного курса изменяющимся макроэкономическим условиям и оказывающего серьезное негативное воздействие на экономическое развитие. При режиме плавающего валютного курса Центральный банк получает возможность для повышения насыщенности экономики деньгами. Рыночное определение валютного курса, на поддержание которого не расходуются валютные резервы Центрального банка, позволяет банку, в частности, больше внимания уделять проблемам реального сектора экономики. В этих условиях также появляются возможности увеличения положительного сальдо счета текущих операций, улучшения платежного баланса в целом. А это в свою очередь позволяет начать работу по восстановлению золотовалютных резервов Банка России, что чрезвычайно важно в посткризисный период для достижения долгосрочной стабилизации национальной валюты. Так, уже в сентябре - октябре Банк России несколько увеличил свои золотовалютные резервы. После введения режима плавающего валютного курса существенно увеличились и остатки средств на корреспондентских счетах банков, что способствовало постепенному разрешению кризиса банковских неплатежей. Причем постепенный рост денежного предложения не сопровождался ускорением инфляции. В целях координации использования инструментов денежно - кредитной политики и текущего контроля за ходом ее реализации в Банке России создан комитет по денежно - кредитной политике.